Все знают гору Митридат в Керчи, но мало кто знает, что одноименная вершина есть в Феодосии. Прямо в черте старого города, когда-то генуэзской Каффы. Удивительно, но название горе придумал никто иной как житель Феодосии известный художник-маринист И.К.Айвазовский.
Интересно подниматься на гору пешком пройдя через Караимскую слободу, но я второй раз в жизни забираюсь на нее на машине для ускорения процесса и адреналина. Если забираться со стороны города по улице Митридатской мимо армянского фонтана конца XVI века, то узкая дорога, выйдя из тесной средневековой застройки на склон горы, делает резкий поворот почти под 180 градусов который мне никак не удавалось пройти за один раз и приходилось поворачивать в два приема, сдавая назад. Затем дорога огибает гору по восточному склону и сделав еще один крутой поворот вправо выводит на смотровую площадку. Этим путем я заехал на Митридат и спускался с него в 2013 году.
В этот раз мы попробовали другой маршрут и, пробравшись через частную застройку Цыганской слободы по узкой и кривой улице Гоголя (!), после резкого поворота переходящей в улицу Сейсмическую, выехали к вершине с юга. Продираться дальше по заросшей улице, больше напоминающей тропу в ущелье, между каменных стен нам не захотелось и мы, приткнув машину в тени забора, пошли к башне пешком.
Вот так выглядит улица Сейсмическая и дом под номером 9 почти на вершине горы Митридат. Именно так, наверное, выглядели дома в генуэзской Кафе в период владычества здесь итальянцев, а потом и турок.
Только сейчас я сообразил, что улица проходит как раз по старому крепостному рву и кладка слева является его контрэскарпной стенкой. Ко рву мы еще вернемся. Справа под слоем грунта также видно остатки какой-то кладки. Именно здесь должна проходить двойная городская стена средневекового города. Но сейчас на этом месте спланированная под застройку площадка, с еле заметными следами снесенных построек.
Осмотрим повнимательнее владение номер 9 по Сейсмической улице, расположенное почти на самой вершине горы Митридат. И хотя на месте калитки установлены железные двери, планировка усадьбы сохранилась традиционная - наружу только сплошные каменные стены без окон и дверей. Окна выведены из жилых помещений во внутренний дворик. В этом глухом уголке города такая планировка и сейчас функциональна и помогает избежать незванных гостей.
Забор, переходящий в угловую двухэтажную "башню" сложен из разнотипных камней на глиняном или цементном растворе. Некоторые из камней наверняка происходят из средневековых построек, а может быть даже из сооружений античной Феодосии. Многократно служа строительным материалом в различных зданиях эти камни многое повидали на своем веку. Когда-то забор рухнул и был кое-как заделан хозяевами по новой из подручного материала.
Вам эта постройка с башней и плоской крышей случайно не напоминает античную усадьбу?
На фото хорошо видно, что улица Сейсмическая проходит по рву.
Выбираемся из рва на напольную сторону, чтобы пофотографировать этот архитектрный ремикс и видим выглядывающую из-за угла кладку барбакана генуэзской башни Фомы, сросшуюся с современной усадьбой. К башне мы еще вернемся, а пока рассмотрим, что там за каменным забором.
А за забором, как и предполагалось, практически классика - дворик, окруженный жилыми и хозяйственными постройками. Часть построек еще сохранила черепичную крышу. Территория участка сильно запущена, тем неменее будет жалко если этот неповторимый уголок навсегда исчезнет и на его месте появится современный коттедж.
Еще один кадр. Справа забор похоже целиком глинобитный. Постройки на соседнем участке, где когда-то проходила городская стена, полностью утрачены, в результате чего видно, что рельеф здесь сильно спланирован под строительство. Мне представляется, что эта усадьба не такая уж и старая и, скорее всего, возникла в относительно недавнее время методом самостроя. Но тем интереснее повторение в ее устройстве и планировке средневековых традиций.
