Солнечная Долина в Крыму известна не только производящимся здесь вином "Черный Доктор", качество которого обусловлено климатическими условиями места произрастания винограда, но и живописными видами, уютными пляжами и одним из древнейших в Крыму византийским храмом Святого Илии. Я никогда здесь не был и именно поэтому мы решили проложить маршрут на Судак не по трассе, а окольными путями через Солнечную Долину и мыс Меганом. Что из этого получилось смотрите в моем новом репортаже.
На фоне горы Парсук-Кая. Ветер такой шалунишка
Раннее утро застало нас на пляже в Лисьей бухте, где мы планировали провести большую часть дня. Но через пару часов погода внезапно испортилась, поднялся ветер и секущий по телу крупный песок прогнал нас с пляжа.
Быстро собираемся и выбираемся из Лисьей бухты по непростой дороге к Щебетовке.
Репортаж о Лисьей бухте был здесь. Попутно на речке Отузка приводим себя и машину в порядок, ведь пресной воды в Лисьей бухте нет от слова совсем. Для этого мы выбрали какой-то странный тупиковый закуток под скалами с руинами и местом для забора технической воды пожарными и поливальными машинами. С учетом не действующих очистных сооружений и протекания речки через Щебетовку, я бы не рекомендовал использовать ее воду для питья.
Скалы под условным названием "Три брата" на берегу речки Отузка.
Выскакиваем на трассу Феодосия-Судак в Щебетовке (бывшая деревня Отузы). Именно западные окраины этого села 17 января 1942 года стали наиболее восточной точкой продвижения судакского десанта к Феодосии. Здесь же и был уничтожен его авангард. Мы же направляемся на запад, если конечно это применимо к горной дороге. Через пару километров уходим по своротку направо в Краснокаменку. там у нас задумано посещение ядерного арсенала 12-го ГУ МО СССР, известного под под кодовым названием Феодосия-13 или Кизил-Таш. Подробный репортаж из двух частей об истории этого объекта и его теперешнем состоянии
смотрите здесь.
Белка прячется от солнца и охраны в сооружении 7а для хранения специзделий ядерного арсенала Кизилташ
Кизилташ произвел впечатление даже если учесть, что нам не удалось облазить все доступные для осмотра объекты. Уж больно много там терлось российских военных. Тем не менее можно было скорректировать планы на день и не мчать сломя голову в Судак, а посетить Солнечную Долину. Кто рано встает - тому бог подает. Выбираемся обратно на трассу через Краснокаменное и начинаем петлять на горных серпантинах по направлению к Судаку, поднимаясь на перевал Урбаш (Ор-Баш) водораздела рек Отузка и Коз.
На каком-то повороте перед перевалом делаем остановку и снимаем живописные виды. Белке такие дороги в новинку. Кстати, делать зигзаг при возвращении из Кизил-Таша на трассу было не обязательно. По лесной дороге из Краснокаменки через седловину небольшой гряды можно было сократить 8 километров.
Обратите внимание на состав автопарка Крыма. На дальнем плане возвышается скальный массив горы Сандык-Кая (698 м), левее скальный гребень Горданлы, одну из вершин которого под названием Кизил-Таш (590 м) мы наблюдали из ядерного арсенала.
Местами на шоссе выходят фрагменты старого серпантина, где мы и приткнулись. Посмотрите на еще украинское качество дорожного полотна: мелкий щебень, положенный на гудрон. Для Крыма такая технология оптимальна.
Радостный Котик пытался снимать виды на Щебетовскую долину, но не получилось
Через несколько километров вновь останавливаемся на видовой площадке у скалы Парсук-Кая, высотой 544 метра.
