Тысяча и один неоловянный солдатик

Jun 03, 2011 22:34





Здесь и далее фото Василия Повольнова (Инфопортал Зеленограда)

Драгуны с конскими хвостами, уланы с пестрыми значками, бравые кирасиры, залихвацкие гусары - всего около тысячи солдатиков ростом меньше карандаша - предмет гордости сотрудников зеленоградского краеведческого музея, в котором работает выставка «Военно-историческая миниатюра», посвященную истории российского военного мундира с петровских времен до середины ХХ века. Такой цельной авторской коллекции, представляющей историю российского военного мундира на протяжении двух с половиной веков - с момента появления регулярной русской армии почти до наших дней - нет ни в одном другом музее страны.
Автор коллекции, зеленоградец Вячеслав Петрович Филиппов, ваял своих воинов с научной доскональностью и ювелирной точностью. Раскрашенные в разные цвета солдатики из олова, дерева и других материалов существовали, кажется, во все времена. Филиппов же делал фигурки из прессованного пенопласта и одевал по-настоящему - в ткани, меха, кожу.
Эскизы Вячеслава Петровича Филиппова:
1

Научную ценность его «поделкам» придает педантичность, с которой военный пенсионер подходил к созданию каждого образа, тщательно изучая перед началом работ исторические документы. Можно не сомневаться, что, если в 1720 году количество пуговиц на клапанах карманов фузилеров Преображенского полка уменьшилось с четырех до трех, значит и фигурки солдат последней пятилетки правления Петра I непременно меняли свою форму по сравнению с коллегами предыдущих годов.
В конце 80-х годов коллекция Вячеслава Петровича Филиппова выставлялась в Зеленоградском историко-краеведческом музее. Сам автор принимал непосредственное участие в оформлении выставки, проводил экскурсии и общался с посетителями. В 1989 году на базе коллекции была создана постоянная экспозиция, а в 92-м, после смерти мастера, при содействии предприятия «ДОКА» коллекция была выкуплена в собственность музея.

Костюмы пехоты, кавалерии и артиллерии времен Петра I:

2

Первая регулярная российская армия была создана Петром I. После разгона стрельцов основой ее стали знаменитые «потешные» (а впоследствии - гвардейские) Преображенский и Семеновский полки, сформированные будущим императором еще во время его жизни в селе Преображенском под Москвой.
Неудивительно, что форму для своих солдат царь-реформатор, прорубивший окно в Европу, создал по западноевропейскому образцу, по возможности сделав ее более удобной и приспособленной к российским реалиям. Например, на время похода солдатам полагались сапоги с высокими голенищами, хотя в другое время они носили туфли.
Пехотинцев Петр I одел в форму зеленого цвета, артиллеристам достались красные мундиры, кавалеристам - синие. Солдаты в петровские времена носили распущенные волосы до плеч.

«Кавалергардов век недолог и потому так сладок он». Кавалергард в форме образца 1855 года:

3

Петр I признавал только тяжелую кавалерию драгунского типа. В отличие от большинства своих коллег драгуны были способны вести бой как в конном, так и в пешем строю. Но именно Петром в преддверии коронации его жены Марты Скавронской, будущей императрицы Екатерины I, был создан парадный конный полк кавалергардов. Представители этого полка охраняли членов императорской фамилии, сопровождали их в поездках, несли службу при дворе, а при Павле I участвовали в рыцарских турнирах.

Гусары середины - второй половины XVIII века:

4

Гусары середины - второй половины XVIII века:

5

Гусары времен Отечественной войны 1812 года:

6

Первая гусарская конница появилась в Венгрии в 1458 году. Создание этого типа кавалерии в российской армии связано с именем дочери Петра I - Елизаветы. Примечательно, что на протяжении полутора веков у гусар практически не менялась форма. Только при Александре I у них появился новый головной убор.

Предшественницей Елизаветы Петровны на императорском троне, Анной Иоанновной, были учреждены отряды кирасиров - кавалеристов, получивших свое название по металлическому «бронежилету» - кирасе.

Форма прусского образца времен Петра III:

7

Если Елизавета Петровна, взойдя на престол в результате дворцового переворота, впервые появилась перед полками российской армии в мундире петровской эпохи, и в годы ее правления военная форма в стране принципиально не менялась, то ее наследник, герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Пётр-Ульрих, вошедший в историю под именем Петра III, произвел революцию в вопросе экипировки армии. Новый российский император был известным германофилом. За те полгода, что он находился у власти, молодой самодержец успел «отменить» завоевания России в ходе Семилетней войны и переодел армию в форму немецкого образца.

Солдаты при Петре III экипировались узким мундиром и штанами, неудобными башмаками и высокими головными уборами. Новобранцев приходилось подолгу приучать к такой форме одежды. А узкие штаны даже приходилось опускать в воду - иначе натянуть на ноги их было практически невозможно. Офицеры при Петре III обязаны были носить парики, а солдаты - косы. Чтобы прическа не теряла свою форму, солдатам приходилось мазать волосы салом и посыпать мукой.

Кавалерист времен Екатерины II:

8

При Екатерине II, заступившей на престол в результате очередного дворцового переворота, пропрусские нововведения ее мужа Петра III были отменены. В годы правления Екатерины были проведены две военные реформы. Наиболее значимой была так называемая потемкинская реформа 1786 года. Она изменила в том числе и форму солдат российской армии, сделав ее, возможно, самой удобной формой XVIII века. Именно министром военных дел Потемкиным были введены короткие стрижки солдат в целях борьбы против насекомых.

