Нижняя Салда

Nov 07, 2016 00:02


Узы разрушены...
Порваны цепи..
Слава погибшим героям!
Нижнюю Салду мы в тот день проехали дважды. Утром, по пути к очень вкусному объекту, где провели весь день, и вечером, на обратном пути. У нас осталось немного свободного времени чтобы остановиться в центре города и на скорую руку оглядеть исторические достопримечательности.


Нижняя Салда расположена в 205 км от Екатеринбурга и 54 км от Нижнего Тагила на берегу реки Салды. С 1938 года поселение является городом. Население на январь 2016 года 17387 чел. Примечательно, что достигнув максима в 22 тыс. чел. в 1967 году население постепенно сокращалось, но в последние годы остается неизменным или даже имеет незначительный прирост.
Город до сих пор сохранил черты демидовского посёлка: большая часть домов деревянная. Своеобразие городу придаёт Нижнесалдинский пруд и кедровая роща (около 500 кедров), старые тополя и липы.

В 1760 году Никита Демидов основал на реке Салде железоделательный завод по переработке чугуна в железо кричным методом. За первый год работы предприятия было выплавлено 22189,5 пудов железа. Чугун-сырец поставлялся из Нижнего Тагила, поэтому в 1878 году было решено построить новый завод со своим доменным производством в кратчайшем расстоянии от Нижней Салды (16 вёрст). Новый завод получил название Верхнесалдинского.
Со временем Нижнесалдинский завод стал наиболее крупным передельным предприятием в Нижнетагильской группе Демидовых.Технологический процесс завода усовершенствовался. В 1840 году был применён новый метод выплавки металла - пудлингование, для проката железа были внедрены катальные машины. В 1851-1858 годах управляющий Нижнесалдинским заводом Яким Семёнович Колногоров впервые на Урале осуществил производство железнодорожных рельсов. Первые рельсы производились из пудлингового железа. На строительстве первой в России железной дороги - Николаевской, укладывались демидовские Нижнесалдинские рельсы. В 1871 году на предприятии начала работу первая домна на высокогорской руде из Нижнего Тагила. Совершенствовались способы производства стальных железнодорожных рельсов. Демидовские рельсы были признаны лучшими в России. Выдающийся русский металлург К. П. Поленов впервые в России создал новые доменные печи, в которые осуществлялась подача горячего воздуха с температурой до 500 °С. Этому способствовало использование воздухонагревателя «Каупер». Инновация позволила увеличить выплавку чугуна на предприятии П. П. Демидова более чем в полтоpa раза.

Первое, что мы осмотрели в Нижней Салде - монумент в честь погибших в годы Гражданской войны. Судя по тому? сколько фамилий высечено на плитах события здесь развивались не шуточные. Подозреваю, что во время перехода Перми из рук в руки у нас погибло ничуть не меньше народу, но всего на двух известных мне монументах высечено куда меньше фамилий. Монумент выполнен в стилисте 20-30-х годов. На лицевой стороне надпись: "Узы разрушены. Порваны цепи.. СЛАВА ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ". Чуть выше звезда, лавровая ветвь и даты 1917 и 1921.


Интересна ориентация монумента. Он обращен своим главным фасадом к небольшой площади перед красивым кирпичныс зданием. Сейчас в этом здании находится городская администрация, а, возможно, когда-то было заводоуправление.


Его тыльная часть, обращенная к главной улице города, выглядит проще. Надписи отсутствуют, а парапет украшен нишей и небольшой аркой.


На 12 плитах по бокам парапета размещены фамилии без малого 200 человек нижне-салдинцев, погибших в годы Гражанской войный (1918-1920). Из них половина расстреляна белыми в 1918 году.


Здание администрации города




На противоположном конце площади расположен еще один монумент на могиле трех партизан и одного безымянного командира Красной Армии, погибших в годы Гражданской войны. На надгробии повторяется надпись: СЛАВА ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ. Кто-нибудь знает историю их гибели?


Вернемся к истории демидовского завода
Другим важным событием в российской металлургии стало строительство в 1875 году первого бессемеровского цеха на металлургическом заводе в Нижней Салде. К. П. Поленов выяснил, что при определённых условиях бессемеровский процесс идёт гораздо интенсивнее, для этого чугун необходимо не только расплавлять, но и сверх этого дополнительно перегреваать, и тогда сталь выплавляется более высококачественной, что, в свою очередь, и позволяет избежать её застывания в конверторе. Так называемый «Русский способ бессемерования» по методу К. П. Поленова теоретический обосновал учёный-металлург В. Е. Грум-Гржимайло, также работавший на заводах Демидова, в том числе и на Нижнесалдинском заводе.
В первом бессемеровском цехе были размещены два конвертора весом по 5 тонн. Всё оборудование - конверторы, подъёмные краны, ковш, воздуходувные машины работали на гидравлической тяге. Чугун раскалялся в печах ёмкостью 5-6 тонн производства «Siemens». В отражательную немецкую печь расплавленный чугун поступал из доменной печи, после чего в плавку вносилась специальная железная присадка до 25 % от общего веса. Перегревание до t 1250 °С длилось до трёх часов. В 1870-е годы К. П. Поленов внедрил новые методы рельсового производства с использованием термообработки рельсов. Нововведение позволило значительно продлить срок эксплуатации стальных рельсов. Нижнесалдинские демидовские рельсы были востребованы даже за границей. Петербурго-Варшавская дорога также построена из демидовских рельсов. Первые трамвайные пути в Санкт-Петербурге в 1903 году создавались с применением рельсов с Нижнесалдинского завода.