Черепичная крыша крупным планом
Чуть правее идут уже более добротные строения у которых мы оставили машину. На переднем плане остатки какой-то разобранной кладки. Ров и улица не видны за камнями.
Если приглядеться, то в зелени деревьев за ближним к нам домом можно заметить обелиск, установленный на братской могиле участников Феодосийского десанта 29 декабря 1941 года. Памятник изготовлен рабочими Феодосийского судоремонтного завода № 1 и установлен в 1965 году на месте захоронения семерых красноармейцев из которых известны имена только троих: Новиков Иван Афанасьевич, Ковалёв Иван Васильевич, Сущенко Моисей Семёнович. Про братскую могилу я узнал уже позже и мы ее не посмотрели. Прикладываю фото из Wikimapia.
В статье есть еще фотографии на которых много странностей типа отсутствия слов и других инициалов.
Теперь спустимся в ров и осмотрим район башни Святого Фомы более детально. Очень часто, глядя на сохранившийся участок кладки его принимают за башню Фомы считают ее круглой. На самом деле все намного сложнее.
Во второй половине XIV века население города значительно увеличивается, интенсивно застраиваются новые территории за пределами цитадели (extra muros castri) возникают новые городские кварталы (бурги). Оборонительные строения цитадели уже не в состоянии защитить все возрастающее городское население. Видимо, события Солхатской войны 1385-1386 годов и предшествовавшая войне напряженная политическая обстановка начала 80 годов XIV века повлекли за собой строительство внешнего оборонительного кольца В.
К 1389 году можно отнести завершение строительства крепостных сооружений кольца В, обращенных в сторону суши, о чем свидетельствует закладная плита башни, построенной у моря и находящейся рядом с Кайядорскими воротами. По нашему мнению, это свидетельство относится к башне В1, называемой ныне башней св.Константина, так как она является единственной в оборонительной линии внешнего кольца, сооруженной рядом с воротами и стоящей у моря. Приморский участок Внешнего оборонительного кольца B возводился вплоть до второй половины XV века, о чем свидетельствуют строительные закладные плиты башен 1467 и 1474 годов.
Площадь вновь укрепленной городской территории составила около 82 гектаров. Крепостное кольцо B длиной около 5240 метров (с учетом 600 метров берегового участка цитадели), укрепляло приморскую часть города на протяжении 2070 метров и опоясывала город со стороны суши на протяжении 3170 метров. Средняя высота крепостных стен - 10 метров, средняя высота башен - 17,5 метров.
План фортификационных сооружений Каффы из статьи Бочарова С.Г.
Еще одна линия крепостных стен С общей протяженностью 3200 метров, полностью повторяет пространственное начертание западной и юго-восточной линий внешнего оборонительного кольца В и отстоит от его крепостных стен лишь на 3-7 метров. Средняя высота стен линии С - 5 метров, средняя высота барбаканов - 5,5 метров.
В настоящие время укоренилось мнение о возведении крепостной линии С в период турецкого господства. Попытаемся, однако, разобраться в этом вопросе. Известно, что консул Бенедетто Гримальди в 1385 году дополнил систему обороны, снабдив ее рвами и барбаканами. Кроме того, существование крепостной линии С подтверждается и иными свидетельствами. В частности, посол Бургундского герцога на Ближнем Востоке Гильбер де Лануа, посетивший Каффу в начале 20-х гг. XV века, замечает, что она «...является морским портом и городом с тремя ограждениями». Испанский путешественник Перо Тафур, побывавший в Каффе в 30-х гг. XV века, свидетельствует: «Этот город окружен двойной стеной с маленьким рвом». Археологические исследования также позволили сделать вывод относительно их одновременного возведения.
Совершенно очевидно, что сооружение крепостной линии С и рва началось на два года позднее внешнего оборонительного кольца В и было направлено на его усиление. Таким образом, строительство третьей крепостной линии С начато в 1385 году и к 20-м годам XV века оно, по-видимому, было закончено.
