Фортификационный день
В программе стажировки этот день был свободными мы могли его использовать согласно индивидуальным предпочтениям. Мои коллеги пошли в Британский музей, а я сел на электричку и поехал в Тилбери, восточное предместье Лондона, - посмотреть британские фортификационные сооружения различных эпох на фоне индустриальных и сельских пейзажей.
1. Tilbury Fort (
Тилбери форт). Музей управляется "English Heritage". Вне всяческих похвал.
Первое укрепление на этом месте возникло еще в 1539 году и с тех пор форт постоянно совершенствовался и перестраивался, пока не получил классический вид. В Первую мировую войну он стал известен тем что именно расчет его зенитной батареи сбил один из немецких "Цепелиннов". Во Вторую мировую войну на форту во время немецкой бомбардировки погибло 18 солдат. Вот пожалуй и вся боевая история форта. Зато музей получился замечательный.
Сейчас мы видим классический бастионный форт второго ряда обороны русла реки Темзы на подступах к Лондону. Несмотря на то, что форт окружает промзона, сохранилась практически вся система рвов и валов. В настоящий момент небольшая часть помещений форта (пороховых погребов и арсеналов) открыты для посещения, в них проведено освещение и сделаны экспозиции. Восстановление мелких деталей, наверное, является отличительной чертой английской музеефикации. В одном из жилых зданий форта в помещении музея экспонируется выставка частного коллекционера. На юго-восточной куртине в двориках бывшей береговой батареи размещено несколько разнокалиберных орудий первой половины ХХ века.
Потерна пороховых погребов северо-восточного бастиона и скамейка для переодевания при входе в пороховой погреб.
2. Прогулка вдоль берега Темзы с осмотром местных фортификационных (и не только) достопримечательностей.
Тропа между фортами Tilbury и CoalHouse Fort вдоль левого берега Темзы была разработана в рамках проекта Тилбери Риверсайд. Еепротяженность более 3-х миль и тропа описывается как "сложный маршрут пригодный для трудоспособных пешеходов и опытных велосипедистов". Оно конечно да, местами асфальт отсутствует и идти приходится по пыльной дороге полигона бытовых отходов викторианской эпохи. Информации о тропе и о достопримечательностях вокруг никакой нет, именно по этому я пробежал мимо одного ДОТа, поленившись посмотреть схему из Гугла и пропустил еще пару интересных объектов. Зато есть аварийные лестницы через береговую защитную стену и забор электростанции. Они доступны, но воспользоватся ими надлежит только в случае резкого подъема уровня воды и затопления территории. Иными словами когда вода Темзы застанет тебя врасплох с внешней стороны водозащитной стены. Фото будут добавлены, а пока выкладываю только одно - пулеметный ДОТ (учетный номер S0009084) времен Второй мировой войны.
Башня берегового рада (одна из первых) времен Второй мировой войны на подходе к CoalHause Fort
3.
CoalHous Fort. Строительство было начато в 1861 году. Ранее в этом районе была расположена береговая батарея, от которой ничего не сохранилось до наших дней. Еще ранее на этом месте была граница территории безналоговой торговли углем. Отсюда и название форта.
Форт вместе с двумя другими фортами на противоположном берегу Темзы образовывал систему перекрестного огня в ее излучене, закрывавшей подступы к Лондону с моря.
В 1874 году строительство форта было закончено и в его казематах и на открытой батьарее разместили 20 нарезных, но заряжаемых с дула, 9, 11 и 12,5 дюймовых орудий. В 1906 году главный калибр форта заменили на 6" орудия, а на скорострельной батарее установили 12 фунтовые пушки. Эти орудия были сняты в 1930-х годах.
На самом форте в период Второй мировой войны была станция контроля размагничивания судов с женским персоналом и пара 5,5 мм пулеметов в специальной постройке на крыше форта, снятых с крейсера Hood.
В 1949 году, когда форт покинули военные, его взяла в аренду чехословацкая обувная компания Бата-обувь и использовала в качестве склада. По другим данным военный ушли с форта в 1956 году после упращднения системы береговой обороны. В 1962 году Совет Thurrock (?) выкупил форт у правительства и превратил территорию вокруг укрепления в парк. Но форт был по прежнему закрыт. Подробно историю форта и окрестных батарей (с некоторыми неточностями) можно
посмотреть здесь. Схемы форта.
В 1983 году CoalHause Fort был сдан в аренду группе волонтеров с целью сохранить его от бездействия властей. В настоящее время проект существует на грантовые средства. Конечной целью является восстановление форта как можно ближе к первоначальному состоянию. Судя по всему люди не особо торопятся, впереди у них вечность. В настоящее время форт открыт 18 дней в году. Стоимость билета около 3-4 фунтов с человека. Но специально организованные группы могут посещать форт по договоренности во внеурочное время. Форт также проводит Дни открытых дверей и специальные мероприятия на Рождество и Хеллоуин. Всего таких дней в году 13. Форт часто используется в съемках фильмов и, если я правильно понял, снимался в фильме "Бэтман. Начало" (?).
