Вторая экспедиция "Индустральное наследие Урала-2015". День восьмой - железо и кокс

Dec 11, 2016 22:15

Нижний Тагил
Основное тематическое содержание дня: железо и кокс
Продолжаю рассказ о Второй "международной экспедиции" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова по Горнозаводскому Уралу августа 2015 года. Репортаж седьмого дня был здесь.
Солнечным утром по уже знакомому маршруту мимо старого завода мы отправились.... в музей. Это был единственный случай за всю нашу поездку когда мы потратили пол дня на посещения музея, да еще и с экскурсией. Но оно того стоило.


Историко-краеведческий музей Нижнего Тагила структурно входит в Нижне-Тагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и является одним из крупнейших и богатейших собраний на Урале. Музей расположен в старом здании промышленной архитектуры недалеко от плотины Нижнетагильского железоделательного завода и Ленина на шаре, в окружении нескольких сохранившихся заводских зданий. На фасаде музея большими буквами горделиво написано МУЗЕЙ, а перед входом стоит, нет не пушка, как вы могли подумать по аналогии с другими музеями, а макет первого российского паровоза братьев Черепановых на постаменте.



Мы не идем сразу в музей, а осматриваем экспозицию под открытым небом посвященную железно-рудной промышленности Урала с момента зарождения и практически до конца ХХ века. На площадке рядом со старыми корпусами завода собраны уникальные образцы техники XIX-XX века и образцы железной руды. Как тут не вспомнить Пермь, где не сохранено ни одного подобного артефакта вне музейных стен. В Свердловской области почему-то даже поселки стараются сохранить хотя бы по ковшу от драги, а Нижний Тагил имеет аж четыре музйно-промышленные площадки. Вероятно свердловчанам в отличии от пермяков есть чем гордиться.


Макет молота с приводом от водяного колеса цепляет. В Пермском музее есть такое устройство, но оригинальное и более скромных размеров с ручным приводом.


Маховик водяной машины


Образцы нижнетагильского проката


Делаем на память фотографию всей группой рядом с чудо-молотом


Немного дурачимся. Вилка для садки в печь пакетов кровельного железа напоминает ухват, которым Баба-Яга совала Жихарку в печь.


А тут Дима решил на раз-два поднять один из образцов отливок


Отходим немного в сторону и у одного из старых корпусов осматриваем танк Т-34-76, установленный на постаменте к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне


Перед входом в музей разглядываем паровоз братьев Черепановых. Еще один макет расположен внутри музея


Заходим в музей. Он работает с двумя выходными, санитарным днем и укороченной пятницей.


Покупаем билеты. Здесь один из тех редких случаев, когда в музейной кассе в дополнение к билету выдают кассовый чек. Фотосъемка в музее платная, что не совсем умно и законно. Спорить не стали, оплачиваем съемку на две камеры. Заказали экскурсию, сидим и ждем экскурсовода, попутно фотографирую себя в зеркале.


Наконец пришла девушка-экскурсовод и мы выдвинулись в отдел археологии знакомиться со знаменитыми на весь мир предметами из Горбуновского торфяника


Костюм шамана. Может быть себе аватарку такую сделать?


Один из залов музея посвящен достижениям горной промышленности в XIX веке. Здесь размещены уникальные образы продукции уральских заводов демонстрирующие их возможности и искусство металлургов. Этот стол приготовлен из первой меди, выплавленной в России (?). На столе рудная пирамида из коллекции А.Н.Демидова и блюдо с каким-то гномом-рудознатцем.


В этом зале представлены художественные произведения XIX века, в том числе изделия из крупных желваков малахита


Историю этого распятия я не запомнил, кажется оно происходит из какого-то не построенного храма


Мимо снарядов производства Высокогорского снарядного завода нельзя пройти. Может быть кто-то определит на глаз калибр и артсистему?


В последнем зале меня постигает фиаско. Сломался мой Canon G12. Сломался напрочь. Стал делать абсолютно черные кадры... К такому повороту собыйти я не был готов.
На музей мы потратили почти половину дня и настало время пообедать. Садимся в машину и отправляемся в центр.


Паркуемся где-то рядом с Нижне-Тагильским драматическим театром и обедаем в ресторане Штолле. Тратим уйму времени и получаем нехилый счет.