Общее количество построенных барбаканов 24, из них 6 прямоугольные в плане (С2, С5, С11, С18, С19, С23) трехстенные, все открыты в сторону города, 18 - полукруглые в плане (Cl, С3, С4, С6-С10, С12-С17, С20-С22, С24). 4 барбакана (C1, С9, С16 и С20) - воротные (Рис.7, 9, 12, 14), 1 барбакан (С14) - угловой, 19 барбаканов межстенные. 18 барбаканов защищают столько же башен кольца В. 5 барбаканов защищают куртины кольца В в наиболее уязвимых местах. Незащищены только 2 башни В4 и В18, обе эти башни полукруглые в плане и куртины крепостной линии С просто «пристыкованы» к ним.
Барбаканы соединены 25 куртинами, средняя длина куртин западного участка (1800 метров) составляет около 85 метров, а юго-восточного (1400 метров) около 104 метров. Барбаканы существенно усилили сооружения крепостного кольца В, так на западном участке средняя длина куртин сократилась с 108 до 85 метров, а на юго-восточном - с 160 до 104.Несколько крепостных объектов линии С уцелели до наших дней. Это барбаканы С13(?) и С22, куртины CXXV-CXXVII.
Сооружение крепостного рва начинается одновременно с возведением крепостной линии С в 1385 году. Сейчас остатки крепостного рва прослеживаются на значительной территории у куртин CVI-СХХ, СХХIII-CXXVII. Общая протяженность крепостного рва около 3200 метров. Ширина на отдельных участках колеблется от 11 до 19 метров. Глубина крепостного рва от 4 до 7 метров. Ров был вырыт в земле, с одной стороны стенками рва служили куртины крепостной линии С, с другой стороны была выстроена каменная однорядная кладка на известковом растворе. Дно рва было горизонтальным, земляным. Так как внешние укрепления Каффы проходили по пересеченной местности, водой ров наполнить было невозможно.
Таким образом к 1475 году, когда Каффа была захвачена турецкими войсками, город имел одни из мощнейших в Причерноморье фортификационные укрепления, которые состояли из цитадели, внешнего оборонительного кольца, дополненного еще одной крепостной линией и рвом, защищавшими город со стороны суши.
Башня Святого Фомы (В 12) четырехугольная в плане открытого типа была построена в 1384 году и до настоящего времени не сохранилась на дневной поверхности, хоть и пережила нашествие Тамерлана 1395 года, разграбившего Кафу и турецкую экспансию. То что мы видим сейчас во рву по улице Сейсмическая это остатки барбакан стены С перед башней Фомы. Встречаются сведения, что на нижнем этаже башни хранились припасы на случай осады, а в тылу башни имелись хранилища, частично сохранившиеся до наших дней. К этим элементам мы еще вернемся.
Схема участка крепостной стены и башни Фомы из статьи Бочарова С.Г. (Башня B12, барбакан C10, куртины BXI-XII, CXI-XII)
Стоит обратить внимание на некоторые соображения из статьи
Катюшина Е.А. касательно барбаканов крепости Каффа в которых он видит пробразы бастионов, связывает их с использование огнестрельного оружия и считает возведенными позднее стены В.