Эту скалу почему-то называют Носорог, хотя с крымско-татарского название переводится как Барсучья скала. Что общего у барсука с носорогом я не знаю. Носорог это не барсук! Скала сложена из плотных известковых пород, а некоторые останцы у ее подножия напоминают стоящих на задних лапках барсуков. Возможно, когда-то барсуки также жили во многочисленных расселинах у ее подножья. Ныне они все повывелись, равно как и гнездившиеся на вершине орлы. Остались только вороны. Давайте все-таки употреблять местные эндемичные топонимы, а не придумывать носорогов.
У южного подножья горы Парсук-Кая по обе стороны шоссе Феодосия-Судак расположено позднеантичное поселение II-IV вв. н.э. из находок фрагменты керамики и две стены постройки, сложенной из мраморовидного известняка.
Пока мы разглядывали Барсучью скалу наше внимание привлекла движуха на смотровой площадке. Шустрый татарин предлагал всем тормознувшим на смотровой площадке сфотографироваться с краснокнижным орлом, естественно за деньги. Люди исправно шли на эту приманку и платили за запрещенный законом бизнес.
Когда мы попытались просто пофотографировать привязанного за ногу орла это вызвало негодование его хозяина
Понятно почему горные и степные орлы в Крыму почти повывелись
Едем дальше - впереди свороток на Солнечную Долину еще при Советской власти украшенный то ли стеной то ли стелой с топонимом и размещенной над ней кустарной рекламой храма Святого Илии. Стела с 2012 года расписана выцветшей картой Солнечной Долины с окрестностями в стиле примитивизма
Но стоит только свернуть с шоссе в Солнечную Долину как нам сразу попадается стандартизированный для всего Крыма указатель на туристические достопримечательности этого микрорайона.
Еще раз повторюсь. Такие туристические указатели, по всей видимости, были ноу-хау Крыма и в дальнейшем их скопипастили другие российские регионы. Явление безусловно прорывное, даже если не принимать во внимание отмеченные в некоторых случаях малозначительные объекты, или вовсе притянутые за уши, и профуканные основные аттракторы. Так получилось и в том случае. На указателях отмечена братская могила советских воинов в селе Солнечная Долина, но расположенная практически рядом с указателем могила участников неудачного Судакского десанта осталась без внимания. А она по своему интересна.
Вид на шоссе по которому мы сюда приехали. На дальнем плане гора Деламат-Кая хребта Чалки. Мы ее потом посмотрим с другой стороны от берега моря
Свернув к Солнечной Долине примерно через 800 метров паркуемся в кармане у небольшого холма, чтобы подняться на него и осмотреть несколько достопримечательностей. На фото вид на верховья Солнечной долины с холма
С холма хорошо просматривается расположенный у подножия скал Делекли-Кая (Дырявая скала, слева) и Сейран-Кая (справа), винный завод, возникший еще в XIX веке.
Скала Делекли-Кая является юго-западной оконечностью хребта Эльтиген, по другой версии - западной оконечностью хребта Чалки. Означенные хребты в этом месте соединяются под углом. В скалах расположены многочисленные гроты. Это уютное место, также как и подножие скалы Парсук-Кая (на фото слева), прикрытое от холодных северных ветров скальной стенкой было обжито со времен средневековья, а может быть и вообще с каменного века, уж больно удобно расположена площадка, но артефактов того периода найдено не было и наверное уже не найдут никогда по ряду причин. О наличии крепостных стен на скале Делекли-Кая упоминает еще П.С.Паллас в 1794 году. В1837 году П.И.Кеппен кроме исара отмечает под скалой Делекли-Кая следы древнего поселения и развалины христианского храма (предположительно Успения Богородицы) в окружении могильных плит.
Рисунок П.И.Кеппена весьма узнаваем. Кеппен П.И. Крымский сборник. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837.
В 1893 году в скале был вырублен винный подвал, вход в который находился с южной стороны скалы. В 1936 году О.Н.Бадер отмечал, что крепость на скале полностью разрушена, от нее остался только строительный мусор и следы подрубки скального основания, а средневековое поселение и могильник у подножия скалы хорошо различимы. В послевоенный период заводское винохранилище было расширено, площадка поселения снивелирована и засыпана слоем вырубленной породы мощностью 2-3 метра.
