Александр Лобок - Вероятностный Мир

Aug 11, 2011 21:50



"Вероятностный Мир" - это книжка про один эксперимент в образовании. Эксперимент проходил с 1993 по 2001 год, и заключался в том, что целый класс детей учили вообще без какой бы то ни было учебной программы. Совсем.

Вместо программы было "вероятностное образование": ребенок занимается тем, что ему интересно, педагог - моделирует ситуации, заинтересовывает и направляет. Никаких учебников, никаких оценок, никаких планов.

Увлекательный отчет о том, что из этого вышло, можно скачать и почитать. Единственный, наверное, минус - поскольку это сборник статей под одной обложкой, в книге очень много повторов и пережевываний одного и того же. Поэтому я выбрал наиболее, как мне кажется, характерные цитаты, и собрал их в такой небольшой список:
  1. В сущности говоря, техническая сторона дела состояла в том, чтобы, во-первых, все сколько-нибудь значимые слова и фразы совершающейся в классе детской устной речи превращать в письменную речь, а, во-вторых, создавать такие учебные ситуации, в которых записанная детская речь становилась бы личностно значимой для каждого ребенка в классе.
  2. На наш взгляд, вообще крайне важно предлагать детям какие-то задания, не предлагая никакого определенного алгоритма их выполнения. Нам кажется, что при решении любой задачи может оказаться весьма ценным период, когда ребенок сам барахтается в ее условиях, пытается разобраться в ней «на свой страх и риск», и, в конце концов, изобретает свой - громоздкий и неуклюжий, но зато свой способ решения.
  3. Самая главная задача учителя в описываемой системе образования - не столько учить, сколько создавать у учеников потребность в образовании [...] Учитель здесь выступает в роли своего рода изобретателя ситуаций, в которых у ребенка возникает потребность в переборе вариантов.
  4. глубинная суть письменной речи [...] заключается в том, что она создает своеобразное рефлексивное зеркало, благодаря которому ребенок (а в культурогенезе - человечество в целом) получает удивительную возможность затормозить и ощупать взглядом свою собственную мысль.
  5. фактом эксперимента, построенного на указанной основе стало то, что уже к середине первого года обучения для всех без исключения детей экспериментальной группы стало естественным письменное самовыражение в исключительно сложных в грамматическом отношении формах.
  6. письмо в том виде, в котором его преподают в начальной школе, - это глубоко бессмысленная с точки зрения маленького ребенка деятельность по орфографически грамотной записи некоторого фиксированного набора имеющихся в букваре или учебнике слов.
  7. вряд ли следует говорить, что письменная речь - это "более высокая" ступень в развитии речи; она просто-напросто другая форма речи, и эти две формы речи отнюдь не выстроены в затылок друг другу, и одна из них не является основанием для другой - они обладают как бы равнозначимой ценностью.
  8. Я наивно полагал, что если у ребенка, переходящего в среднее школьное звено, сформирована мощная самообразовательная потребность, среднее школьное звено сумеет без особого труда адекватно на эту самообразовательную потребность ребенка ответить... А ведь на самом-то деле главная беда нашей средней школы в том и состоит, что она совершенно не заинтересована в реальных самообразовательных потребностях ребенка [...] но заинтересована исключительно в том, чтобы навязать ребенку некоторое чуждое ему образовательное содержание.
  9. способность письма - это вовсе не способность руки. Таковой она выглядит лишь в том случае, если мы сводим письмо к переписыванию чужих текстов. Однако действительная проблема письма состоит в том, чтобы перевести имеющееся в моей голове содержание в план письменной речи. И в этом смысле огромное количество людей, которые научились в школе переписывать, так и не выучились писать.
  10. Как счастливы оказываются те дети, которым повезло научиться читать в дошкольном детстве самим, и как несчастны те, для которых чтение с самого начала оказывается [...] публичной пыткой, где звук и интонации собственного, не умеющего еще собой владеть голоса, превращают любой читаемый текст в нечто достаточно мерзкое и отвратительное.
  11. Вероятностный принцип означает, что высшей ценностью учебного процесса является не уравнивающая всех истина, а сам мир мнений, сам мир вариантов, которые появляются на свет божий в процессе диалога учителя с учениками.
  12. создается зеркало для бытовой речи ребенка, когда каждую произносимую им фразу учитель повторяет за ним как эхо и записывает на листке бумаги или на школьной доске. И тогда ребенок оказывается вынужден тормозить свой речевой поток, ибо, в противном случае, его просто не успеют записать. [...] педагог ни в коем случае не становится редактором детской речи. Он - всего лишь зеркало. И тогда неизбежно и очень скоро наступает момент, когда ее редактором становится сам ребенок.