Быстрый прогресс огнестрельного оружия и артиллерии принуждал европейских инженеров к пересмотру правил устройства крепостей. Предпринятые фортификаторами контросадные меры сводились вначале к простому утолщению оборонительных стен, а затем - к отказу от машикулей и зубчатого парапета. С исчезновением этих элементов появилась необходимость усиления продольной обороны укреплений. Для решения данной задачи пришлось видоизменять башни. Их стали устанавливать с большим, чем прежде, выносом вперед, придавая опорным пунктам обороны полукруглую форму, которая предполагала рикошет снарядов, выпущенных противником. Подобные постройки получили название ронделей. В ронделях иногда устраивались капониры для артиллерийских орудий, а на уровне их нижних ярусов - закрытые стрелковые позиции-казематы, уязвимые по тем временам лишь со дна рва. Помимо ронделей, существовал еще один сходный внешне и функционально близкий им тип полукруглых фортификационных строений - демилюны. Они выносились наружу посередине обороняемого фронта с тем, чтобы затруднить обстрел куртин. Указанные нововведения вошли в практику оборонного зодчества не ранее конца XV века. Что касается фортификаторов Каффы, то, принимая меры к совершенствованию ее укреплений, они должны были действовать на перепутье только что появившихся и еще не вполне выверенных технических идей. Учет опасности, проистекавшей от огня «проломных батарей», заставлял их укреплять основания стен крепости и, прежде всего, фронтальный откос рва.
Объем этих работ оказался столь значительным, что в 1455 году на жителей Каффы была наложена соответствующая трудовая повинность. О характере выполнявшихся тогда фортификационных мероприятий можно судить по строительным остаткам рвов на юго-восточном участке крепости вдоль улицы Сиренной и в районе Митридатского холма у башни Фомы. Сохранившиеся здесь части их каменных обкладок выделяются необычным устройством эскарпа. В его откосе присутствуют полукруглые выступы, которые следовало бы считать ронделями в случаях, когда эти объекты охватывают башни, или демилюнами - при условии, что те размещены напротив куртин, если бы они не отличались небольшой площадью полуокружностей и малой высотой. Сооружения такого рода могут быть названы - как не имеющие более точного определения - "бастионами", что соответствует итальянскому термину bastionato, обозначавшему среди применявшихся в фортификации понятий любую постройку впереди крепостных стен. Иногда полагают, что эти строения возводились с началом обустройства рва. Представляется, однако, более вероятным, что данные, переходные по своему типу, конструкции появились лишь на заключительном этапе генуэзского периода истории крепости. Как бы там ни было, но ремонт защитных линий Каффы, начатый вскоре после установления над колонией протекторства банка св. Георгия, продолжался до последних дней ее существования. Об этом, между прочим, косвенно свидетельствует датированное 1474 годом письмо консула-коменданта Солдайи, - а ее укрепления находились в столь же плачевном состоянии, что и каффские, - в котором он отказал консулу Каффы в просьбе о предоставлении каменщиков, занятых, по его словам, в настолько же неотложном ремонте сооружений солдайской крепости.
Вид на барбакан С 10 перед башней Фомы с другого ракурса.
Общий вид на барбакан С 10 с севера. Остатки башни Фомы никак визуально не прослеживаются. На дальнем плане выглядвает квадратная "башня" самостроя с фрагментом каменного забора, переходящего в легкое заграждение из проволоки и матрасных каркасов на столбах
Заглянем вовнутрь участка со стороны башни. Здесь полнейший дестрой. обратите внимание как сложена стена постройки. Прямо в кладку включены бревна стропил выведенные на северный фасад. Справа угол "башни" обмазанный глинянно-цементным раствором
Вероятно самое старое сооружение усадьбы с сохранившейся оригинальной трубой. Такие сейчас не делают. Переват на трубе скорее всего свидетельствует о том, что постройка когда-то имела чердачное помещение. И с этой стороны глухие стены дома со следами недавнего ремонта выполняют функции забора. правда перед ним еще возведены дополнтельные проволочные заграждения, через которые я и снимал.
Черепица с клеймом: У.П.С.М. КРЫМА (ФЕОД)ОСИЯ. Что такое У.П.С.М.? Известно что с 1861 года в Феодосии существовал кирпично-черепичный завод Коссичей, который проработал до конца 60-х годов прошлого века.
Теперь давайте осмотрим почти засыпанное грунтом сооружение рядом с триангуляционным пунктом на самой высокой точке горы Митридат.
