29 июня 2016 года мы продолжили осмотр достопримечательностей Керчи и ближайших окрестностей. Ранний подъем и прогулка по безлюдному Аджимушкаю до ближайшего сельмага взбодрили, но не внушили оптимизма на день. По небу бродили неприветливые тучи, грозящие пролиться внезапным ливнем.
Решив не выгадывать погоду отправляемся в Бондаренково, бывшее село Булганак, для осмотра грязевых вулканов. По научному это место называется Булганакское сопочное поле. С этими вулканчиками я познакомился еще в 1983 году, а в 2013-м отснял подробный репортаж, который так и остался неопубликованный. В сети можно найти
только видео.
Проехав Бондаренково замечаем, что ночью здесь прошел сильный дождь и машину начинает "водить" по глинистой грунтовке. Шоссейная резина не внушает оптимизма и мы, не рискнув съезжать в котловину, оставляем машину на ее юго-западном краю. Взяв камеры, в пляжных шлепанцах отправляемся к ближайшему кратеру.
По мере приближения к нему начинаем понимать, что размокшая от дождя и слегка подсохшая после него грязь приобрела свойство повышенной липучести. Шлепки начинают все сильнее и сильнее прилипать, затрудняя движение. Кое-как доковыляли до самого крупного кратера-озера. По пути у меня порвалась межпальчиковая перемычка на одном из моих любимых шлепанцев, купленных еще в Москве и пользованных до этого только в помещениях. Пошлепал я дальше босиком, было скользко но приятно. Забегая вперед скажу, что вечером, осматривая шлепанцы перед починкой я слегка изумился. Оказывается вулканы "съели" половину их подошвы. Качественная двухслойная подошва различной мягкости оказалась собрана на не водостойком клее. Напитанная различными солями вода мгновенно растворила клей и нижние части подошв навечно остались в грязи Булганакского сопочного поля. На ходу я этого даже не заметил.
Активность вулканов в этом году была практически никакой и я решил не снимать, помятуя о еще неразобранных фото 2013 года. Так что смотрите фотографии моей спутницы и ее видео.
Коренное население Таманского полуострова называет грязевые сопки "плеваками"
Click to view
Всего три вулканчика слабо булькали и один пускал пузыри
Вот так выглядят конуса наиболее активных из них
А вот эти удивительные игрушки из грязи в стиле трипольских племен оставил кто-то из посетителей вулканчиков
Тучи на небе сгущались. Когда мы уже почти заканчивали осмотр, на горизонте показался УАЗ с группой экскурсантов. Высадив туристов рядом с нашей Нивой, УАЗ развернулся не поехав дальше. Туристы высыпали на грязную и скользкую дорогу, пофотографировали издалека нас на фоне вулканов, алезли обратно в машину и уехали
В этом момент мы поняли что пора и нам убираться восвояси. Однако сделать это было не просто. Идти босиком крюком через сопочное поле по скользкой или засохшей глине не хотелось. А напрямую маршрут проходил через поросший чахлыми кустиками полыни, чабрецом и верблюжьей колючкой склон, что тоже не внушало оптимизма. Выбрали прямую дорогу и вдыхая запах полыни поковыляли к машине по пути форсируя две глубокие сухие промоины.
Перед Бондаренково под начинающейся грозой слегка отмыли машину от грязи в ставке на р.Булганак. Существенного ущерба экологии мы не нанесли, т.к. вода была пополам с коровьим навозом. Было немного жутко, вокруг лупили молнии, а мы находились практически под новенькой линией ЛЭП Керченского энергомоста.
Убежав от грозы возвращаемся в Аджимушкай, здраво рассудив, что при такой погоде лучше осматривать то что имеет защиту от непогоды. В Аджимушкае пока сухо, наиболее защищенным нам показался Царский курган - гробница IV века до н.э. кого-то из династии Спартокидов.
Внутри земляной насыпи высотой 17 м находится 36-метровый коридор (дромос) из каменных блоков и погребальная камера. Цоколь погребальной камеры высечен из монолитной скалы, далее идут тщательно пригнанные друг к другу квадры с гладко обработанной поверхностью. Купол состоит из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых плитой.
Подходим к увитой виноградом кассе и приобретаем билеты на осмотр.
Коридор, ведущий в погребальную камеру, по форме прохода напоминает кипарис, у древних греков считавшийся деревом мёртвых. С октября 2015 года Царский курган является объектом культурного наследия федерального значения.