Потом отправляемся погулять в поисках банкомата. Администрация города Нижний Тагил


Красивая "сталинка" на театральной площади с рекламой сотовой компании "Мегафон"


театральная площадь, драматический театр и памятник братьям Черепановым


Еще один ракурс внушительного объема драматического театра, своим ордером напоминающим безвременно сгоревший московский манеж


9 мая 1993 года на театральной площади произошла трагедия. Группа из трех самолетов Як-52 Нижнетагильского АСК выполняла показательные выступления во время празднования 9 мая над центром города Нижний Тагил. По инициативе начальника АСК зона пилотирования была перенесена из воздушного пространства над акваторией городского пруда в зону над Театральной площадью города. При этом нижняя граница зоны пилотирования была перенесена с высоты 200 м до 100 м. При выполнении пролетов над площадью пилот одного из самолетов самовольно снизился до высоты, ниже установленной границы зоны пилотирования, и попытался выполнить незапланированную полетным заданием фигуру сложного пилотажа - «бочку». Самолет задел верхушки деревьев и упал на площадь, на которой, а также на находившейся на площади трибуне, было много зрителей. Самолет при ударе взорвался и продвинулся по земле около 50 м в сторону трибуны. Оба пилота и 17 жителей города погибли, 17 человек получили тяжелые ранения. Источник Викимапия.
Этим событиям посвящен памятник в Центральном сквере



Ну а это кусочек знаменитых часов, отмеряющих время до начала международной выставки Russian Arms Expo - крупнейшего события в мире производства вооружения. На нее мы, мы к сожалению, не попали...


Гуляем вокруг театра. Я понуро смотрю себе под ноги и не знаю чем занять руки в отсутствии фотоаппарата


Даже Дом политического просвещения, в стиле конструктивизма 30-х, меня не веселит...


Памятник первым комсомольцам Нижнего Тагила и не работающий фонтан


Возвращаемся к Центральному скверу через который проходит лестница к набережной городского пруда. В перспективе виднеется работающий свето-музыкальный фонтан


Центральный чквер нас радует просто огромным количеством различных городских скульптур


С ними даже можно поиграть в шахматы


На парпетах и просто на тротуарах под моросящим дождем прыгают вот такие бронзовые птички


А здесь девочка с мальчиком играют в прятки в березовой роще. Но на мальчика кажется бронзы не хватило


Дима фотографируется у городского фотографа


А это два тагильских жениха. Стопудово ждут одну и ту же девушку. Рядом указатель до городов побратимов. Приятно видеть среди них Брест.



Еще одна замечательная скульптура. Счастливое семейство. Обратили внимание: на босые ноги девушки какой-то добрый тагильчанин надел шлепанцы


Из парка нас спугнул дождь, последние фото отсняты утром следующего дня. А тут я без камеры в унынии жду своих коллег у машины. Ехать надо.


Отправляемся в центр в поисках банкомата. У коллег какие-то хитрые карточки


Дымы Тагила такие разные


Фургончик "Тагил-хлеб" на фоне типовой застройки 1950-х




Кажется здесь мы проезжали пару дней назад. Где-то тут мы расстались. Половина нашей группы отправилась решать финансовые проблемы. Другая...


Поехала дальше на встречу приключениям


Усть-Катавский трамвай


А поехали мы на Нижне-Тагильский железоделательный завод или Музей-завод им. Куйбышева - брендовое место для всех любителей техногена. Это единственный в мире музей-завод под открытым небом, занимающий площадь около 30 гектаров. Завод основан в 1725, окончательно остановлен в 1987 году. Является памятником индустриального наследия федерального значения. Входит в состав Нижне-Тагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Попадали мы на его территорию почти нелегально. Договариваться с экскурсией, тем более после обеда в воскресение было не совсем удобно. Поэтому мы просто заехали на его территорию на машине и обсудив с охраной цель нашего визита оставили им в качестве залога машину ;-) Основная проблема в посещении была - собаки. Говорят, они разрывают на части неосторожных туристов. Но охрана нам скзаала, что собачки не очень кусачие...
Тридцать гектаров осмотреть за несколько часов не возможно. Поэтому мы сосредоточились на доменном цехе и части завода, выходящей на плотину. Фотография по пути на фоне какой-то промышленной емкости.