Мне встречалось две версии его происхождения. Первая, что это какой-то старый склеп. Вторая, что это генузской хранилище запасов на случай осады. Может быть у кого-нибудь есть более достоверные сведения?
Судя по планиграфии это не может иметь какое-либо отношение к остаткам башни Фомы.
Заглянем через отверстие в кладке вовнутрь сооружения
Внутри все грустно и завалено мусором. Сильно закопчена аккуратная сводчатая кладка свидетельствует о солидном возрасте объекта
Чтобы определиться с исторической планировкой на горе Митридат давайте обратимся к старым фотографиям.
Похоже, что на картине М.Иванова с видом Феодосии конца XVIII запечетляны руины башни Фомы.
Источник На этом фото, сделанном с неожиданного ракурса с запада, слева видно здание Музея древностей, а по центру, в самой высокой точке горы, просматривается кладка барбакана перед башни Святого Фомы и крепостной ров. Хорошо видно что ров и крепостная стена затем уходили по склону вниз к несохранившимся городским воротам 10 и надвратной башней Святого Феодора В 11.
А вот это уже классический ракурс с ВСВ, со стороны Феодосийского залива.
Можно предположить что Музей древностей был огромный как Парфенон, но самом деле это сравнительно небольшое здание.
Заложен музей в 1871 году на средства И.К.Айвазовского. До этого Музей древностей размещался в старой мечети.
Здание выполнено в форме античного храма с размещением внутри часовни в память о герое русско-персидской войны 1804-1813 годов П.С.Котляревском. Архитектор А.И.Резанов, первоначальные эскизы, определившие внешний облик, делал сам И.К.Айвазовский.
В 1925 году музей переезжает в один из флигилей картинной галереи, а в здании размещается сейсмологическая станция. Теперь понятно, почему улица, ведущая на вершину горы, называется Сейсмическая.
В годы Великой Отечественной войны здание музея было разрушено полностью и больше не восстанавливалось. По официальной версии его взорвали фашисты. Но есть и другие более правдоподобные версии.
Например, что здание было взорвано советскими саперами в 1941 году, т.к. служило прекрасным ориентиром для вражеских самолетов, бомбивших порт. Еще одна версия гласит, что здание было разрушено во время бомбардировки советской авиацией или во время обстрела с моря корабельной артиллерией. Я не нашел в Инете точной даты и описания разрушения музея. Сайт Феодосийского краеведческого музея ничем здесь помочь не может, он просто не существует. Наверное единственный музей в России без своего сайта.
Вот так здание выглядело вблизи. Можно заметить, что склон горы Митридат постоянно менялся в ходе земляных работ. В наше время по этой выемке на переднем плане проходит подъем на гору с улицы Митридатской.
И еще, обратите внимание на интересную оптическую иллюзию. При взгляде с этого направления. а значит и со стороны набережной города создается впечатление. что музей имеет полный ряд колонн по всему периметру. Однако это не так.
Сейчас северный склон горы Митридат сильно перепланирован выборками грунта и терассирован совсем по другому нежели в XIX веке. На месте здания музея расположена, открытая в 2012 году, смотровая площадка.
Но это не самая высокая точка. Вот такой вид открывается со смотровой площадки на вершину горы с триангуляционным пунктом где мы уже побывали. На склоне зачем-то что-то покопали, а потом бросили не зарыв.
Еще раз взглянем на сохранившиеся изображения Музея древностей. С этого ракурса хорошо видно, что юго-восточный фасад не имеет полноценных колонн. Вместо них, на небольшом удалении от фасада выстроены "фальшивые" столбики, создающие иллюзию античного храма с полноценной клоннадой. Более того, последний в ряду столбик отсутствует ибо это место не просматривается снизу.
Здесь что-то поменялось у левого угла здания, но вход по прежнему охраняют каменные львы найденные в Фанагории.