  13. каждый ребенок, приходящий в школу, обладает гигантскими запасами слов, вытаскиваемых им из окружающей лингвистической среды. Однако он совершенно не умеет этими гигантскими запасами пользоваться, поскольку в его повседневной жизни абсолютное большинство этих слов никому не нужно: бытовая внутрисемейная или внутридворовая лексика сводится к трем-четырем сотням слов. А реальное количество слов, которыми может пользоваться семилетний ребенок - тысячи.
  14. только сейчас я понимаю, до какой степени я был неосторожен и наивен, публикуя детские тексты [...] в массовой педагогической прессе. Ведь наши учителя привыкли, что все, что пишут маленькие дети, так или иначе навязано учителем. И когда им на глаза попадались тексты, в которых семилетний ребенок писал о «страдающей душе» или о «двенадцати пятнах крови» на своем лице, - они были абсолютно уверены, что делается это с подачи учителя. [...] Но что в таком случае делает маленький ребенок, когда он берет в руки краски или фломастеры и начинает рисовать? Спрашивает ли он у взрослых, на какую тему ему рисовать? Конечно, нет. [...] И если ребенок рисует зубастых чудовищ, которые пожирают друг друга, или в его рисунках преобладают черные краски [...] что должен сделать учитель в такой ситуации? Запретить рисовать зубастых чудовищ? Спрятать от ребенка черную краску? Или помочь ребенку с его психологическими проблемами - и тогда характер рисунка сам изменится?
  15. Если в обычной школе траектории образовательного развития различных классов принципиально совпадают (будучи заранее прочерчены силовыми полями учебной программы), то в классах вероятностного обучения мы имеем дело с существенно различными траекториями развития различных классов как целостных учебных организмов. Совпадают лишь стратегические задачи (учебные и психологические), решаемые учителем и учениками на разных этапах учебного процесса и арсенал средств, с помощью которых решаются эти задачи.
  16. Образование - это не просто процесс погружения в учение, погружения в учебную деятельность, а процесс формирования некоей личностной, интеллектуальной, духовной и т.п. целостности учащегося, позволяющей охарактеризовать его как образованного человека в соответствии со стереотипами [...] существующими в данной культуре.
  17. На протяжении долгого периода существования школы смысл образованности виделся исключительно в той или иной форме обученности. Разница во взглядах сводилась при этом к тому, чему именно должны были быть обучены дети [...] Однако, когда я говорю о смене школьной онтологии, я имею в виду вовсе не банальное для европейской образовательной традиции обновление предметного содержания школы. Я говорю о существенно другом. Я говорю о возможности такого образования, которое вообще не является обучением [...] а осуществляется как самореализация личности ребенка в ее диалоге с культурой.
  18. Почему у некоторых руководящих инстанций возникает сегодня резкий протест против вложения денег в инновационный поиск - понятно. Ведь раньше было как: есть строгая последовательность изложения учебного материала, и чуть уклонился в сторону - можно поставить вопрос «о соответствии". Как удобно для контроля и для самоутверждения по принципу "я начальник - ты дурак!.." А теперь авторских программ так много, что у различных высоких инстанций голова идет кругом. А это значит, что уходит привычная почва из-под ног, теряются надежные инструменты, с помощью которых раньше можно было прищучить не устраивавшего тебя учителя.
  19. только к концу второго класса я впервые предложил классу такую форму работы как чтение вслух. При этом читать они должны были отнюдь не адаптированные детские тексты, а весьма и весьма непростые [...] сами копались в большой стопке предложенных педагогом книг и выбирали те тексты, которые по тем или иным причинам казались им интересными. Естественно, что в результате у всех оказывались разные тексты [...] каждый ребенок оказывался в положении первооткрывателя: он читал строчки, заведомо не знакомые всем остальным детям в классе, а, значит, он не просто читал, а выполнял некую культурную миссию. Тогда как обычно никакой миссии нет: каждый ребенок читает вслух то, что другим детям и так хорошо известно, а потому, по большому счету, его чтение обессмысленно.
  20. у нас на каждой парте обязательно лежат ожеговский "Толковый словарь" и "Современный словарь иностранных слов", чтобы дети сами копались в словарях и выискивали слова, которые им незнакомы.
  21. То, что наш экспериментальный класс станет когда-нибудь пятым, т.е. перейдет в среднее школьное звено, честно говоря, долгое время не верилось. [...] Но чем дальше шел и углублялся наш эксперимент, тем более открывалась простая истина: нельзя останавливаться на полпути. Надо разобраться, что будет дальше [...] Попытка введения в учебный процесс стандартных школьных учителей и стандартных школьных программ для пятого класса (например, по биологии или по математике) с очевидностью продемонстрировала, что дети экспериментального класса не хотят подлаживаться под стандартные схемы образования, а учителя среднего звена не хотят и не способны подлаживаться под этих детей.