Слева над долиной нависает уже знакомая нам скала Парсук-Кая. Шоссе скрыто от нас в ложбине, а по всему южному склону простирается обширное позднеантичное поселение II-IV вв. н.э. Место здесь было обжитое с древнейших времен
На самой макушке холма на который мы забрались расположена братская могила воинов Судакского десанта, пробивавшихся по шоссе к Феодосии. Село Козы (Солнечная долина) им взято так и не было и линия боевого соприкосновения с немецко-румынским гарнизоном проходила где-то в этом месте.
На скромной пирамидке со звездой надпись: "16 (15?) января 1942 года здесь были похоронены воины-десантники, имя которых - солдат". Это несколько странно, т.к. Судакский десант был высажен в ночь на 16 января, а достиг этого рубежа только 17 января 1942 года.
На дальнем плане слева гора Теке-Атан-Кая (Отец козла). Справа - Сююрю-Кая (278 м). Если приглядеться то на Теке-Атан-Кая можно заметить сквозной грот или арку под названием Кольцо любви. А у подножия горы Сююрю-Кая расположено еще одно позднеантичное поселение
По живописной Солнечной долине едем дальше к одноименному селу. Впереди уже знакомые нам скалы: Теке-Атан-Кая и Сююрю-Кая. Река Коз прячется где-то в кустах справа.
Солнечная долина (долина реки Коз) была заселена как минимум с бронзового века. В античное время и средневековье ее греческое, итальянское, а позднее татарское население с успехом культивировали виноград, что продолжается и по сей день. В северной части современного села Солнечная Долина располагалось таврское, а затем и более крупное средневековое поселение, ныне полностью застроенное. Еще несколько древних поселений расположено в ближайшей округе села.
Село Солнечная долина (Коз) встречает нас развилкой и автобусной остановкой рядом с храмом Святого Илии. Отсюда через Богатовку ходит автобус до Судака. Именно этой дорогой вскоре мы и отправимся.
Само село Коз, известно по письменным документам с VIII века, в средние века было населено греками, которые мирно уживались с крымскими татарами и итальянцами. После обретения независимости Крымским ханством в 1774 году и последующего присоединения к России, спустя 9 лет, все христианское население долины было депортировано в Приазовье и село Коз, населенное с тех пор крымско-татарским населением, стало однородным в этно-конфессиональном плане.
Жан-Кристоф Мивилль Вид деревни Кусс али Косс в Крыму. 1814 г.
Источник фото
Вики. Там в статье достаточно подробно изложена история села. Повторяться не буду. Узнаете знакомые скалы? А Ильинскую церковь нашли на картине?
События начала ХХ несколько разбавили национальный состав села пришельцами других национальностей и вероисповеданий. В путеводителе 1929 года "Крым" так описано село: "Это горная татарская деревня, еще сохранившая в значительной степени своеобразный первобытный стиль, с плоскими глиняными кровлями и старинной мечетью". По данным всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 1898 человек. Последняя депортация уже крымско-татарского населения в 1944 году вновь поменяла этно-конфессиональную карту. Село было переименовано в Лагерное и заселено выходцами из Краснодарского края, Ставрополья, а позднее из Украины. На излете СССР теперь уже в село Солнечную долину, сменившее название на современное в 1960-х годах, постепенно возвращается крымско-татарское население, сейчас составляющее не менее четверти жителей населенного пункта. По переписи 2014 года в селе Солнечная долина проживало 1526 человек.
Идем смотреть главную достопримечательность села - храм Святого Илии X-XII веков нашей эры.
Репортаж об этом был здесь После храма Святого Илии проскакиваем село Солнечное Долина насквозь в сторону моря. Южная окраина села идет в стык со следующим населенным пунктом - селом Прибрежное. Правда населения в нем всего 43 человека по переписи 2014 года. На выезде делаем остановку .
