От Ленинградки до Манежки

Dec 17, 2010 01:59


Короче, там ниже длинно, сложно и вообще «многа букаф» и «аффтар, выпей йаду!».
Два главных тезиса:
1. БЕСПОРЯДКИ НА МАНЕЖКЕ УСТРОИЛИ НЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ.
2. СОБЫТИЯ НА МАНЕЖКЕ ВЫГОДНЫ ВЛАСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОМУ БЫ ТО НИ БЫЛО.
Кому интересно, читайте целиком: с длинными вступлениями, пространными отступлениями и мешающими пояснениями. :)

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что из всего происходящего в мире меня сейчас более всего волнуют события, развернувшиеся в нашей стране в связи с убийством болельщика «Спартака» Егора Свиридова. В силу принадлежности Егора к фанатскому движению эту трагическую новость я узнал гораздо раньше, чем она вышла на первые полосы газет и верхние строки информационных порталов, и, можно сказать, с самого начала пристально следил за развитием событий. Все последние дни эта тема оставалась в фокусе моего внимания: после беспорядков на Манежке я прочитал множество свидетельств очевидцев, статей политических (и не только политических) обозревателей и постов умных людей, пытаясь разобраться в происходящем и сформулировать свое мнение. И вот, что мне кажется самым интересным во всем этом…
Ситуация, которая в итоге переросла в массовые беспорядки под националистическими лозунгами изначально была спровоцирована очередным проявлением коррумпированности правоохранительных органов. При этом конфликт, в результате которого был убит Егор Свиридов, возник вовсе не национальной почве. Вчера эту «новость», озвученную представителями прокуратуры, с апломбом сенсационности разнесли по стране средства массовой информации, но на самом деле об этом было известно почти сразу - из интервью самих пострадавших и вдовы Егора (к тому же, среди пострадавших из «русской» компании был парень с фамилией Гаспарян).
Так вот, когда в прошлый вторник фанаты (на тот момент, в отличие от Манежки, это действительно были, в основном, фанаты, хотя далеко уже не только спартаковские - это к вопросу о заголовках типа «Восстание Спартака на Манежке» и бытовом употреблении выражений вроде «фанаты против кавказцев») собрались у здания прокуратуры у метро «Аэропорт», они протестовали против действий правоохранительных органов, которые почти сразу отпустили на все четыре стороны всех задержанных участников драки, кроме Аслана Черкесова, подозреваемого в убийстве. Не дождавшись внятной реакции со стороны представителей прокуратуры, толпа перешла к более решительным действиям и на полчаса заблокировала движение по Ленинградскому шоссе. Можно не одобрять такие методы привлечения внимания властей к какой-либо проблеме, но более действенных (и относительно мирных) способов для этого в нашей стране, похоже, не осталось.
Конечно, глупо отрицать, что уже тогда прозвучали первые скандирования националистических лозунгов и были разбиты первые стекла уличных витрин и киосков. От проблемы национализма в этой истории все равно никуда не деться - в слишком уж плодородную почву упало зерно очередного межнационального конфликта (пусть и на бытовой почве). И все-таки я настаиваю на том, что первая акция протеста была спровоцирована прогнившей системой государственной власти (в данном случае - правоохранительных органов) и против нее же, по сути, направлена.
В субботу в Москве состоялись еще две акции: организованная фанатами акция памяти Егора Свиридова на Кронштадском бульваре, где он был убит, - там все прошло тихо и мирно, и вторая - пресловутая Манежка с невнятным кругом организаторов и известными последствиями. Тут важно отметить, что все организованные фанатские объединения открестились от демонстрации на Манежной площади еще до ее начала и поспешили повторить свое отречение сразу после произошедших событий. Не буду сейчас цитировать не по-фанатски выдержанные дипломатические заявления «Фратрии» (объединения болельщиков «Спартака»), провозглашающие приверженность исключительно к действия, не выходящим за рамки закона, но это чистая правда, что в анонсах субботних событий, исходящих от фанатских организаций, уделялось серьезное внимание разъяснительной работе с просьбой не поддаваться на провокации, которые наверняка последуют в ходе планировавшихся акций (во множественном числе - потому что акции планировались не только в Москве, но и в других городах России).
