Фильм в духе Жюля Верна

May 18, 2013 23:39




Такую характеристику картине «Кон-Тики» (Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, 2012 год, режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг) дала моя френдесса annataliya Я, конечно, знал об этом фильме и собирался его посмотреть и до ее отзыва, но после появления оного поймал себя на мысли, что лучшей рекомендации приключенческому фильму для меня и не придумать - в детстве я зачитывался романами Жюля Верна.
Разумеется, живописать приключения великого норвежского путешественника Тура Хейердала французский «фантаст» не мог, так как они жили в разные века, но, как вы понимаете, речь здесь идет о духе, а не о букве художественных произведений. К слову, показ картины в кинотеатре предваряет замечательный эпиграф, в котором сообщается о том, что «этот фильм о великом путешествии» посвящается нашему выдающемуся соотечественнику Юрию Сенкевичу (ниже объясню, почему именно ему) и «всем людям, одержимость и упорство которых меняют наше представление о человеческих возможностях».
Проживший долгую жизнь Тур Хейердал, в течение почти всего XX века занимался археологической, этнографической и прочей околоисторической деятельностью, но настоящую славу ему принесли путешествия через океаны на самодельных лодках и плотах, сделанных по технологиям, доступным древним людям. В нескольких таких экспедициях Хейердала принял участие и Юрий Сенкевич, чем он и обязан своим попаданием в титры фильма.
Первым и самым отчаянным морским «проектом» Хейердала стала экспедиция на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан из Перу во Французскую Полинезию, предпринятая в 1947 году. Проведя в конце 30-х целый год на полинезийском острове Фату-Хива, норвежский исследователь заметил, что все течения в Тихом океане идут с востока на запад и что на острове немало растений, схожих с южноамериканскими, да к тому же узнал от аборигенов, что, согласно местным преданиям, их предки под предводительством бога Солнца Тики приплыли на Фату-Хива с востока. После этого Хейердал выдвинул теорию, согласно которой острова Французской Полинезии могли бы заселены выходцами из Южной Америки, а не из Азии, как считалось в то время. В академических кругах теорию не приняли, посчитав возможность такого путешествия на плотах научной фантастикой, и тогда Хейердал решил доказать ее состоятельность экспериментальным путем - переплыв на плоту из бальсового дерева из Перу в Полинезию.



Собственно этому путешествию и посвящен фильм «Кон-Тики». В картине, разумеется, нашлось место и «прологу», посвященному возникновению этой теории, и нескольким сценам из детства Хейердала, и рассказу о его попытках собрать в Америке деньги на экспедицию, но, наверное, две трети фильма рассказывают непосредственно о путешествии - о том, как шесть взрослых отчаянных мужчин сто дней плывут по океану на плоту, предоставленные воле течения и ветра.



Снят фильм очень красиво. Особенно впечатляющими и захватывающими получились сцены с китами и нападением акул. Наши соседи по кинозалу во время сеанса несколько раз восторженно восклицали «Ух-ты!». Режиссеры чередуют экшн и более спокойные сцены, рассказывающие о быте на плоту и взаимоотношениях между участниками экспедиции. В каких-то моментах фильм может показаться недостаточно динамичным, но мне в этой периодической «неторопливости» видится авторская задумка: показать, что настоящий героизм и мужество - это не сиюминутный порыв, а долгое и упорное преодоление трудностей на пути к поставленной цели. Фильм не лишен психологической составляющей (в трудные минуты на «Кон-тики» случаются конфликты) и даже любовной линии (Тура Хейердала дома в Норвегии ждет жена с двумя маленькими детьми).



Члены экипажа «Кон-Тики» сняли о своем путешествии киноленту, которая в 1951 году получила «Оскара» как лучший документальный фильм. Современная художественная картина, ставшая, очевидно, самым масштабным произведением в истории норвежского кинематографа, также была номинирована на ряд премий, но больших призов не получила. Не буду называть «Кон-Тики» выдающимся художественным произведением, но это, безусловно, очень достойный фильм, интересно, красиво и, насколько я могу судить, достаточно достоверно (во всяком случае, без очевидных ляпов и подтасовки событий) рассказывающей о замечательной истории. И уж точно эта картина во всех смыслах гораздо полезнее для зрителя, чем очередной, 25-й, выпуск «Крепкого орешка» или 14-я серия «Американского пирога» (Что, такие фильмы еще не вышли? Ну, ничего, скоро будут!). Рекомендуется к просмотру любителям приключений, тем, кто в детстве зачитывался Жюлем Верном, и, конечно, тем, для кого путешествие - это не две недели в году на «олл инклюзиве» в туристической резервации где-нибудь в Турции или Египте, а что-то вроде способа познания мира.

image Click to view


ИСТОРИЯ, ИСКУССТВА, КИНО

Previous post Next post
Up