Впереди гора Кардон-Оба, на ней емкости для воды, а под горой очередной винзавод "Солнечная Долина" с фирменным магазином. На дальнем плане синеет громада Кара-Дага
Люди говорят, что раньше в магазине, прямо при входе в ОАО Завод первичного виноделия "Солнечная Долина", вино стоило сущие копейки, порядка 7 гривен за литр. В 2016 году вино стоило дороже чем в Перми и мы этот магазинчик проигнорили. Стоит ли говорить, что вино здесь делают именно из того винограда, который произрастает в Солнечной Долине.
Слева от шоссе через виноградники открывается величественный вид на хребет Чалки. В центре приметная скала Кызыл-Топрагын-Бурунун-Каясы, переводится это примерно как Мыс Скалы Красной Земли. За ней вершина Пандчар-Кая (459 м), слева Чобан-Яклан-Кая - Скала пастуха Яклана. Перед ней гора, похожая на холм, - Легенлер. Справа за седловиной хребта Чалки проглядывают вершины Пандас-Кая (546 м) и Куш-Кая (668 м) хребта Эчки-Даг.
Чуть правее на переднем плане восточный массив хребта Чалки с вершиной Деламат-Кая (611 м). За ним проглядывает хребет Эчки-Даг выходящий к морю скалистыми горами Ювяз-Алан и Кокуш-Кая (справа). Их мы видели из Лисьей бухты, они над ней доминируют. Левее вершины Деламат-Кая пирамидальная вершина Куш-Кая (668 м) хребта Эчки-Даг и более низкий лысый останец Пандас-Кая (546 м), расположенный между хребтами Чалки и Эчки-Даг.
Виноградники на фоне хребта Чалки. Скала Кызыл-Топрагын-Бурунун-Каясы, Пандчар-Кая, Чобан-Яклан-Кая и Легенлер
Проехав еще метров сто вновь останавливаемся и оглядываемся назад в сторону села Прибрежное. Нас привлекает холм слева с расположенным на нем пунктом визуального наблюдения и какими-то странными сооружениями в окружении колючей проволоки
Это 1001-ый пункт высокочастотной связи Черноморского флота РФ. На холме под ПВН расположено что-то явно похожее на заглубленный пункт управления
Антенн не так много, но проглядывает пара зданий, емкость ГСМ и какое-то полузаглубленное сооружение с арочным покрытием в низине. На переднем плане что-то типа свинарника. Ну как без него?
Устремляемся к винзаводу и перед ним сворачиваем на пляж. Выходим на пять минут посмотреть как здесь все устроено
Довольно таки мило. Пляж песчаный с небольшой примесью гальки. На дальнем плане громада Кара-Дага и
село Курортное в котором мы вчера вечером побывали
Говорят, что когда дует даже не большой восточный ветер, здесь всегда штормит. Отдыхающим это не нравится.
Садимся в Белку и едем обратно в Солнечную Долину, чуть свернув с главной улицы в сторону, чтобы осмотреть мечеть Коз-Джамиси.
Репортаж о ней был здесь Вновь проезжаем мимо храма Святого Илии и поворачиваем налево в сторону села Богатовка.
На выезде из Солнечной Долины по правую руку вижу чудо расчудесное.
Не выдерживаю и останавливаюсь, чтобы сделать несколько кадров. Кстати, на фото справа застроенная в том числе Солнечнодолинской школой территория средневекового поселения VIII-п.п.X вв. В этом месте было несколько родников и колодцев рядом с пересохшим руслом ручья. Вот люди и селились издревле.
Прикольно, надеюсь, еще не закрасили? Даже если так, то мы сохраним для истории
На другой стороне дороги нечто похожее на весовую с очередным граффити. Как оно там сейчас поживает?