В 1880-е годы выпуск пудлинговых рельсов был прекращён, но производство рельсов из бессемеровской стали становится массовым. В 1896-1901 гг. инженеры К. П. Поленов и В. Е. Грум-Гржимайло становятся инициаторами строительства на Салдинском металлургическом заводе современного прокатного стана, самого крупного к тому времени в России. Он получил название «Стан - 800» по размеру прокатных валков в 800 мм. Стан приводился в движение паровой реверсивной машиной в 6 тысяч л. с. Отныне прокат рельсов осуществлялся за 7 пропусков вместо 9-11 пропусков на других аналогичных предприятиях. Нижнесалдинский завод по производственным мощностям уступал на Урале лишь Надеждинскому металлургическому заводу, построенному в 1896 в Надеждинске (ныне Серов) для обеспечения рельсами строительства Транссибирской магистрали.
В 1915-1916 гг. доменные печи были переоборудованы на работу на доменном газе. По-прежнему основной выпускаемой продукцией были железнодорожные рельсы, в годы Первой мировой войны к ним добавилась снарядная сталь. В общей сложности в эти годы выплавлялось до 42 тыс. тонн стали в год. Война вынудила реконструировать производство бессемеровской стали, завод обзавёлся более мощными доменными печами и двумя конверторами весом по 6,5 тонн. Работа конверторов обеспечивалась гидроприводом, воздух для продува подавался от турбокомпрессора. В цехах завода были смонтированы два современных электрических тридцатитонных мостовых крана. Такая реконструкция позволила повысить производительность прокатного цеха до 65 тысяч тонн стали в год.
Видите, за магазином "Людмила" виднеется сохранившаяся домна Нижнесалдинского завода


В 1918 году декретом Советской власти Нижнесалдинский завод Демидовых был национализирован. В следующем году выпуск бессемеровской стали на заводе был прекращён. В качающуюся мартеновскую 50-тонную печь был переделан прежний 100-тонный миксер жидкого чугуна. Все годы Гражданской войны завод преимущественно бездействовал, а в 1922-1923 гг. был законсервирован по причине нехватки сырья для производства и топлива. В начале 1924 года на предприятии проведена частичная модернизация, в результате которой завод был переведён с древесного угля на кузбасский кокс. На домне № 6 в июне месяце осуществились первые опытные плавки чугуна. К 1928 году было запущено производство рельсовых скреплений - подкладки и накладки. Осваивается прокат двутавровых балок, швеллера и т.д. Но прокат рельсов на заводе прекратился. В 1938 году была построена машина по разливу жидкого чугуна и ликвидирована профессия чугунщика, в чьи обязанности входило трудоёмкое разбивание разливочной чугунной формы.

Напротив монументу жертвам Гражданской войны расположен решенный в стиле конструктивизма городской Дворец культуры им. В.И.Ленина и вход на стадион "Металлург".


Сранное сооружение на стадионе из гофрированного металла я не понял


Одной из достопримечательностей города является площадь Свободы. Тут возникают вполне очевидные параллели с многочисленными площадями Свободы в украинских городах, усугбляемые парой надписей "Слава героям" на  постаментах монументов. Площадь замечательна сохранившейся брусчаткой, выложенной еще пленными немцами. Состояние брусчатки не ахти, но я очень надеюсь, что она будет отремонтирована и не уйдет под асфальт


Памятник вождю мирового пролетариата перед входом во дворец его имени


В нижней части площади, на границе с парком Металлургов расположен памятник погибшим в период Великой Отечественной войны


По брусчатке выходим к плотине Нижнесалдинского пруда. Созданный как городской он является украшением города


По плотине сейчас идет основной трафик в сторону Алапаевска


Идем по плотине


Вид на реку Салда с плотины. Вдалеке еще один мостовой переход через реку, но, кажется, он закрыт


На шлюзовых постройках плотины размещена мемориальная достка о проведенной реконструкции в 1956 году


