Музей "Пермь-36". Взгляд мельком с высоты пилорамы.

Aug 01, 2011 23:16



Пермь-36 расположена в 95 километрах к северо-востоку от Перми в Чусовском районе. По шоссе будет около 120 километров. Здесь, на месте зоны для политических заключенных, примерно лет 20 назад, был создан музей политических репрессий. Разграбленная после ликвидации зона обрела новых хозяев в лице общества "Мемориал".
На прошлой неделе бывшая зона для политзаключенных гостеприимно распахнула свои ворота для туристов и либеральной тусовки, съехавшейся на гражданский форум "Пилорама 2011". Последний день форума в этом году знаково совпал с 31-м числом и последним днем существования милиции, но ОМОН никого на Пилораме не разгонял, хотя полиции было очень много и с большими зведочками. Этим еще раз подтверждается правило - на зоне свои законы.





Особый режим. Весь музей я посмотреть не успел, в основном ограничился особым режимом, где была размещена театральная сцена форума "Пилорама 2011". Собственно ради нее я и поехал на Пилораму не будучи поклонником театра. Об этом в другом посте.
Особый режим вынесен от основной зоны метров на 500 в сторону. В "Пермь-36" большая часть сохранившихся и восстановленных сооружений используется под выставочные площади или сами по себе являются экспонатами. На входе в особый режим посетителей встречает "Нива" современной полиции. Сама полиция неадекватно реагировала на ее фотографирование и просила удалить фотографии крупного плана. Ругаться не стал - удалил, у них и так вечермо на концерте психологический надлом случился.



Вход на особый режим



Справа смотровая яма для досмотра машин





Аквариум для досмотра машин сверху и наблюдением за лагерем


Жилой и рабочий барак. Два в одном.



Сам музей оставляет странное впечатление музея из прошлого, т.е. из 90-х. Это в лучшем случае. В худшем - музей похож на какой-нибудь прибалтийский музей "Оккупации" или музей бывшего СССР, как я его себе представляю в исполнении наших ближайших западных соседей.
Больше всего меня поразили стенды, посвященные узникам совести особого режима. 70% из сидельцев начинали свою карьеру в рядах незаконных националистических формирований на территории Западной Украины и Прибалтики в годы Великой отечественной войны и после нее. За что и получили первую ходку в советские лагеря.



Лев Григорьевич Лукьяненко "с юных лет сочувствовал украинскому повстанческому движению". Странно, что написано не на украинской мове.

  


Данило Лаврентьевич Шумук удивительный персонаж. Тюремную карьеру начал еще в польских тюрьмах, сидел в немецком лагере, а потом и в советских лагерях в общей сложности 42,5 года. С 1943 года участник Украинской повстанческой армии (УПА), проще говоря бандеровец, за что и был осужден в 1945 году.

  


Викторас Пяткус первый раз арестован за связь с литовским партизанским движением (с лесными братьями ?) и осужден в апреле 1948 года.



Балис Гаяускас - первая ходка в 1948 году по 58-ой статье. Это единственный заключенный погибший в Пермь-36 при невыясненных обстоятельствах.
UPD: Моя ошибка. Балис Гаяускас не погиб в Перми-36. Он жив и иногда приезжает на форум. Там погиб Василь Стус. См. в комментах.



Экскурсовод вышибая слезу у посетителей рассказывает душещипательную историю о том, как уголовный элемент 14 раз ударил отверткой политического. В общем то дело в тюрьмах обычное и не стоит из этого делать трагедию.
Ни один стенд не раскрывает полностью за что конкретно получил первый срок каждый из персонажей. И был ли он потом за это реабилитирован. Подозреваю что нет.

В музее в очень небольшом количестве есть и техника в виде пилорамы и классического фургона для перевозки заключенных - автозака.
Замечательный "Автозак" было бы неплохо восстановить до ходового состояния, пока еще можно найти запчасти. В таком виде, хоть и покрашенный, он обречен догнивать в углу особого режима. А ведь идея то хорошая. Шатлы, которые подвозили посетителей "Пилорамы 2011" с шоссе до зоны должны быть не типа "Газель", а типа "Автозак" и с охраной в форме. Это наверное во мне ностальгия заговорила, ехал я когда-то в таком средстве передвижения с последним этапом.



Покемоны в униформе охранника у автозака и собственно ЗК, разыгрывающие сценку погрузки, своим внешним видом создают ощущение не зоны, а цирка. Интерактив обязательно должен быть, но в историческом музее этот интерактив должен быть историческим, а не клоунским и нести содержательную информацию. Неужели так трудно музею (!) заиметь хотя бы один (а лучше несколько) комплект более менее правдоподобной формы. Собачку бы специально обученную еще в придачу. В идеале, посетителей, выходящих из автозака, внутри периметра должны встречать охранники в форме с автоматами за плечами, с рвущимися с поводков черными сторожевыми овчарками, лай которых должен быть слышен издалека при подходе к зоне (примерно так, как лай латвийских сторжевых собак при проведении Кургана Дружбы).
Вот это было бы сильно и надолго запоминается. Остальное можно будет уже не смотреть.
А то получается что идею интерактивности и анимации (особенно после турецких курортов) слышали все, но до конца довинтить не смогли. И так почти во всем.