Музей насчитывает 258 предметов эллинского периода, 15 - греко-византийского и 47 - византийского периодов, в нем много монет, мраморных и иных памятников с надписями на арабском языке, а также еврейских и армянских надгробных камней. Интересна золоченая деревянная люстра работы XVIII в. из старой синагоги. Стены музея украшают пять картин Айвазовского. 17 исторических портретов, много карт и планов Феодосии. Особенного внимания заслуживают генуэзские надписи на камнях с гербами консулов. Один из этих камней, снятый с башни папы Климента, украшен пятью гербами, насеченными готическими буквами». («Россия». Полное географическое описание нашего Отечества. Под ред. В.П. Семенова-Тяньшанского. Том XIV. СПб. 1910 г.).
А вот здесь перед зданием видны два столбообразных менгира, привезенных из Прикубанья И.К.Айвазовским
Летом 2013 года я не обратил внимание на этот покосившиеся от времени каменный столб, приняв их за дорожный отбойник и не сфотографировал. Второй менгир был найден относительно недавно прикопанным (вероятно при строительстве смотровой площадки на месте музея) и летом 2015 года зачем-то перенесли в сквер у башни Константина, как я понимаю, по инициативе администрации города и депутата от "Единой России" Юрия Кокина. Во всяком случае они наперебой комментировали установку менгира в парке рассказывая про аккумуляцию биополя и энергетические установки (в ЕР все такие?). Теперь у башни Константина создано место силы и жертвоприношений для челнов ЕР и прочих умалишенных.
На сохранившемся менгире четко видна выбоина внизу, позволяющие его идентифицировать с правым культовым камнем на историческом фото.
Полюбуемся видами, открывающимися с вершины горы Митридат от триангопункта и с обустроенной смотровой площадки.
Вид на склоны холмов на юго-запад
Склоны постепенно застраиваются, но на свободных участках еще пасутся коровки
А теперь взглянем на Феодосийский залив и порт Феодосия. Три фото ниже 2013 года
Широкий мол. У причальной стенки с внутренней стороны гавани стоит какое-то странное, похожее на танкер или сборщик льяльных вод, полузаброшенное судно без названия. Чуть левее, два катера, меньший из которых носит маркировку КМ-593. Еще левее пришвартован дебаркадер в котором расположена рейдовая плавмастерская. На мол вытащены остовы пары небольших буксирчиков ну и естественно здесь расположены портовые краны, что-то куда-то перегружающие.
Ближе к нам пришвартовано судно размагничивания СР-59. Вот это уже интересный корабль.
Катер-мишень пр. 1392 "КМ-593", водоизмещением 156 т., длиной - 38,6 м, шириной - 7,8 м имеет осадку - 1,44 м. Скорость хода максимальная: 19 узлов. Дальность плавания: 300 миль при 19 узлах. Силовая установка: 3 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 3 вала. Вооружение: не несет. Спецоборудование: аппаратура телеуправления "Фиалка-Гранит". Экипаж: 12 чел.
Катера данного типа были спроектированы на основе хорошо себя зарекомендовавших катеров проекта 205. Они предназначены для обеспечения боевой подготовки флота, проведения артиллерийских и ракетных срельб, а так же бомбометания авиации. Катера данного проекта выпускались на различных судостроительных заводах в период с 1969 г. по 1980 г., и широко использовались в учениях флота.
Катер-мишень использовался в связке с катером-водителем мишени проекта 1392В. После перехода в район учений и стрельб, катер-водитель принимал на свой борт экипаж катера-мишени, который переводился в режим телеуправления, и осуществлял движение и манёвры по радиокомандам с катера-водителя. Таким образом, обеспечивалась хорошая меневренность непосредственно самой цели и возможность изменения параметров её движения (в отличии от буксируемых по прямой и с небольшой скоростью либо стоящих на якоре судов-мишеней, или корабельных щитов), а так же обеспечивалась безопасность для личного состава катеров. С целью увеличения радиолокационной заметности на катерах данного типа использовались уголковые отражатели.