Где-то тут же снял на память очередную автобусную остановку на выезде из села
Через несколько минут въезжаем в село Богатовку
Время возникновения села Богатовка, до 1945 года Токлук, не установлено. В окрестностях села известны таврские могильники с характерными погребениями в виде каменных ящиков. Большинство из них разграблено еще в древности и/или уничтожено в 1980-90-е годы при разбивке виноградников. Один каменный ящик сохранялся до недавнего времени у южного входа на современное мусульманское кладбище в очень плохом состоянии.
Примечательно, что в окрестностях Богатовки и Миндального и на полуострове Меганом отмечена достаточно высокая концентрация менгиров (VI-III века. до н. э.) в виде высоких вертикальных стел. Так П.С.Паласс в дневнике своего путешествия в Крым 1794 года неоднократно упоминает о вертикальных каменных столбах высотой более 2 сажень в округе деревень Токлук и Коз. Другие исследователи XIX века также упоминали наличие менгира (-ов) между деревнями Коз и Токлук. Местные татары называли эти камни "стоячий камень", "дядин камень" или "тонкий камень".
В своем отчете за 1936 год О.Н.Бадер также отмечает менгир между деревнями Коз и Токлук. Причем данная привязка примерно совпадает с современным мусульманским кладбищем в Богатовке, где как мы уже знаем был таврский могильник. Размер менгира указывается как 2,7х0,5х0,18 м. На одной из сторон менгира был прочерчен слабозаметный крест. К сожалению, все менгиры Судакского района были уничтожены при Советской власти в послевоенные годы в ходе обустройства виноградников и при иной хозяйственной деятельности.
Токлукский менгир. Слева рисунок Д.М.Струкова 1876 года, справа рисунок из отчета О.Н.Бадера 1936 года.
После нашествия в 375 году гуннов местность в районе Токлука обезлюдела и новые насельники появляются лишь в VIII-IX веках. Впервые селение Токлук упомянуто в османской налоговой ведомости приблизительно 1520 года. Тогда здесь проживало 17 христианских семей и 2 вдовы. На 1652 год в селе числится всего 2 христианина, остальное население правоверные. С началом Русско-турецкой войной 1787-1791 годов, в феврале 1788 года производилось выселение крымских татар из прибрежных селений во внутренние районы полуострова, в том числе и из Токлука и, как я подозреваю, из соседних Коз, но сведений про Козы я не нашел. Затем татарское население возвращается обратно. На конец XVIII - XIX века в Токуке числятся развалины христианской церкви. В его окрестностях отмечены развалины нескольких средневековых храмов и монастырей. Достопримечательностью села является мечеть, сооруженная не позднее XVIII века, разрушенная почти полностью в XX веке и восстановленная на старом фундаменте в 2013 году. Ее мы почему-то не заметили.
На выезд из Токлука. Вдали село Миндальное и винзавод "Архадерессе"
По Всесоюзной переписи 1926 года, в селе Токлук, центре Токлукского сельсовета Судакского района, проживало 504 человека, из них 502 татарина и 2 русских, действовала татарская школа. В путеводителе 1929 года "Крым" село описано так: "Небольшая татарская деревушка Токлук, сохранившая еще характерные плоские глиняные кровли, с небольшими виноградными и фруктовыми садиками, тенистыми старыми деревьями и традиционным фонтаном среди деревни". По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 478 человек. Куда в 1945 году девали крымских татар из Токлука мы с вами знаем. На 2014 год в Богатовке проживало 902 человека. Судя по одежде женщины на фото выше и характерной архитектуре дома крымские татары сюда вернулись.
Схема маршрута дня. От Лисьей бухты до Богатовки мы прошли едва ли треть пути. А время уже далеко послеобеденное. Надо ускоряться.
Использованная литература:
1. Христианские храмы Солнечной долины2. Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. - Симферополь, 2015. Фото мои и
Снежаны Карпович Навигация по материалам проекта Весь Крым 2016 здесь. Дзен-репортаж здесь...