Вот так выглядит система шлюзов


Шлюз плотины на видео Снежаны Карпович

image Click to view



В 1941-1945 годы производство Нижнесалдинского завода было переориентировано на оборонные нужды. Мартеновский цех наладил производство никелевых спецсталей. В эти годы предприятие оснащается ленточными транспортёрами, появляются рудничные электровозы, экскаваторы. В 1944 году возводится вторая мартеновская 100-тонная печь, а первая качающаяся 50-тонная мартеновская печь вновь переоборудуется в 100-тонную стационарную печь. В 1943 году успехи предприятия были отмечены переходящим Красным знаменем Государственного Комитета обороны.
В 1956 году доменная печь № 1 подверглась значительной реконструкции, в результате которой объём печи достиг 349 м. куб. Загрузка шихты в печь стала автоматизированной. Но самое крупное изменение на предприятии произошло в 1958 году, когда Нижне-Салдинский завод был объединён с Верхне-Салдинским металлургическим заводом. Новое предприятие получило название «Салдинский металлургический завод». Тогда же была ликвидирована доменная печь № 2.


В 1964 году продолжается реконструкция доменного цеха № 1 (монтаж припечного оборудования по грануляции верхнего шлака). Но упор в эти годы делается на развитие мартеновского производства. В 1960-1974 годах за счёт увеличения садки мартеновской печи до 175 тонн, освоения автоматизации теплового режима и комплекса иных инноваций производство стали увеличилось в 2,5 раза. В состав объединённого Салдинского металлургического завода в 1965 году входит Металлзавод по производству штампованной алюминиевой посуды и по кузнечно-прессовому производству топоров. На участке алюминиевой посуды производство было прекращено в 1982 году, зато выпуск топоров с маркой "Три кедра" в 1984 году насчитывал 1,8 миллионов штук в год. В 1975 году осуществлена реконструкция стана-800 в прокатном цехе № 1. Паровой двигатель заменил электродвигатель мощностью 5200 КВт. В 1980 году на стане-800 внедрили производство профиля зубчатой рейки для кремальерных передач рукояти экскаваторов.
В 1983 году одна за другой были остановлены мартеновские печи № 2 и № 1 и прекратилось производство мартеновской стали. Предприятие работало в структуре Уралчермета. В этом же году начал свою работу новый цех рельсовых скреплений мощностью 147 тысяч тонн подкладок и 17 тысяч тонн клемм в год.
С апреля 1992 года производство было преобразовано в акционерное общество открытого типа ОАО «Салдинский металлургический завод». Сейчас Нижнесалдинский завод является самостоятельным предприятием и занимается производством рельсовых скреплений.

Новое здание заводоуправления на правом берегу Салды. Перед входом памятник выдающимся металлургам К.П.Поленову и В.Е. Грум-Гржимайло


Идем по плотине обратно, осматривая шлюзы с другой стороны


Водомерная рейка


С 1958 года Нижняя Салда становится участником освоения космического пространства. Научно-исследовательский институт машиностроения (НИИмаш) является одним из ведущих предприятий по созданию ракетных двигателей малой тяги, используемых для ориентации космических объектов в пространстве. В 1971 году первая в мире космическая станция «Салют» с 32 двигателями, изготовленными в НИИмаш, была выведена на орбиту. Созданными в Нижней Салде ракетными двигателями малой тяги оборудованы более 800 космических аппаратов, в том числе все пилотируемые и грузовые корабли, модули орбитальных станций. В составе НИИ машиностроения имеется кислородный завод, продукция которого востребована по всей России. Завод расположен в лесу в нескольких километрах к северу от города



Еще одно интересное предприятие под сокращенным название "Химемкость" так же расположено в лесу к северу от города. ФКП "Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей" был построен и введен в действие как филиал НПО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (Свердловск) в конце 1980 года. На завод возлагалась задача выполнения сборочно-снаряжательных работ и окончательной сдачи представителям Минобороны СССР осваиваемых оборонной промышленностью принципиально новых твердотопливных ракет для объектовых и корабельных систем ПВО С-300ПС, С-300Ф, для системы ПВО Сухопутных войск С-300В, для системы ПРО Москвы А-135. Завод н ебыл развернут в полноценный производственный комплекс, хотя и освоил вышеприведенную номенклатуру изделий. В настоящее время сборочно-снаряжательная база интенсивно восстанавливает изначальный производственный потенциал, осваивает выпуск новейшей ракетной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выезжаем из Нижней Салды в сторону этих двух режимных предприятий. Нас провожаетхрам Николая Чудотворца, построенный в 1810-1834 годах.


Фотографии мои, Дмитрия Шелехова и Снежаны Карпович

Использованы материалы:
1. Статья Нижнесалдинский завод в Wikipedia
2. Материалы сайта Нижняя Салда

Другие материалы о Второй международной экспедиции Мемориального музея Н.Г.Славянова "Индустриальное наследие Урала" можно посмотреть здесь http://starcom68.livejournal.com/1941602.html

Техноген, Архитектура, Памятники, Свердловская область, Урал

Previous post Next post
Up