В 2007 году CoalHouse Fort получил грант "English Heritage" и поддержку городского совета Thurrock (?) в размере £ 125000 на перепланировку домика сторожа. Кроме того на грантовые средства был создан информационный центр и небольшого магазинчик. В 2009 году начались работы по реставрации форта.
Штат волотенрского или "народного" музея: 2 постоянных сотрудника и 15 волонтеров. Для этого формата просто супер. Небольшая бардачность напоминает российские государственные музеи. Парк вокруг создает разительный констраст с техногеном окружающем Тилбери Форт. Рядом с фортом и на его территории расположены объекты Второй мировой войны. В день моего визита форт был закрыт, но магическое слово fortification открывает любые двери.
На фото коллекция военой техники
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Basil Silver, одного из штатных сотрудников волонтерского музея, за то, что он во внеурочное время, провел для меня совершенно бесплатно экскурсию по форту и окрестностям и терпеливо отвечал на мои дотошные вопросы на плохом английском.
На фото макет 12,5 (?) дюймовой пушки.
Минная станция времен Второй мировой войны, расположенная в парке рядом с фортом.
4. Восточная береговая батарея Тилбери постройки 1891 года. Не буду сейчас рассказывать чего стоило мне ее посещение. Ловите сегодняшний эксклюзив - противоштурмовая решетка в левофланговом рву. И такой решетки там сохранилось не менее 50%. Ее заботливо латают современными материалами. Дополнительные препятствия представлены одним рядом колючки (современной) и густейшими зарослями ежевики. Через все это мне пришлось лезть.
В базе данных фортификационных сооружений данная батарея числится как построенная в период Второй мировой войны, но это не так. Батарея построена из кирпича с бетонным усилением. В центре два дворика под крупнокалиберную 10" артиллерию.
По флангам еще четыре дворика под средний калибр 6". Четко видна поздняя перестройка (?) двориков, относящаяся, скорее всего, ко Второй мировой войне
В левофланговом погребе боезапаса. Этот погреб находится отдельно под командным постом.
В погребе боезапаса среднего калибра сохранился механизм подачи. Левый фланг пронизывает потерна соединяющая два погреба и несколько казематов. В погреба главного калибра я не попал по причине сильной заросшести этой части массива батареи ежевикой.
Вид на противоштурмовую решетку перед фронтом батареи. Дополнение ввиде зарослей ежевики и крапивы делает преграду практически не преодолимой
Противоштурмовая решетка в тылу батареи сохранилась хуже, но тут удобнее выбираться из этой западни
А ведь, как показала практика, я мог привезти этот кол в музей.
5. Зенитная батарея времен Второй мировой войны. В 1938 году построено 4 орудийных дворика под 3,7" орудия. Дворики расположены в классической конфигурации веером вместе с командным пунктом и погребом боезапаса в центре. КП я так и не увидел, на бегу посмотрел только весьма облегченную конструкцию крайнего левого орудийного дворика и погреб боезапаса.
В более поздний период батарея была перестроена под зенитные орудия калибра 5,25". При этом старые дворики были сохранены, а 4 новых дворика размещены несколько восточнее по крестообразной схеме, я бы сказал что дворики размещены в углах воображаемого четырехугольника стороны которого образует закольцованная бетонная дорога.. Это единственная батарея в Великобритании с такой схемой модернизации. Дворики поражают своим истинно американским гигантизмом.
У двух блоков были выполнены обширные подземные казематы для укрытий личного состава под ведущей к ним дорогой. В каждом блоке имелась своя силовая станция. Все блоки соединялись бетонной дорогой.по кругу. Командный пункт я так и не нашел. То на что мне указали - оказалось двориком мелкокалиберной артиллерии. Вся батарея очень сильно заросла ежевикой и другими растениями и из-за этого очень затруднена в осмотре. Фрагментарно осмотреть мне удалось только 1,5 крупнокалиберных дворика, остальные были даже не видны за кустами ежевики. Мне кажется ее специально не расчищают, чтобы скотина не падала в дворики. Меня сопровождал работник местной конефермы, на чьей территории расположена батарея и не очень хотелось заставлять его ждать. Да и смеркалось.
Внутри блока. Почему здесь нет перекрытия для меня загадка. Лестница дышит на ладан. С трудом спустился по ней, продравшись сквозь ежевику. Белые, в свете вспышки, плети это тоже побеги ежевики.
Второй блок был менее заросшим, но времени на его осмотр уже не было. Именно у него должны быть подземные укрытия для личного состава, расположенные под подъездной дорогой. Для меня загадка зачем делать вход в блок в виде такой яме и с такими воротами. Для того, чтобы в случае необходимости заменять агрегаты?