Это я не к тому, что футбольных фанатов на Манежке не было. Были, конечно. Но, во-первых, не фанатские движения эту акцию организовывали, а во-вторых, помимо них на площади в тот день было еще много разного народа - и активисты ДПНИ, и нацболы, и скинхеды, и, как точно было сформулировано в записи одного моего френда, просто обдолбанная подмосковная гопота, которая услышала где-то, что на Манежке можно будет «пи…ить чурок». И, вообще, давайте называть вещи своими именами: например, нацистов - нацистами. За какую бы команду они при этом ни болели и какие бы фильмы, например, ни смотрели. Это на стадионе они - спартаковские (или чьи-то еще) болельщики. А здесь, на Манежке, на мероприятии, к организации которого фанатские движения не имеют никакого отношения, они… ну, судя по дальнейшим событиям, нацисты. Потому что иначе их с таким же успехом можно называть, например, любителями фильма «Ирония судьба, или С легким паром» - уверен, число поклонников этой картины в толпе было гораздо больше числа футбольных фанатов вообще и «Спартака» в частности.
Но оставим в стороне фанатский вопрос. Выскажу лучше крамольную мысль: беспорядки на Манежке были гораздо выгоднее властям, чем футбольным фанатам и, возможно, вообще чем кому бы то ни было. Сразу оговорюсь, что не являюсь сторонником конспирологических теорий, объясняющих природу любых событий заговорами спецслужб. Я, конечно, читаю иногда статьи из серии «зачем ФСБ устраивает взрывы в московском метро», но больше для «общего развития», ибо воспринимать все это всерьез при всей, казалось бы, логичности аргументации… ну, как-то совсем грустно.
И все-таки от своей крамольной мысли в данном случае не откажусь. Ну, вот смотрите: что мог увидеть в доманежных событиях вдумчивый обыватель? Например, то, что увидел я: относительно мирную демонстрацию гражданского протеста, спровоцированного коррупцией в органах власти. Тут ведь того и гляди зашевелится в душе обывателя червячок «малодушия» по отношению к власти с ее жесткой вертикалью, да пробудится, не дай бог, симпатия по отношению к людям, которые из солидарности к беде своих товарищей выходят на улицы, чтобы доступным им способом выразить протест против сложившегося положения вещей.
И что видит этот обыватель на Манежке: отвратительные пьяные рожи, кидание зиг в сотнях метров от Могилы Неизвестного солдата, дикое избиение лиц неславянской внешности и… доблестный ОМОН, самоотверженно разгоняющий отморозков. Фокус внимания переключен с антикоррупционной составляющей протеста на межнациональную; футбольные фанаты, под «брендом» которых почти все СМИ без разбора объединяют всех демонстрантов, снова отнесены к категории антисоциальных элементов; власть получает повод к закручиванию гаек для наведения конституционного порядка.
Кто-то из московских милицейских чинов уже выступил с инициативой ужесточения действий милиции при разгоне несанкционированных митингов, а президент Медведев не далее чем сегодня высказался о необходимости проведения работ по профилактике экстремизма. Ну, в общем, дальше все понятно. В этом смысле совершенно неудивительно, что анонсировавшихся столкновений у Киевского вокзала, активное ожидание которых  весь вчерашний день нагнетало страсти в Москве, в итоге так и не произошло. Власть на деле продемонстрировала способность поддерживать соблюдения законности и порядка. Ну-ну.
Участников драки, в которой был убит Егор Свиридов, теперь заново отлавливают по одному. Над ними наверняка устроят показательный процесс и впаяют по максимуму, чтобы успокоить общественность. А вот милиционеров, которые по «непонятным» причинам поначалу отпустили подозреваемых, по-моему, до сих пор ищут - ну, в смысле, пытаются установить. Не удивлюсь, если не найдут - похоже, так просто система своих не сдает. А ведь, если задуматься, именно с них все и началось.
Не будь этого беспредела в правоохранительных органах, из-за которого люди вынуждены выходить на улицы, чтобы требовать не повешения виновных на ближайшем фонарном столбе, а просто справедливого расследования преступления, не было бы у нас на прошлой неделе ни Ленинградки, ни Манежки, ни волны межнациональных конфликтов по всей стране. Межнациональных проблем, которые, безусловно тоже существуют, нормальная система правоохранения, конечно, сама по себе не решила бы, но их лишнего обострения точно помогла бы избежать. Главная проблема-то не в кавказцах, а в том, что слова министра внутренних дел Рашида Нургалиева о том, что «никому в этой стране не позволено нарушать закон» (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой), произнесенные им в обращении к гражданам после событий на Манежной площади, способны вызвать у этих граждан лишь ухмылку. Но е..ать, как «поется» в одном из слоганов, озвученных на Манежной площади, мы, похоже, будем Кавказ.

ИСТОРИЯ, СТРАНА, ОБЩЕСТВО

Previous post Next post
Up