  22. Есть на самом деле всего две вещи, за которые должна нести ответственность школа перед обществом. Во-первых, она должна нести ответственность за то, чтобы у ребенка оказалась сформирована потребность (причем речь идет о потребности, которая не угасает по окончании школы) к ведению развивающегося диалога с миром культуры, в том числе - с тем неисчерпаемым миром знаний, которыми наполнена эта культура [...] во-вторых, у ребенка должна быть сформирована нравственная и гражданская ответственность - ответственность перед собой и обществом за то, что он делает в этом мире.
  23. не надо обладать большим прогностическим талантом, чтобы понять: сегодняшние тенденции развития компьютерных обучающих программ вкупе с бурным развитием Интернета полностью дезавуируют идею школы как единственно возможного (и наиболее эффективного) "места обучения". Компьютерные обучающие программы уже сегодня способны решать ВСЮ совокупность традиционных для общеобразовательной школы учебных задач: от формирования каллиграфии и умения читать (в начальных классах) до становления самых сложных понятийных структур [...] увы, следует признать, что собственно обучающий (именно обучающий, а не образовательный в широком смысле этого слова) потенциал любого учителя (даже если это далеко не средний учитель) не может идти ни в какое сравнение с обучающим потенциалом компьютерных программ и сетей.
  24. ведя свою титаническую борьбу за знания, школа разучает детей быть счастливыми (так, как они умеют быть счастливыми в дошкольном возрасте) и прививает им выморочные образы счастья - например, счастье от пятерки.
  25. школа готовит к институту, но никак не к жизни. А те знания, умения и навыки, которые дает школа [...] не переживаются учащимися как свои собственные, а воспринимаются как чужие, чуждые, навязанные извне, и нужные исключительно для сдачи экзаменов [...] связано это прежде всего с тем, что ребенок входит в мир школьного знания не по своей собственной, индивидуально-вероятностной траектории, а по чужому и чуждому сценарию единой для всех учебной программы.
  26. [при вероятностном образовании] ребенок не осваивает заранее запланированный учебный материал, а просто путешествует, предъявляя результаты своего путешествия в различных культурно-значимых формах. При этом задача педагога состоит не в том, чтобы быть учителем, проводником, экскурсоводом в этом путешествии, а в том, чтобы быть консультантом, помощником. Маршрут пролагает сам ребенок [...] не требуется, чтобы он научился воспроизводить некий материал, именуемый «учебным», но требуется, чтобы он научился быть самим собой, научился делать свой, интеллектуальный и нравственный выбор и научился идти по траектории, которую никто заранее не проложил, и которая является его собственной культурной траекторией [...] Естественно, что в процессе этого вероятностного движения педагог вводит те или иные культурно-информационные ориентиры [...] однако это именно ориентиры, а вовсе не жесткие программные требования. [...] четкий и однозначный прогноз того, какие именно знания в итоге получит ребенок, оказывается невозможен. Вместе с тем, существующая практика вероятностного образования позволяет утверждать, что знаний этих будет много, они будут весьма и весьма разнообразными, а, самое главное - это будут свои, личностно выстраданные и выношенные знания, а не те отчужденно-мертвые знания, которые дает по преимуществу традиционная школа.
  27. педагог вероятностного типа должен обладать двумя фундаментальными умениями. Во-первых, он должен уметь психологически грамотно мотивировать исследовательскую активность ребенка и осуществлять коррекцию этой активности по мере того, как траектория этой активности приобретает самые неожиданные и даже замысловатые очертания. А, во-вторых, должен уметь быть консультантом в ситуациях, к которым он заранее информационно не готов, и которые он должен поэтому «раскапывать» совместно с ребенком.
  28. Кризис в старшем - уже девятом - классе достиг апогея [...] практически все дети начали разбредаться по различного рода «подготовительным курсам», чтобы попробовать поступить в какие-то лицеи или колледжи [...] Явно нарастало напряжение и раздражение у родителей. Мол, творчество и свобода - это все хорошо, но вот каковы шансы детей поступить в институт?
На последний вопрос автор, увы, ответа не дает. В целом ясно, что он "против культа знаний" и "за креатив и самостоятельность" - но по книжке не совсем понятно, как это может сработать.

А так да, эксперимент интересный.

дети

Previous post Next post
Up