Пехота времен Павла I в форме австрийского образца:

9

Сын Екатерины Павел I, недолюбливавший свою мать, быстро отменил многие ее нововведения. В каком-то смысле время правления Павла напоминало царствование Петра III. Он снова ввел в армии прусские порядки и переодел ее в форму австрийского образца.

Впрочем, нельзя не отметить, что именно Павел ввел в экипировку российской армии такую незаменимую деталь гардероба как шинель. До этого солдаты и офицеры обходились епанчей - накидкой на завязках, которая не могла спасти от холода в условиях сурового российского климата.

Форма гвардейской пехоты времен Отечественной войны 1812 года:

10

Форма обычной пехоты времен Отечественной войны 1812 года:

11

Солдаты народного ополчения времен Отечественной войны 1812 года:

12

«Драгуны с конскими хвостами» образца 1812 года:

13

«Уланы с пестрыми значками» образца 1812 года:

14

15

Артиллеристы времен Отечественной войны 1812 года на огневой позиции:

16

17

Михаил Илларионович Кутузов и его штаб в ставке у деревни Горки (1812 год):

18

При Александре I австрийский вектор в экипировке российской армии сменился на французский. В форме времен Отечественной войны 1812 года явно просматривается близкое современным реформаторам желание держаться в русле модных европейских тенденций. За основу верхней части формы был принят фрак - короткая куртка пехотинцев имела сзади хорошо различимые фалды. Головные уборы - кожаные кивера - своей чуть вытянутой формой напоминали цилиндр. Тогда же была введена трехцветная (оранжево-черно-белая) кокарда, сохранявшаяся в армейской экипировке вплоть до 1917 года.

Тем не менее, форма времен Александра I была так схожа с французской, что в ходе войны 1812 года это периодически приводило к казусам - русским крестьянам доводилось по ошибке брать в плен своих же солдат.

Парадная форма гвардейской пехоты времен Александра II:

19

Повседневная форма пехоты времен Александра II:

20

Александр II, проводивший активные реформы в самых разных сферах, конечно, не мог обойти своим вниманием и армию. При нем повседневная форма обычных (не гвардейских) подразделений пехоты во многом приблизилась к современному виду. Солдаты и офицеры получили удобные сапоги, кители на подстежке, фуражки и брюки, которые можно было носить как навыпуск, так и заправив в сапоги.

Пехотинцы времен русско-японской войны:

21

Форма российской пехоты времен русско-японской войны (правление Николая II) вошла в историю отечественного военного мундира как одна из самых ярких ошибок. В пейзажах Дальнего Востока белое обмундирование, красно-белые головные уборы с начищенными до блеска кокардами были прекрасной мишенью для противника. После этого для экипировки военнослужащих использовалась только форма маскировочных тонов.

Пехотинцы времен первой мировой войны:

22

23

Если не вглядываться в детали, форму времен первой мировой войны сложно отличить от современной. Кроме того, на нее как две капли похожа форма Красной армии первых послереволюционных лет. Тому есть прозаичное объяснение - большевики использовали запасы экипировки, оставшиеся на складах царской армии.

И даже знаменитая буденовка, ставшая одним из символов «красных» во время гражданской войны, на самом деле досталась большевикам в наследство от царского режима. Еще Александр III, желавший изменить внешний вид военной формы, поручил художникам Васнецову, Коровину и Бибикову разработать эскизы шинели, напоминающей стрелецкий кафтан, и головного убора, похожего на богатырский шлем. Именно тогда и появился прообраз знаменитой буденовки.

Советская форма образца военной реформы 1935 года:

24

Первая кардинальная советская реформа в области военного обмундирования прошла в 1935 году. Одной из главных ее черт стало введение знаков различия, размещенных на воротниках, а у высшего состава также на рукавах. Именно в этой форме советская армия вошла в Великую Отечественную войну.

Форма советской армии времен Великой Отечественной войны (после реформы 1943 года):

25

26

В следующий раз обновление внешнего вида обмундирования произошло уже во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда стало понятно, что в скором времени советской армии предстоит выйти за пределы СССР. Тогда же на форму советских солдат и офицеров вернулись погоны.

Генерал советской армии 50-60-х годов - самый «современный» экспонат выставки:

27

В экспозиции «Военно-историческая миниатюра» присутствует также панорама знаменитого Ледового побоища на Чудском озере. Эта композиция не была завершена при жизни Вячеслава Петровича Филиппова и приобрела вид панорамы уже после смерти автора благодаря усилиям сотрудников музея.

Панорама Ледового побоища:

28

В отличие от других экспонатов выставки, внешний вид «участников» Ледового побоища не может быть признан исторически достоверным - с точностью восстановить их облик из-за малого количества исторических документов не представляется возможным.

Кроме того, в экспозиции представлены увеличенные макеты российских орденов, также выполненные Вячеславом Петровичем Филипповым.
Зеленоградский историко-краеведческий музей открыт для посетителей с 10:00 до 18:00 со вторника по пятницу и с 12:00 до 20:00 по субботам. Стоимость входного билета - 60 рублей, для посетителей льготных категорий - 20 рублей. По экспозиции «Военно-историческая миниатюра» и другим экспозициям музея можно заказать экскурсию.

МУЗЕИ, МОСКВА, ИСТОРИЯ, ЗЕЛЕНОГРАД, РАБОТА

Previous post Next post
Up