Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
А.Блок
Ревда-Кунгур
Основное тематическое содержание дня: обелиски Европа-Азия и Дидинский тоннель
Продолжаю рассказ о Второй международной экспедиции Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова по Горнозаводскому Уралу августа 2015 года. Репортаж девятого дня
был здесь.
Утро мы встретили под Ревдой в загородном клубе "У Горы Волчиха" куда нас занесла нелегкая вечером предыдущего дня. Репортаж по этому средству размещения
был отдельно и в него вошли кадры утренней прогулки по территории клуба. Наскоро позавтракав и упаковав вещи и снаряжение в машину мы отправились пешком в лес - осматривать гнездовья местных птеродактилей
Этой уникальной колонии серых цапель у меня так же был посвящен
отдельный репортаж. С цаплями нам не очень повезло, снимать сквозь деревья было практически невозможно, сидящих в гнездах цапель не видно, а большинство пернатых, несмотря на раннее утро, уже улетели на обед
Вернувшись к машине мы отправляемся немного назад в сторону Екатеринбурга к Первоуральску.
Еще до выезда на трассу по разбитому асфальту ныряем под старый железнодорожный мост недалеко от Ревды
На трассе останавливаемся у какого-то придорожного кафе выпить кофе, клонит в сон. Друзья, засняли в туалете очередное любопытное объявление.
В Первоуральске настоящий культ различных памятных знаков на границе между Европой и Азией. Почему так получилось, трудно сказать, наверное в каждый исторический период какой-либо местный начальник хотел увековечить себя таким образом. Причем у последнего это получилось с таким размахом, что складывается ощущение, что он построил если не колонну Траяна, то как минимум свой надгробный памятник и застолбил в его округе место для свои многочисленных соратников. Вся эстетика монумента целиком кладбищеско-помпезная. Но к этому произведению монументализма путинской эпохи мы еще вернемся, а пока осмотрим классический монумент. возведенный еще до революции на старом тракте.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. В первой половине ХVIII в. Василий Никитич Татищев - руководитель казенной горнозаводской промышленности Урала - провел границу двух частей света Европы и Азии по Уральским горам, ввел в науку понятие «Уральские горы». В 1829 г. немецкие ученые А. Гумбольдт и Г. Розе установили, что гора Березовая «есть высший пункт Сибирского тракта на всем протяжении его от Перми до Екатеринбурга». Гору Березовую стали считать границей между Европой и Азией. После причисления г. Березовой к единой уральской водораздельной линии в 1837 г., на восьмой версте от Васильевско-Шайтанского завода, на южном склоне г. Березовой горные власти Екатеринбурга установили знак раздела частей света.
Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом. Географическая граница Европа - Азия с полосой примыкающих лесов - памятник природы федерального значения.
ИсточникСейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два. Тот, что мы сейчас осматриваем 1926 года года постройки и расположенный чуть в отдалении монументальный комплекс 2008 года.
За монумент в лес уходит тропа к роднику, а если пройти по ней дальше, то можно будет выйти у новому знаку на новой дороге в Первоуральск.
Осматрвиаем монумент
И вдоволь фотографируемся с различными указателями
Садимся в машину и движемся в сторону Первоуральска
Недоезжая до города поворачиваем направо и по новой дороге опять вовращаемся к границе частей света на гору Березовую. Паркуемся в положенном месте
В 2008 г. у подножия горы Березовой (40-й км Старомосковского тракта) состоялось торжественное открытие нового комплекса «Обелиск Европа-Азия». В торжественной церемонии приняли участие председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, председатель палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина, мэр Первоуральска Максим Федоров, генеральный директор компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев, глава Западного управленческого округа Алексей Шабаров.
От души размахнулись!
Создание нового обелиска и строительство комплекса заняло менее года. Финансирование проекта было реализовано совместными силами администрации Первоуральска и Первоуральского новотрубного завода. Новый комплекс представляет собой благоустроенную площадку, которую впоследствии планируется сдавать в аренду под точки общественного питания и торговли, а также сам обелиск - колонна высотой 25 м, вершину которой венчает двуглавый орел.
Предполагалось, что такой комплекс из старого и нового обелисков «Европа-Азия» может стать прекрасной основой для туристического маршрута. Гостей Свердловской области можно будет подвозить сначала к старому географическому знаку, потом через парк подниматься к новому. Особенно эффектно комплекс «Европа-Азия» будет выглядеть ночью - проектом предусмотрена подсветка обелисков.
Не знаю, ночью мы его не видели, но на счет турмаршрута тут все сомнительно, у автобусников, да что уж греха таить и у нас времени в обрез.