Маховик и шкив водяного колеса? Именно такой маховик расположен на площадке перед краеведческим музеем. На заднем плане цех металлоконструкций


Доменный цех с двумя домнами 1950-х годов. Домна - большая металлургическая, вертикально расположенная плавильная печь шахтного типа для выплавки чугуна и ферросплавов из железорудного сырья. Важнейшей особенностью доменного процесса является его непрерывность в течение всей кампании печи (от строительства печи до её «капитального» ремонта) и противоток поднимающихся вверх фурменных газов с непрерывно опускающимся и наращиваемым сверху новыми порциями шихты столбом материалов.


Нижня часть одной из доменных печей, так называемый горн. Горн доменной печи - наиболее ответственная часть её конструкции. Здесь скапливается до 1000 т. и больше расплавленных продуктов плавки - чугуна и шлака. На дно горна оказывает давление весь столб шихты массой 9-12 тыс. т. Давление горновых газов составляет 0.4-0.5 МПа, а их температура в очагах горения кокса достигает 1700-2100 °С. Внутри горна непрерывно движутся и обновляются кокс, жидкие чугун и шлак, горновые газы. Основные конструктивные элементы горна - кожух, холодильники, чугунная и шлаковая летка, фурменные приборы. Канал чугунной летки закрыт огнеупорной массой. Открывают чугунную лётку путём высверливания бурильной машиной отверстия диаметром 50-60 мм. После выпуска чугуна и шлака (на современных больших доменных печах выпуск чугуна и шлака осуществляется через чугунные лётки) отверстия забивают с помощью электрической пушки. Носок пушки вводят в лётку и в неё из пушки под давлением подают лёточную огнеупорную массу.
На фото хорошо видны летка, электрическая пушка слева и бурильная машина справа.


В верхней части горна располагаются фурмы - отверстия для подачи нагретого до высокой температуры дутья - сжатого воздуха, обогащенного кислородом и углеводородным топливом.На уровне фурм развивается температура около 2000 °C. По мере удаления вверх температура снижается, и у колошников доходит до 270 °C. Таким образом в печи на разной высоте устанавливается разная температура, благодаря чему протекают различные химические процессы перехода руды в металл.


Видео этого уровня домны

image Click to view


Тут мы опять разделились. Я, забрав фотоаппарат у коллеги, отправился на самую макушку одной из домн, а мои друзья остались внизу. Не могу сказать, что в процессе подъема у меня не дрожали коленки, но цель того стоила. Несколько минут подъема по металлическим трапам, когда между прутьев ступеней видна высота, и я на вершине домны. Выше меня только дымовая труба. Виды отсюда великолепные


Немного ружится голова


А это, похожие на каких-то карликов мои друзья. У них вдруг внезапно выросли руки и ноги и они совершили мгновенное перемещение по металлоконструкциям под домну. Я сначало не понял их маневр, но потом увидел нечто. Даже с моей высоты эта собака смотрелась монстром. Потом был звонок на телефон и мы решали чтог делать... Друзья были в безопасности, но внизу их караулил зверь.


В итоге мне пришлось спуситься вниз раньше времени. Потом поднимались обратно на середину высоты домны, шли по какому-то трапу, лезли через забор, за которым нас опять караулила собка, и быстро быстро удирали от нее мимо паровоза на площадку железнодорожной техники. И только тут, в окружении десятков различных вагоном мы отдышались. Некоторые вагоны были как с планеты Кин-Дза-Дза. такого не встретишь ни в одном железнодородном музее.


Маневровый паровоз 9Пм-161, построен в 1956 г. Муромским паровозостроительным заводом им. Ф.Э.Дзержинского. А на нем сидят дети, которые дразнили собаку, которая кусала нас за пятки...


А это сторож, который сидит на домне и гоняет детей, которые дразнят собаку, которая кусает нас за пятки...


И только мы выбрались на плотину, как линул дождь... Пришлось убираться восвояси.
Темы краеведческого музея, скульптур Центрального парка и музея-завода будут раскрыты в отдельных постах.

Фотографии Дмитрия Шелехова, Снежаны Карпович и мои.

Навигацию по репортажам о Второй экспедиции "Индустриальное наследие Урала" можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/1941602.html

Архитектура, Городская скульптура, Свердловская область, Техноген, Музеи, Нижний Тагил, Урал, Городская среда

Previous post Next post
Up