Отвалившийся кусок горы на фото
timag82 Как почувствовать всю мощь природы и ничтожность перед ней человека, сидя у себя дома на диване? Да очень просто. Делюсь своим опытом. Зимой мы решили, что этим летом обязательно съездим в Грузию. Я придумал классный маршрут, который начинался во Владикавказе, и уже в феврале мы купили билеты на самолет до этого города. Мне давно хотелось проехать по Военно-Грузинской дороге, соединяющей столицу Северной Осетии с Тбилиси. По этой исторической и невероятно живописной трасе от Владикавказа до Тбилиси около 200 километров, а до горной грузинской деревни, в которой мы рассчитывали остановиться на две ночи - меньше 50. Этот путь не сильно дешевле и едва ли удобнее прямого перелета из Москвы в Тбилиси, но несравненно интереснее.
И вот за три недели до нашей поездки от одной из вершин Главного Кавказского хребта откололся кусок ледника, что вызвало сход оползня в Дарьялском ущелье, по которому проходит проходит Военно-Грузинская дорога. Если помните, несколько лет назад, в результате аналогичного происшествия в этом ущелье погибла группа режиссера Сергея Бодрова. На сей раз ЧП произошло на территории Грузии, но прямо у границы с Россией. Снова несколько человек погибло и пропало без вести. Отвалившийся кусок горы словно игрушки разметал огромные фуры и не только намертво перекрыл 400-метровый участок Военно-Грузинской дороги, но даже на некоторое время заблокировал русло реки Терек. К счастью, вскоре вода нашла альтернативный путь, что исключило риск затопления ущелья.
На месте природной катастрофы сразу начались аварийные работы, но вскоре стало понятно, что на расчистку дороги потребуется не меньше месяца. Оказалось, что и так бывает: ты можешь спланировать свой маршрут по дням и часам, а потом какой-нибудь ледник, провисевший на своем месте тысячи, если не миллионы лет - я не силен в геологии - решит обвалиться и обрушит все твои планы.
Для жителя равнин выход из строя одной дороги - это, конечно, неприятно, но не критично. Если, скажем, Ленинградка провалится под землю от перманентных пробок, я все же смогу ездить в Москву по Пятнице. Если что-то случится и с ней - буду огородами выбираться на Новосходненское шоссе. На самый крайний случай никто не отменял возможности объехать все препятствия по «бетонке» и дальше по Дмитровке или Волоколамке. Но в горах все по-другому. Единственная дорога, которая может считаться адекватной альтернативой Военно-Грузинской - Транскавказская магистраль - идет через Южную Осетию, через которую попасть в Грузию нельзя по политическим причинам. Такая же фигня, кстати, с Абхазией, хоть она и достаточно далеко от Владикавказа. Вот и получается, что преодолеть Кавказские горы по земле больше никак нельзя - их можно только объехать - через Дагестан и Азербайджан (из Баку в Тбилиси ходит ежедневный ночной поезд), но это крюк в тысячу километров. К тому же, поезда из Владикавказа в том направлении не ходят, а найти адекватное расписание автобусов в этом регионе, чтобы еще дома спланировать транзит через Ингушетию, Чечню и Дагестан, - утопия.
В общем, перед нами встала нетривиальная логистическая задача. Я, конечно, люблю заниматься их решением, но предпочитаю делать это при исходном планировании поездки, а не «залатывании дыр» в маршруте, изначально составленном при совершенно других вводных. Владикавказ же со сходом оползня в Дарьялском ущелье одномоментно превратился из самого удобного места для попадания в Грузию в самое неудобное. Знать бы заранее - взяли бы сразу прямой билет в Тбилиси, рассмотрели бы вариант с «ракетой» Сочи - Батуми или хотя бы подумали бы над тем, как удобнее попасть в Азербайджан. А тут... Хотя, конечно, спасибо, что не за день до выезда из дома.
Приемлемое решение, конечно, нашлось и, как ни странно, оно оказалось связано с воздушным транспортом. Оказалось, что из Минеральных вод, до которых от Владикавказа 220 километров, всего за 1841 рубль с человека можно улететь в Ереван, от которого до Тбилиси 280 километров. Так что теперь мы попадем в Грузию всего на день позже запланированного и даже, наверное, съездим в Степанцминду - ту самую деревню у подножия Казбека, где по изначальному плану должны были провести первые две ночи. Но моя мечта вдумчиво и полностью проехать Военно-Грузинскую дорогу, на которую было отведено три из девяти дней нашей поездки, останется мечтою. Во всяком случае пока. Против природы не попрешь.
Последствия оползня в Дарьялском ущелье. Фото из
фейсбука министра внутренних дел Грузии Александра Цикаидзе