Катер-цель "КЦ-593" был построен в 1970 г. (заводской № 84), вступил в строй Черноморского флота.
В 1977 г. был переклассифицирован в катер-мишень, с переименованием в "КМ-593".
В дальнейшем катер был переклассифицирован в малый корабельный щит с переименованием в "МКЩ-47".
В 2010 г. катер был списан и исключен из списков флота. В настоящее время катер находится на отстое в ВМБ Феодосия.
ИсточникВероятно, по нему так ни разу и не попали...
Защитный мол Феодосийского порта. К нему причален плавкран "Феодосиец", водоналивная несамоходная баржа "Водолей-10" и плавпричалы. В правом нижнем уголке фотографии виднеется минарет мечети
Муфтий-Джами Плавкран "Феодосиец", тип Нептун, проект 16491. Порт приписки Феодосия. Самоходный плавучий кран грузоподъёмностью 150 тонн с корпусом понтонного типа, оборудованный крыльчатыми движителями, полноповоротным верхним строением (краном), грузовой площадкой на верхней палубе и кормовой опорой для укладки грузовой стрелы в походное положение. Построен в 2002 году на Севастопольском морском заводе. Всего построено 5 судов. Длина 48,8 м, ширина 21,0 м, осадка 2,0 м. Водоизмещение 2105 т. Грузоподъёмность: на крюке - 150 т, на грейфере - 32 т. Силовая установка: 3х500 кВт, дизель-генераторы. Скорость хода 7 уз. Автономность 30 сут. Экипаж 20 чел. Потерпел аварию (поломка стрелы) в августе 2007 года, в том же году был восстановлен с небольшим ограничением по г/п.
Источник А это уже фотографии 2016 года. Большое длинное пятиэтажное здание- дом 6 по Караимской улице
За три года диспозиция кораблей несколько сменилась. На месте катеров-мишеней появилось судно размагничивания СР-344, остальные суда и СР-59 стоят на своем месте.
Судно размагничивания пр. 130 "СР-59". Водоизмещение: 2096 т. Размеры: длина - 69,5 м, ширина - 13,8 м, осадка - 3,98 м. Скорость хода максимальная: 13,6 узлов. Дальность плавания: 1200 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля "Згода-Зульцер" AL25D по 1470 л.с., 2 дизель-генератора по 384 кВт, 1 дизель-генератор 180 кВт. Экипаж: 45 чел.
Судна размагничивания предназначаются для проведения специальных мероприятий с целью уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов.
Имеющиеся на вооружении советского ВМФ специальные суда пр.523 и пр.219 (СБР - станции безобмоточного размагничивания) уже к 60-м годам ХХ века не удовлетворяли возросшим потребностям флота с такого рода суднах. Разработанный позднее пр.1779 и его модификации более сответствовали возросшим требованиям, однако из-за большой загрузки судостроительных заводов СССР в начале 80-х годов ХХ века и начавшимся выводом из строя СБР ранних проектов, в ВМФ имелась острая недостаточность судов такого типа.
В результате было принято решение о строительстве судов размагничивания на верфях Польской Народной Республики. Проект нового судна был выполнен на Северной верфи в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году и получил номер проекта 130. Основным назначением судов этого проекта является электромагнитная обработка кораблей и измерение их магнитного и электрического полей.
Головное судно пр.130 было построено на Северной ферфи в Гданьске (Польша) в 1984 году. Всего по данному проекту было построено 18 судов. По классификации NATO - "Bereza Class".
Судно размагничивания "СР-59" было заложено на Северной ферфи в Гданьске (Польша) в 1984 году, заводской № 2/130. Спущено на воду 29.06.1984 г., вступило в строй 28.06.1985 г. По разделу Черноморского флота 1997 г. отошло российской стороне. В настоящее время входит в состав дивизиона МРСО Черноморского флота, с базированием на Феодосию.
