Городская скульптура в Лондоне в контексте пермской ситуации

Nov 07, 2011 16:31

На примере Перми у российского народонаселния четко видно непонимание отличия памятника от городской скульптуры. Еще при советской всегда различали памятник и "бюст на родине героя" поставленный еще живому персонажу. Знали и отличие от них скульптур типа "девушки с веслом" или какой-нибудь абстракции в центре городской клумбы в виде серпа и молота, причем очертания последних угадывались иногда с трудом. Сейчас, на фоне общего падения уровня образования (если верить опросам 30% россиян уверены что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот) различия эти как-то стерлись и в народе все назвают "памятник", подобно тому как все лечебные учреждения (от медпункта до поликлиники) называют "больница". Именно из-за этой тенденции новая пермская городская скульптура стала восприниматься в народе как бесмысленные "памятники" яблоку, букве "П" (в случае с "воротами" Полисского вариантов было очень много), власти, жуку или г-ну и т.д. Раньше никому не приходило в голову назвать стеллу с орденом Ленина - памятником ордену Ленина. А сейчас приходит. Причем чем абстрактнее этот объект уличного арта, тем больше он претендует на народный статус памятника. Я не слышал чтобы памятниками называли реалистичные скульптуры по бульвару Комсомольского проспекта или у кинотеатра "Кристалл". К ним как-то вообще более толерантное отношение. Может быть еще и по тому, что они выполнены из привычного материала - из бронзы или железа. Но памятниками их все-равно не называют. А деревянную "П" называют, хотя где вы видели деревянный памятник? Скорее всего здесь слово "памятник" звучит как  бы уничижительно в отношении того, что не понятно или, с точки зрения обывателя, бессмысленно. Ну, например, называют же сельский медпунк, где даже укол от столбняка сделать не могу, "больницей". Так что все в этом феномене весьма просто и зависит только от общей культуры и способности воспринимать различные формы искусства.
Вот такое получилось большое вступление к рассказу о паре скульптур в Лондоне, которые меня поразили, хотя лондонцы практически не обращают на них внимание.



Первую скульптуру мы увидели на следующий день после прибытия в Лондон перед зданием Британского Совета (British Concil). Это были два огромных гипертрофированных трехметровых кролика играющих во что-то похожее на лапту.


Что они символизировали ля меня осталось загадкой, равно как, почему они оказались рядом с Британским
Советом и Адмиралтейством? Конечно, кролики это своеобразный символ Великобритании и они попадались нам в различных местах едва ли не каждый день. Но почему в лапту?

  


Другой "памятник" был предельно абстрактен и представлял собой сферы рядом с Сити-холлом. Изначально сферы оставляют ощущение выполненных из камня, но присмотревшись можно увидеть некоторые неровноси поверхности. Так что их материал для меня остался загадкой. Кто будет проходить мимо - потрогайте и напишите. Про фонтаны в этом месте я писал ранее.
Сферы смотрятся, говоря пермским языком, ни о чем. Но проходящий мимо народ на них обращает внимание и с удовольствием фотографируется. Расположение же под окнами Администрации Большого Лондона вообще напоминает расположение Красных человечков в Перми под окнами Правительства Пермского края.



Не далеко у соседнего офисного здания вспугивает прохожих вот такой фонтан (см. пост по ссылке выше) и стоит еще одна абстракция. Про нее я не понял. Она самостоятельное произведение искусства или имеет отношение к фонтану. на всякий случай сфотографировались. Подозреваю, что материал у этой штуки явно не бронза, а что-то наподобие жести. И ведь никому в голову не приходит курочать.



Вообще в Лондоне четко видна одна закономерность. Современная скульптура чаще встречается в районах с современными, деловыми и офисными зданиями, как бы подчеркивая тезис нашего президента "Современные мозги - современное искусство". Вот несколько зданий по соседству.




  


развивая предыдущую мысль гаранта можно сказать, что современное искусство буржуазно по своей сути и ему место именно в буржуазном квартале (мире). Здесь своими простыми формами оно как никогда лучше соответствует протестантской этике английской буржуазии. Российскому же обывателю более близки и понятны мещанские украшательства уютных двориков и бульваров. Позолоты только можно побольше и завитушек.



Актуальное искусство, Городская скульптура, Пермь, Великобритания, Стажировка, Городская среда, Лондон

Previous post Next post
Up