Уже сегодня географический знак «Европа-Азия» стал традиционных местом посещения для молодоженов из Екатеринбурга и других городов области, бизнес-туристов и гостей города. Однако, как подчеркнул Виктор Кокшаров, открытие нового комплекса «Европа-Азия» имеет не только туристическое, но и социально-политическое значение. Новая колонна с двуглавым российским орлом на вершине - это символ единства азиатской и европейской цивилизации, единения народов.
ИсточникВот она как...
А вам как стилистика монумента?
Фотографируем его разные части и фотографируемся сами
На камне закреплена мемориальная доска с историей геодезического знака, установленного в 1837 году, как известно в другом месте, там где мы первоначально остановились рядом со старым монументом
Расстаемся с Азией и переходим в европейскую часть
Капсула с итогами переписи и посланием потомках. Когда вскрывать не написано.
Вид на комплекс с парадного фасада
Уворачиваясь от проносящихся машин делаем кадры о перемещениях из Азии в Европу и обратно
Гуляя вокруг обелиска обращаем внимание на неприметную площадку со скамейками
Здесь молодожены оставляют замки, а туристы привязывают ленточки на счатье. Повязали их и мы по старому финно-угорскому обычаю
Видео с общими видами комплекса и тряпочками
Click to view
Недалеко столб с указателем на Сеул (?) 5250 км (недалеко, как до Крыма и обратно) и наименованием какого-то странного проекта "Поезд Дружбы Евразии". Никто про него ничего не слышал?
А это указатель на два других мегаполиса, чтобы не заблудиться: Париж и Екатеринбург. Если про первые два мы слышали, то вот про Замки Счастья выяснить ничего не удалось.
Вдоволь нафотографировавшись отправляемся к третьему обелиску. Едем в сторону Первоуральска и сворачиваем в лес, мимо кладбища и вдоль железной дороги пытаемся выехать к платформе "Вершина". До нее нам пробиться не удалось, бросаем машину и метров 800 идем по шпалам пешком в сторону Азии. Азия там - впереди!
Осматриваем платформу Свердловской железной дороги
Справа на краю выемки видна цель нашей прогулки - обелиск Европа-Азия у платформы Вершина
Мимо из Европы в Азию проскакивает какая-то импровизированная "электричка". Электровоз ЭП2К-070 тащит видавший виды пассажирский вагон
Вид в сторону Европы
Подходим к обеиску, расположенному как раз на 1777 километре от Москвы. Он установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.
Осматриваем простой и со вкусом сделанный монумент правильных пропорций
Здесь хорошо видна одна из особенностей монументов Европа-Азия. Видите табличку Европа? Думаете она там? За поворотом железной дороги? Нет, она за нашими спинами. Таблички обращены лицом к той части света которую именуют
Соответственно здесь Европа впереди за поворотом и наша машина стоит в каких-то заброшенных садовых участках там же уже в Европе
Возвращаемся к машине и не тратя время на обед летим в сторону Перми. Через несколько десятков километров сворачивам с трассы на неприметную лесную дорогу и объезжая промойны и булыжники проезжаем еще 20 километров к легендарному Дидинскому железнодорожному тоннелю. материалов мы тут наснимали массу и в этот пост они не войдут. Ниже пара фото для затравки и видео.
Скажу только что мы не просто прошли этот тоннель вдоль и поперек, мы еще его и проехали туда и обратно, правда чуть не утопив Ниву в огромной луже одного из подъездов к сооружению.
В самом центре Дидинского тоннеля. В августе здесь еще лежал лед и нам пришлось карабкаться на ледяной купол цепляясь всеми четыремя колесками
Видео Дмитрия Шелехова с проходом, а потом проездом через Дидинский тоннель на Ниве
Click to view
После тоннеля летим в Суксун. С ночлегом у нас там не задалось, уровень комфорта в местной гостинице и цена за него не устроили и мыметнулись в Кунгур в проверенную неоднократным ночлегом гостиницу "Старый Город". Заселились, по традиции идем в ресторан на против, а потом еще успеваем немного размяться в боулинге. Мне это было как никогда кстати - тем сырым и холодным летом меня опять мучала рука, но на этот раз уже правая. Пробовал катать левой но все равно бездарно продул...
Фотографии
Дмитрия Шелехова,
Снежаны Карпович и мои. Я снимал мало, не переставая оплакивать безвременно ушедший Canon G12.
Все репортажи о Второй международной экспедиции "Индустриальное наследие Урала"
Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова можно посмотреть вот по этой ссылке:
http://starcom68.livejournal.com/1941602.html