Станция Лесная. В тупике для ядерных поездов номер "ноль".

Dec 17, 2017 17:50

Сегодня, в День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправимся на ППД БЖРК 52 РД.
В армии любят сокращать. Для начала разберемся с аббревиатурой. ППД - пункт постоянно дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, ну а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года.
В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми.



Бетон, а местами и  железо, пока еще остались, а как же люди?
Ветераны дивизии разъехались по всему бывшему СССР, а кто-то навсегда осел в Звездном, сохраняя память о соединении в любовно созданном своими руками замечательном музее...
Вся эта безрадостная картина лично мне представляется живой иллюстрацией периода развала Римской или, что ближе к нам, Византийской империи. В периоды между нашествиями очередных варваров, крестоносцев или всхождения на трон полбезумных императоров подданным империи всех уровней социальной иерархии не оставалось ничего другого как мечтать о реванше и воссоздании былого величия.

И если в прошлом человек видит нечто лучшее, чем его сегодняшнее положение (а ведь в прошлом была еще и молодость, которая всегда прекрасна) то подспудно он старается воспроизвести не только привычную картину мира, но и прежний способ хозяйствования, не понимая, что ядерный поезд истории уже давно и безвозвратно унесся вдаль или, наоборот, изоржавел в тупике.  Сознание человека так устроено. Оно цепляется даже за любые слабые надежды, по крупинкам отыскивая их вокруг себя в информационном поле. А кто-то этим еще и умело пользуется.

Ровно таким образом и получилось с возрождением БЖРК.
За всю свою историю 52 РД сменив несколько поколений советских баллистических ракет от Р-16 до УР-100 к 1988 году получила на вооружение БЖРК ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.




Практически сразу последовали с дискретностью раз в два-три года заявления высокопоставленных военных о возрождении БЖРК в российской армии. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе. Московский институт теплотехники (МИТ) в 2014 году завершил работу над эскизным проектом. Новый проектируемый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса» получил наименование "Баргузин".
12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин» и с тех пор "Брагузин" на равне с "Арматой" и "Курганцем" не сходил с информационных лент.

Однако, 2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом.. Трудно сказать, что за этим решением стоит реально. Или все-таки не способность ВПК РФ выполнить сложнейшую работу по всему комплексу в целом или расхожая версия о том, что олигархи и чиновники в правительстве РФ не хотят создавать оружие которое может ударить по их детям и женам за океаном, и спрятанным в американских и европейских банках наворованных деньгах. Тем не менее факт остается фактом и глубокий пессимизм пришел в ряды тех, кто надеялся на возрождение железнодорожной компоненты РВСН.

Но хватит лирики.
Если у нас ко Дню РВСН даже через 5 лет не побегут по железным дорогам веселые ракетные поезда, то сейчас пока еще можно посмотреть как все было устроено и работало еще каких-то десять лет тому назад. Смотреть конечно лучше в музее в "Звездном", но для любителей натуры никакой макет не заменит живое прикосновение к истории, к остаткам железнодорожно-ракетной цивилизации...

Где-то на границе осени и зимы мы уже в который раз приехали на ППД осмотреть неоднократно осмотренное (всегда найдешь для себя что-нибудь новое) и заглянуть в пару сооружений где еще не были. Припарковавшись между перездами, скакать дальше по разобранным путям особого желания не возникало, отправились к неказистому зданию пешком.



Вот так выглядит центральная часть ППД с огневой точки, вынесенной на покрытие башни-пескосушилки. Справа караулка, а слева желтое двухэтажное здание станции "Лесная" откуда осуществлялось управление всем железнодорожным хозяйством в границах ППД, а может быть и далее.



Подходим к станционному зданию ближе. Его еще называют постом электрической централизации, т.к. отсюда можно было централизованно управлять движением поездов.
Здесь пути были разобраны давно и уже частично заростают мелколесьем



Обходим здание, фотографируя его с разных ракурсов. Вид с востока



Северо-восточный фасад. Обращаем внимание на свойственные станционным постройкам часы на парадном фасаде и большие окна второго этажа с "оперативным" залом. На месте путей осталась только шпальная клетка...



Главный вход в здание расположен с северо-западного торца



Юго-западный фасад



Проникаем вовнутрь здания и осматриваемся в фойе. Замечаем ведущую на второй этаж лестницу, но по ней не идем, а начинаем последовательный обход служебных помещений по часовой стрелке.



Практически во всех помещениях сохранилось кое-что из мебели, а вот радиаторы парового отопления безжалостно срезаны и наверняка уже нашли другого хозяина. Неплохо выглядят и оконные рамы, только в редких случаях стекла разбиты.



Относительно чисто и аккуратно



Это помещение походит на телефонный коммутатор



Что такое СТАТИВ я не знаю. может быть железнодорожники помогут?



Почти свежее объявление на дверях строевой части. Планировка здания проста: центральный коридор вдоль всего этаж и многочисленные помещения по обе стороны. В правые двери помещений юго-западной половинки здания мы будем заглядывать на обратном пути, чтобы не запутаться.



Внутри строевой части.
Многие спрашивают: зачем я выкладываю так много фотографий однотипных помещений? А мне нравится, когда кто-нибудь находит у меня на фото то место, где он провел несколько лет службы или просто знакомые интерьеры. И еще, о фотофиксации не забываем. Вдруг пригодиться.



Кое-что осталось на стенах для посетителей



Помещение фильтро-вентиляционной установки. Интересно оснащение подобным агрегатом обыкновенного не защищенного здания. Внизу валяются нарезанные кем-то дюралевые уголки от установки подготовки воздуха






Комната отдыха оперативного дежурного? Не совсем удобное соседство с фильтро-вентиляционной установкой






Тепловой узел



По коридору доходим до конца здания и упираемся в запасной выход. Его мы видели снаружи когда подходили.



Теперь пойдем обратно осматривая помещения бго-западной стороны здания
Оставленное открытым на несколько лет окно привело к порче интерьеров



Веселенькое помещние напротив строевой части. Комната отдыха? Сверху свисают остатки разобранных подвесных потолков



Туалетная комната



Санузел



Еще одно помещение похожее на туалетную комнату



По парадной лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь нас ждет много интересного



Дверей тут много, планировка сложная. Справа комната 19 для приема пищи






А вот это сердце станции - комната 18 или главный зал.



Здесь нет традиционной башни где сидят деспетчера и управляют движением. Тем не менее широкие окна открывают вид в двух направлениях на путевое и стрелочное хозяйство. К сожалению, пульт управления безнадежно уничтожен...



Из интерьеров остались только каркас пульта дежурного, каркас стойки с аппаратурой и пара сейфов









Вид из окна оперативного зала с журналом движения поездов по станции Лесная на подоконнике...
Не догадался забрать в музей.






В соседнем помещении с электропитающей установкой электрической централизации






Далее пошли помещения без окон с многочисленными стойками аппаратуры.
Помещение 21 - релейная












Склад запчастей



Запасные реле. Про эти гравицапы у меня был отдельный пост



Техническое помещение с юго-западной стороны






Не понятное помещение с решетчатыми дверями. Актовый зал?



Осмотрев второй этаж станции мы покидаем здание по пожарной лестнице и отправляемся в зону обслуживани локомотивов. Но это будет уже другая история.


Специально для портала ProPerm и ко Дню РВСН

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен


Холодная война, Ж/д, 52 РД, РВСН, Пермский край

Previous post Next post
Up