Источник
Судно размагничивания пр. 17992 "СР-344". Водоизмещение: 1200 т. Размеры: длина - 64 м, ширина - 11,7 м, осадка - 3,51 м. Скорость хода максимальная: 13,5 узлов. Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах. Силовая установка: ДЭУ, 1525 л.с. Экипаж: 43 чел.
Для выполнения электромагнитной обработки кораблей водоизмещением до 15 000 тонн, в 1965 году ЦКБ-51 было выдано ТТЗ на новый проект такого судна. Главным конструктором этого судна был назначен Рачков А.С., наблюдающим от ВМФ - к.2р. Макшанчиков Ю.Д.
Корпус судна был выполнен из маломагнитной стали, механизмы приняты также в маломагнитном исполнении, а механизмы в обычном исполнении снабжены собственными компенсационными обмотками размагничивания. Главная энергетическая установка - дизель-электрическая с полной мощностью 1130 кВт - была выполнена на постоянном токе.
Судно было оснащено специальной энергетической установкой для обеспечения размагничивания с системой автоматического регулирования. Оно снабжалось необходимой измерительной аппаратурой и значительным количеством специального кабеля, и способно к электромагнитной обработке кораблей водоизмещением до 7 000 т без размагничивающих устройств, или 15 000 тонн с ними.
Головное судно пр.1799 было построено в 1970 году на Хабаровском ССЗ. В дальнейшем при серийном строительстве этих судов было принято решение отказаться от капризной маломагнитной стали и выполнять корпуса из обычной судостроительной стали. Этот проект получил номер 1799А. Одновременно усилили источники питания и установили новую систему автоматического управления. Головное судно пр.1779А было построено на том же Хабаровском ССЗ. Кроме того их строительство велось и на Гороховецском ССЗ. Всего по данному проекту было построено 29 судов.
Судно размагничивания "СР-344" было построено на Гороховецком ССЗ в 1986 году. Входит в состав дивизиона морских судов обеспечения Черноморского флота, с базированием на Феодосию.
Источник Защитный мол. Здесь все по старому. только плавкран "Феодосиец куда-то ушел.
Плоская крыша небольшого строения (перед ней по дороге поднимается в гору машина) - армянский фонтан конца XVI века
Вот так он выглядел на старой открытке. Только почему-то он назван караимским. Справа дом в котором родился художник И.Д.Айвазовский. Дом не сохранился. Официально Айвазовский армянин, родился он в доме на границе Армянской и Караимской слобод. Кстати, караимы считают Айвазовского своим великим национальным художником, наравне с маршалом Малиновским.
Посмотрим с горы вдаль. У самого залива видна частично сохранившаяся цитадель крепости Кафа, а за ней Карантин. Подковообразное здание - средняя школа № 10
Цитадель крепости Кафа с башней Христа (Криско) 1348 года постройки
На этом фото видны обе сохранившиеся башни: Христа и Климента, за ними просматривается опоясанная крепостной стеной часть Карантина.
Теперь посмотрим на юго-восток. Среди частной застройки возвышаются руины круглой башни Джованни ди Скаффа
Еще пробежимся по городской застройке Армянской слободы, выхватывая знакомые здания. Армянская церковь Святых Архангело Михаила и Гавриила постройки 1408 года.
На этом все, садимся в машину и аккуратно спускаемся по серпантину в Караимскую слободу и едем в цитадель крепости Кафа.
Использованная литература:
1.
Катюшин Е.А. Феодосия: Каффа. Кефе: Исторический очерк2.
Бочаров С.Г. Фортификационные сооружения Каффы (конец XIII - вторая половина XV вв.). - Причерноморье в средние века. 3. 1998. Издание Моск. университета. СПб, 1998. Другие мои материалы по поездке в Крым в 2016 году
https://starcom68.livejournal.com/2204162.html Архивные фотографии взяты у френда
humus