Это же все-таки не ВТК, а особый режим. И где головные уборы?



Я достаточно подробно видел две зоны: Верхотурскую ИТК и Сыпучинскую колонию-поселение. Причем на первой я жил, а со второй выезжал с последним этапом. На обеих было достаточно тяжелое ощущение, а здесь ощущение декораций или даже... праздника (тут наверное форум свое дело сделал).

Интерьеры. В жилом бараке особого режима половина камер была жилой, а вторая половина камер с другой стороны коридора представляла собой рабочую зону. Камеры отремонтированы, но они пусты. 
В рабочей камере на плазме демонстрируется видео с прошлогодней театральной постановки прямо рядом с бараком.

Деталей крайне мало или они не имеют отношения к исторической обстановке. Ни посуды, ни постельного белья, ни личных вещей, ни выключателей от утюгов в рабочей зоне, которые винтили ЗК. Может быть это такая задумка авторов идеи музеефикации - просто пустые камеры. Символично, но их не интересно смотреть.

  


Параша, заляпанная раствором



По пустым камерам шмыгают любопытные дети



Камеры чем-то похожи на наши ДОТы. Здесь после закрытия зоны также долго хозяйничали мародеры, которые выдрали все что только можно. Редко в какой камере можно встретить остатки деталей интерьеров. Решетки на дверях напоминают нащи противоштурмовые решетки ДОТов. Только пруток витой, послевоенный.

  


Не понял, зачем здесь флаг УзССР



Двери, новодельные двери на некоторых камерах как картонные двери квартир в панельках 80-х. Нет подлиных вещей, нет деталей. Ведь, если на Верхотурской ВТК мы спали на матрасах и подушках исписанных и изрисованных до сине-фиолетового цвета малолетними узниками, то тут только голые камеры с парашей и остатки нар. Водопровод и канализация не работают даже при наличии трубы.



Знаменитые прогулочные дворики






ЗК на прогулке


Снаружи барака легкое запустение. На втором блоке прогулочных двориков рухнуло проволочное перекрытие. Столбики заграждения падают если толкнуть рукой. А ведь на Верхотурской ВТК надо было очень изловчиться чтобы пролезть через периметр даже после ликвидации зоны. Вот еще несколько фотографий особого режима.



Тут милиция попала в кадр в последний день своего существования









Кочегарка


На Пилораме 2011 работало много волонтеров. Они всегда были готовы любезно подсказать где что находится, когда и как можно будет покушать и на какое мероприятие лучше сейчас сходить. Как мне сказали, часть волонтеров жила напротив особого режима и любезно позволила снять их территорию через забор.






Отношение. Сложилось впечатление, что основная масса публики на Пилораме 2011 не понимали где они находятся и только приехали на перфомансы и концерты. Фрики были, но не много. Запомнилась одна чумазая девушка в сарафане, которая одиноко танцевала под Макаревича. Если девушку отмыть и вывести из состояния измененного сознания, то очень даже ничего будет. Девушка под гота и панк с ирокезом. Запах гари от зрителей выдавал особей обоего пола в ночевке у костра. До узников совести похоже никому дела не было. По основной публике - ощущение фестиваля бардовской песни в непривычном месте среди сараев с решетками на окнах и заборов.

Теперь вообще о лагерях-музеях. Лагеря смерти типа Биркенау мы не обсужаем. Но хочется вспомнить Саласпилс в Латвии где до сих пор существует мемориал, построенный еще при СССР. Где каждый барак отмечен на поверхности кладкой из камня. Хочется вспомнить Псков где на территории концлагеря Шталаг 372 и могилах советских военопленных ведется жилищное строительство. А ведь фундаменты лагерных бараков там видны еще подлинные и ничего не мешает их обозначить на местности. Вместо этого застройщик готовится к переносу памятного знака о концлагере, чтобы не смущать жильцов новостроек.

И Пермь-36. То что музей есть, безусловный плюс, но хотелось бы видеть на его месте нечто более сильное как по эмоциональной составляющей, так и по историческому контексту и техническим решениям. Более чем уверен что Пермь-36 перспективна, но ее надо соответствующим образом подвать, а не сводить до колхозного музея. Место то ведь страшное, а если ты не в теме, то смысловаяя нагрузка изчезает и ты просто с любопытством рассматриваешь камеры, как какой-то не вполне завершенный атракцион, который уже потихоньку начинает разваливаться.

И еще, осталось ощущение что даже местный сельмаг абсолютно индифирентно относится к наплыву публики продолжая торговать перловкой, уксусом и дунькиной радостью, вместо того чтобы делать годовой бюджет за три дня.

Из традиционной еды была только каша и гороховый суп из полевой кухни. А где традиционная зэковская баланда? И где можно было попробовать чифиря, черт возьми?

Еще пост по теме
Экспресс-репортаж с гражданского форума "Пилорама 2011"  http://starcom68.livejournal.com/265991.html
Специальный режим  http://starcom68.livejournal.com/462597.html
Олег Генисаретский в спектакле Человек.doc  http://starcom68.livejournal.com/392164.html
Выставка "Россия для всех"  http://starcom68.livejournal.com/266750.html
Заключительный концерт и дорога домой  http://starcom68.livejournal.com/463769.html

Зона, Музеи, Пермский край

Previous post Next post
Up