Этот древний храм практически не возможно миновать проезжая через село Солнечная Долина, что расположено в глубине полуострова Меганом в Крыму. Принято считать, что это древнейший действующий храм Крыма, существующий с Х-ХII веков. Однако? авторы этого утверждения обычно забывают про куда более известный
храм Иоанна Предтечи в Керчи, ведущий свою родословную если не с VIII, то точно с IX века.
Но вернемся к Ильинской церкви. Своих гостей храм встречает на перекрестке трех дорог странной на первый взгляд бетонно-блочной подпорной стеной и аншлагами. Такое ощущение, что храм находится на земляном останце, подрытом со всех сторон, а затем укрепленном подпорной стенкой. Паркуем Белку в тени и идем на экскурсию.
Аншлаг бездоказательно удревняет возраст храма практически на 100 лет. Вероятно, причиной этого послужили остатки византийской кладки более ранней постройки, назначение которой осталось неизвестным.
Второй аншлаг сообщает о строительстве в этом месте духовно-просветительского центра и воскресной школы для взрослых и детей
Оставив в стороне сочетание "духовно-просветительский" обратим внимание на масштабный проект изменения сложившегося на сегодняшний день культурного ландшафта вокруг храма, являющего помимо всего прочего еще и памятником архитектуры. Согласитесь, как-то плохо вяжется такая стройка с древнейшей христианской культовой постройкой Крыма. Наверное у проекта даже есть согласование от государственных органов охраны памятников культуры, подобно тому как получили согласование казачки, а потом ВС РФ
на обустройство окопов и капониров на валу Арабатской крепости? Можно даже предположить о проведении масштабных архитектурных и археологических исследований, но ничего подобного пока не было сделано.
Проходим через ворота и поднимаемся к храму Святого Илии. Тут самое время рассказать о его истории, которая во многом объясняет странный рельеф вокруг
Солнечная долина (долина Коз) была заселена как минимум с бронзового века. В античное время и средневековье ее греческое, итальянское, а позднее татарское население с успехом культивировали виноград, что продолжается и по сей день. В северной части современного села Солнечная Долина располагалось средневековое поселение. В ходе археологических разведок второй половины 1980-90-х годов здесь среди современной застройки собран немногочисленный подъёмный материал представленный фрагментами керамики XII-XVIII веков.
Обратите внимание на инородные поздние элементы в экстерьере и неоднородность кладки. Это следы многочисленных ремонтов и реконструкций как в прошлом, так и в настоящем и не все из них были удачными. Несомненным успехом выглядит только традиционная черепичная кровля здания.
К сожалению, я не нашел обмерных чертежей храма, а вовнутрь попасть не удалось. Поэтому ограничимся текстовым описанием постройки.
Храм Святого Пророка Илии представляет собой большой однонефный храм с полукруглой абсидой, расположенный в центре современного села. Интересно, что вокруг него не найдено каких-либо значимых культурных остатков, свидетельствующих о том, что он являлся центром сельского поселения IX-Х вв. Встреченный подъёмный материал (амфорная тара и поливная керамика) датируется ХIII-XVIII веками. Достоверно известно о находке вблизи храма нескольких серебряных трапезундских аспров XIII столетия с изображением св. Евгения. Наиболее вероятно, что храм стоял на отшибе у озера на перекрестке дорог и рядом с ним существовал небольшой некрополь где хоронили жителей ближайших населенных пунктов. К сожалению, в 1960-е годы озеро рядом с храмом осушили, а холм на котором был расположен храм с прилегающим некрополем срезали. Чудом уцелел лишь небольшой останец под самим храмом. Вероятно этим объясняется отсутствие следов какого-либо поселения рядом.
Удивительно, но я нашел очень мало исторических изображений храма Святого Илии в Солнечной долине, хотя его расположение и сохранность предполагают их наличие. Как минимум на гравюрах XIX века и на фото времен Второй мировой войны.
Одно из немногих старых изображений Ильинской церкви. По всей видимости рисунок сделан после 1960-х годов, так как видна подрезка склона. Слева внизу та самая купель о которой речь пойдет ниже.
Источник
Храм Святого Илии археологически не исследовался, но откуда тогда появились сообщения о более ранней византийской кладке на глиняном растворе в его основании я не знаю. Тем не менее, неоднократно производились архитектурные обмеры и осмотры памятника. Начиная с конца XVIII века храм упоминается в заметках путешественников. Уже тогда он был христианским центром сельской округи.