Нам повезло, народу не было и только к концу нашей фотосессии приехала экскурсия
Каждый раз, когда прихожу сюда нахожу все новые и новые интересности, отдыхая от жары в полумраке погребальной камеры и разглядывая детали каменной кладки
На стенах погребальной камеры и дромоса вырезаны ранние христианские символы. В раннем средневековье в погребальную камеру через грабительский вкоп и разрушенное покрытие дромоса был обеспечен доступ и возможно она использовалась как культовое сооружение
Дромос Царского кургана - место оптических иллюзий. По какой-то причине его стены сделаны сходящимися в середине коридора и потом опять чуть расходятся друг от друга. Обо всем этом я расскажу в отдельном посте.
После осмотра Царского кургана заезжаем на территорию Малых Аджимушкайских каменоломен, выбираем ровную площадку открытой добычи камня и обедаем, в очередной раз используя замечательную газовую плитку. Здесь нас все-таки застает гроза с ливнем. Доедаем уже в машине и едем в Керчь.
Спустившись по ул.Гагарина на кольце попадаем в пробку. Объезжаем ее по Щорса и Фурманова и на перекрестке последней с улицей Горького понимаем причину пробки. Перекресток заполнен ливневыми водами. Трудно сказать что тут стало причиной. Либо неисправная ливневая канализация, либо вышедший из своего русла, убранный в этом месте в трубу Булганак.
Слегка покачиваясь на волне мы наблюдали как другие машины преодолевают водную преграду, а потом вслед за ними ушли направо в сторону рынка. Говорят, что даже федеральные СМИ освещали это наводнение, а мы, оказавшиеся в самой гуще разгула стихи почти ничего не заметили. Ниже небольшое видео плавающих машин. Керчане говорят, что на этом перекрестке это обычное явление в ливневые дожди.
Click to view
Отправляемся в знаменитый Керченский лапидарий с 2011 года расположенный на ул.Розы Люксембург в новом здании построенном специально под кинопрокат, но потом переданном Керченскому музею по причине сворачивания учреждений кинопроката. Коллекция лапидария содержит надгробные памятники из раскопок городищ Боспорского царства, а также другие находки, обнаруженные на территории Керченского полуострова. Занимает одно из ведущих мест среди хранилищ классических эпиграфических памятников мира. В Керченском лапидарии хранятся боспорские древнегреческие надписи, сделанные на камне, скульптура и архитектурные детали, образцы караимских, еврейских, тюркских и христианских надгробий.
Основу лапидарной коллекции составили материалы из личного собрания известного исследователя Поля Дюбрюкса, который в 1810-1820 гг. собрал коллекцию античных предметов. В дальнейшем коллекция пополнялась из различных источников. Многие предметы были подарены музею местными жителями. Большая часть коллекции сформировалась в дореволюционный период. Некоторые экземпляры за прошедшее время были вывезены в Британский музей, Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (г. Москва) и другие музеи. В советский период часть коллекции хранилась в здании храма Иоанна Предтечи. в Керчи. Именно там я ее и застал в 1983 году.
Созданный в 2011 году на новом месте лапидарий по праву считается одним из музейных достижений позднеукраинского периода Крыма.
В лапидарии для посетителей доступны три зала, каждый из которых имеет свой цвет стен. По верху идет ряд фотоколлажей раскрывающих канонические сцены из жизни боспорцев, изображенные на надгробных памятниках. Полноценную и квалифицированную экскурсию по залам музея нам провела одна из его смотрителей
Знаменитые пантикапейские крылатые грифоны, некогда украшавшие акрополь Пантикапея. Судьба их интересна. Плита с изображением грифона украшала ворота "Керченской крепости" (?) и в начале XIX века была перевезена в Феодосийский музей, где хранится и поныне. Много позже, при раскопках Пантикапея была найдена голова еще одного грифона-близнеца.
Второй зал где помимо античных надгробий представлены караимские, еврейские, христианские и мусульманские произведения лапидарного искусства
Третий зал открылся совсем недавно и посвящен античной тематике
Керченский лев, сильно окатанный морскими водами и его собрат на фотографиях. История мраморного льва на фото М.С.Рубанчика настолько примечательна, что даже в этом поверхностном посте нельзя пройти мимо нее. Данный мраморный лев попирающий голову тельца был найден Дамбергом в 1894 году в Керчи в саду Волошевича и отправлен прямиком в Эрмитаж где и экспонируется поныне. Правда в Эрмитаже этот лев почему-то считается найденным в Керчи в "Львином кургане". Более того, именно с такой легендой продаются его маленькие копии в сувенирных киосках Эрмитажа по цене 14500 руб. Керченский фотограф М.С.Рубанчик подробно задокументировал процесс подъема льва из шурфа. На фото можно заметить, что стоял лев "на ровном киле", макушка при этом была только чуть-чуть прикрыта землей (наверное по ней его и нашли). Можно предположить, что в саду Волошевича был найден своеобразный клад. Кем и когда он был сделан мы не узнаем никогда.