Греческая церковь Св. Ильи, Козы (Солнечная Долина), Крым, 1910 год. ЦГАЛИ СПб Фонд Р-598 Д. 203 Л. 7. Источник Вики
Архитектура храма Святого Илии необычна, он построен по типу древних армянских церквей. Здание возведено на известковом растворе из меганомского песчаника, а откосы углов и дверного проема из копсельского песчаника. Вход в церковь с юга в западной части строения. Дверной проем низкий. Снаружи большой камень над входной дверью украшен пятью процарапанными циркульными изображениями греческих крестов в круге. Их мы не заметили и не сфотографировали. Вполне возможно, что сейчас они закрыты иконой. В западной и восточной стенах храма по одному щелевидному окну. Трон в храме сложен из трех каменных плит и плотно примыкает к восточной стене церкви. Обойти его вокруг невозможно.
В церкви в качестве купели использовалась и используется поныне мраморная византийская капитель VI века коринфского ордера. На какое-то время она считалась утраченной, но потом была вновь обретена в запасниках Симферопольского музея и возвращена верующим. Сомнительное действие, ибо сохранилось не так много подобных капителей и лучше на них любоваться в музее.
Храм до последней реставрации и после нее, а также ранневизантийская капитель в храме из которой в последствии была сделана купель. Источник: Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. - Симферополь, 2015.
Внешний вид Ильинской церкви привлекал исследователей своей аскетичностью и необычностью. Как писал в 1901 году секретарь Таврической ученой архивной комиссии А.И. Маркевич, «храм сложен весьма прочно, на извести и из больших плит. Стены очень толсты, свод храма из дикого камня и покрыт также большими плитами. Поддерживается свод тремя арками. Пол выстлан большими плитами из дикого камня». Дверь в храм настолько низкая, что приходится наклоняться, чтобы войти, поэтому местные жители назвали ее дверью смирения.
Храм Святого Илии. Вид на алтарную часть с юго-востока
Южная стена храма Святого Илии
Первоначально храм был греческий, но после того, как в 1778 году греков переселили в Приазовье, за церковью присматривали жители села Козы мусульманского вероисповедания. В 1904 году храм отремонтировали, заново расписали и возобновили богослужения. Апсиду храма украсил деревянный православный крест, который вскоре заменили золоченым крестом из железа. В 1906 году над могилой священника Петра установили железный крест-памятник.
В 1939 году храм закрыли, крест снесли, в алтаре поставили дизельный генератор, а затем сделали зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны в храме проходили службы для румынского гарнизона, а после войны он был заброшен. Возрожден храм был в 1998 году, в 2000 году вернули мраморную купель. В 2004 году в храме произошел пожар, горело всю ночь, но чудесным образом ничего не сгорело. Ну а сейчас здесь все замерло в ожидании строительства культурно-просветительского центра.
Беседка рядом с алтарной частью храма Святого Илии
На территории храма имеется еще один примечательный объект. В 1771 году русские войска под командованием князя Н. Долгорукого разбили турецкую армию и заняли Кафу. Узнав об этом, турки в гневе убили православного священника Петра церкви святого Ильи. По свидетельству очевидцев, каждую Страстную пятницу, тело убитого священника в раке извлекали, и с торжественными песнопениями обносили вокруг церкви. Его останки почитались и христианским и татарским населением.
В 2001 году была найдена могила священника Петра, на которой установили памятную плиту с надписью «Под сей плитой покоились мощи священника Петра, убиенного турками в августе 1771 года». Значит раскопки все-таки были, правда не законные. Обратите внимание на "покоились". Это подразумевает, что плита оригинальная, а останки и могила были утрачены.
Вход в храм и могила священника Петра
Вход в храм и могила священника Петра
Обратите внимание на выложенный из галечек на растворе крест на надгробной плите и прочие украшательства. Не кажется ли вам странным такое отношение к реликвии? Может это и не плита Петра вовсе. Ведь не может же православный человек так по варварски относится к своему оригинальному культурному наследию?
Вид на храм святого Илии с юго-запада. Ракурс практически повторяет фото 1904 года
Западная стена храма с окном. Обратите на проводку, кабеля и закладную в стене. Когда-то к ней крепился кондиционер. Ну какой-же православный храм сейчас без кондиционера и фонариков на стенах?
Цветочки и вид на окрестный пейзаж
Никто из моих читателей не знает как эти цветы называются? Синенькие и белые?
Заглянув за угол мы обнаружили кондиционер, закрепленным на северной стене храма.
Неужели нельзя было его вынести отдельно в кусты, как сделали в Керчи? Дак еще и закрепили его в висячем положение на кронштейнах. Может быть храм все-таки не IX века, а современный новодел? Ведь даже школьнику понятно, что нельзя бурить оригинальный камень чтобы прикрутить к нему кондиционер. За такое вам придут штрафы и предписания от Государственного органа охраны памятников России, а также светит уголовная статья. Или Крым это все-таки не Россия и ее законодательство на полуострове не работает?
На этом у меня пока все. Репортаж о мечети Коз Джамиси
был здесь.
Использованная литература:
1. Христианские храмы Солнечной долины2. Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. - Симферополь, 2015. Фото мои и
Снежаны Карпович.
Дзен-репортаж здесь...