Макет античного храма на акрополе Пантикапея и алтарный столик на дальнем плане
Репортаж о лапидарии будет отдельно, а пока мы отправляемся купаться к древнегреческому городищу Мирмекий. Здесь расположен оборудованный Молодежный (по другим данным Детский) пляж с бесплатной парковкой и фонтанчиком питьевой воды. Но он нам не интересен и мы выбираем камни под скалой с беседкой. На викимапии пишут, что это место облюбовано змеями
К вечеру возвращаемся домой и делаем несколько странных фотографий. Например, почти созревшего персика
Или фрагментарно загоревшего меня. Здесь не видно, но первую половину отпуска я щеголял классическим загаром таксиста с черной левой и белой правой рукой
А вот это котя - всем котям котя. За последние три года она стала еще жирнее
Когда стемнело, настало время еще одного приключения. Мы же знаем, что под землей темно и ночью и днем, поэтому различные подземности не ограничены посещением в любое время суток и года. Наскоро собравшись и чудно одевшись (напялили на себя все что было не жалкого) мы отправляемся в Керченские каменоломни. У нас было жесткое ограничение по времени и несмотря на наличие штатива мы им так и не воспользовались - снимали на бегу с рук. Подробно расскажу о наших подземных приключениях в отдельном посте, а пока несколько фото.
Вот так выглядят поземные выработки керченского известняка. Этот участок каменоломен разрабатывался предположительно с конца XIX века.
Выработки регулярные, штольни расположены параллельно и перпендикулярно друг другу, образуя почти правильную сетку. Во многих местах имеются сделанные 100 лет назад надписи, предупреждающие о возможном обвале. Сделаны они не напрасно
Выпиленный и по какой-то причине не вывезенный угловой блок
А вот это граффити наглядно показывает как работали пильщики камня
Эротическое граффити
Сейчас мы проходим крайне сложный участок. Здесь бракованным камнем был полностью заложен проход - осталась только узкая щель вверху. Эту щель я с трудом преодолел.
Все дело в том. что ползти на коленях мне невозможно из-за низкого свода - попа упирается, а бедра не подогнешь. Вдобавок ко всему голые и костлявые колени оказалось невозможно ставить на острый и пористый известняк - очень больно. Ползти по пластунски тоже больно и фотокамера со штативом мешают. В общем я оказался менее проворным в отличии от своих спутников и слегка подзастрял.
Стиснутый развалом камней снизу и сводом сверху я не снимал, хотя в этом комичном положении было что. А стремились мы вот к этому уникальному граффити - единственному из известных в каменоломнях Восточного Крыма цветному рисунку. Угадали чьи это гордые профили на фоне красного знамени? По уму надо было спуститься вниз, но времени катастрофически не хватало, а ведь нам надо было еще ползти через узкость обратно
В оригинале этот рисунок выглядит еще интересннее ибо к означенным персонажам добавляется Александр Невский (предположительно), а может и Дмитрий Донской.
Источник фото Судя по всему, это фото сделано задолго до нас и сейчас фреска выглядит достаточно облупившейся.
Выбравшись обратно мы пошли дальше разглядывая графити на стенах как посетители картинной галереи. "У Саши болит ножка" - ну как вам тема от какой-то нещастной носильщицы камней или откатчицы породы?
Спуск на нижний этаж каменоломен, но мы пока пойдем по верхнему в самый дальний угол
Обратите внимание на дату этого графити - 2 ноября 1941 года. Как мы знаем 3 ноября была оставлена Феодосия, 4 ноября был издан приказ о создании Керченского оборонительного района (КОР), а уже 16 ноября 1941 года Керчь был азахвачена немецко-фашисткими войсками
Обратите внимание на эту подземную дорогу, на ней остались следы колес телег на которых вывозили блоки известняка на поверхность в 50-х годах прошлого века
А вот это самое интересное место в само дальнем углу второго уровня. Есть версия, что это оборонительные стенки с амбразурой для обороны этого участка. Примерно такие стенки можно видеть в Аджимушкайских каменоломнях. Если это так, то эо\то участок Керченских каменоломен готовился к обороне либо в ноябре 1941 года (о чем косвенно свидетельствуют граффити), либо весной 1942 года, а может быть даже во время боев 1943 года.
Часто встречающееся граффити нелюбимого мастера
А тут мы поднялись с нижнего уровня на верхний
Чувствую что от перенесенных ужасов глаза у моей спутницы еще долго будут круглыми, ка ку тог толстого котика
А тут отметились пермяки, лет так 30, а может и больше тому назад
Нам пора наверх. Продолжение следует.
Фотографии мои и
Снежаны КарповичВсе материалы по поездке в Крым в 2016 году смотрите по тэгу:
ВК2016