Сарановская шахта "Рудная"

Mar 25, 2016 11:25

300 метров под землей
Продолжаю репортаж о посещении сарановской шахты "Рудная" в ходе второй "международной экспедиции" "Индустриальное наследие Урала" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова. В первой части я рассказал о поселке горняков, геологии Сарановского месторождения хромитов, технологической площадке и подготовке к спуску в шахту.


Пройдя инструктаж по технике безопасности, облачившись в спецодежду и получив индивидуальные средства защиты и спасения мы робко скучковались у копра шахтного ствола "Капитальный" в ожидании своей очереди к клети. Сопровождающий нас масте Александр помог подогнать снаряжение.



ОАО "Сарановская шахта "Рудная" является крупнейшим и важнейшим предприятием в России по добыче и обогащению хромитовых руд. Первые сведения о добыче хромитовых руд с Сарановского месторождения относятся к 1889 году. В настоящее время шахтой разрабатывается Главное Сарановское месторождение. До 1935 года месторождение отрабатывалось карьером, а затем штольней до гор.+462м. Ниже горизонта +462м, начиная с 1940 года, месторождение отрабатывается подземным способом.
Разведанные запасы хромитовых руд оцениваются в размере 10 млн.тонн. За все время существования рудника добыто около 15 млн.тонн. Месторождение является уникальным для Урала. Главное отличие руд Сарановского месторождения - развитие в виде выдержанных пластов мощностью от 0,5 до 12м, протяжением до 2 км. Пласты круто падают вниз и без признаков выклинивания прослежены до глубины 500-800м. В настоящее время разрабатываются три наиболее мощных пласта, известные как Западное, Центральное и Восточное рудные тела с близким составом руд. Добытая руда проходит обогащение на обогатительной фабрике, которая находится непосредственно на промышленной площадке шахты и связана с шахтой в единую технологическую цепочку. Источник
Хромиты Сарановского месторождения используется для производства огнеупоров. Магнезитохромитовые кирпичи химически пассивны и термостойки, выдерживают многократные резкие изменения температур. Их применяют в конструкциях сводов мартеновских печей. Используются хромиты и для изготовления литейных форм. Существует возможность получения из хромитов металлического хрома - основного сырья для легированных сталей (нержавеющих) и гальванических покрытий, но для этого требуется достаточно высокое содержание хрома в руде и сложные технологии. Для этих целей сырье экономически выгодно заводить из-за границы.
Пока позволяло время мы разглядывали непонятные простым смертным механизмы и железяки в изобилии расположеные рядом. На фото какая-то моторизованная тележка, сделанная, вероятно, из погрузчика породы


Сарановская шахта «Рудная» в постсоветское время неоднократно меняла собственника, при этом основной владелец актива был из-за рубежа. В 90-е годы ее контролировали структуры хорватского бизнесмена Данко Кончара, а в 2008 году активы выкупили казахи из холдинга ENRC (ТHК «Казхром», «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод, Жайремский ГОК).
2 апреля 2015 года шахта "Рудная" была приобретена ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ЧЭМК). ЧЭМК стал владельцем 100% голосующих акций ОАО «Сарановская шахта „Рудная“». Стоимость сделки не уточняется. ЧЭМК намерен модернизировать горно-обогатительную фабрику предприятия и увеличить добычу руды за счет освоения новых горизонтов.
Ранее Eurasion Natural Resources Corporation продала ЧЭМ Ки ООО «Серовский завод ферросплавов» (завод является основным производственным партнером сарановского предприятия, в Серов отправляют добытую на шахте руду). Несмотря на кризис, потребности в высококачественной стали в мире постоянно растут, что создает устойчивый спрос на ферросплавы в мире, повышает загрузку предприятий, которые их производят. Приобретя данную шахту, ЧЭМК обеспечил себя сырьем для дальнейшей работы. Источник
Общаясь с руководством и рядовыми рабочими предприятия мы заметили, что коллектив шахты с уверенностью смотрит в будущее. Однако, для динамичного развития предприятия нужны серьезные инвестиции в обновление производственной базы и освоение новых горизонтов. Старые хозяева шахты не вкладывались в развитие производства, проедая то, что было создано предыдущими поколениями горняков.

В назначенный момент мы проходим к клети через технологический "предбанник". Здесь стоит влажный туман и объективы фотокамер сразу запотевают


Оставляем номерные жетоны в положенном месте, заходим в шахтную клеть, за нами захлапывается ограждающая решетка.


Стоять в клети надо чуть согнув ноги в коленях и крепко держась за поручни. Звучит команда на спуск и пол уходит из под ног. В неприкрытом ничем проеме клети начинают мелькать геологические пласты месторождения, смазанные быстрым движением вниз. Периодически клеть притормаживает и тогда как в замедленной съемке перед нами на несколько секунд материализуется уходящий вдаль тоннель, в котором при свете фонарей работают люди. Потом клеть вновь ускоряется. Чем глубже вниз, тем сильнее по шахтному стволу льется струйками вода, громко шипит сжатый воздух, дует ветер и сильнее закладывает уши. Их надо незабывать продувать. Кто занимается подводным плаванием тот меня поймет. Можно просто часто сглатывать слюну.
Немного освоившись, я начинаю вертеть головой по сторонам и поглядывать на коллег


Приехали. Клеть останавливается на глубине около 300 метров и, если я не ошибся, на пятом горизонте выработки. Сейчас в шахте начинает осваиваться шестой горизонт. Надо сделать над собой усилие и шагнуть сквозь струйки мутной воды в штрек. Прикрывая фотоаппаратуру мы выходим из клети. Вода, стекая по каске, заливается за шиворот. Сразу приходит на ум распространенный среди офисного планктона в сети Интернет демотиватор: "Это ты расскажи шахтеру, как устаешь на работе".
После выхода из клети проходит второй инструктаж по ТБ "на рабочем месте". Главное здесь не задеть контактный провод. Видите - висит такой противный под сводом штрека?


Мы быстро "ощипываемся", пытаясь привести в готовность фотоаппаратуру и протереть объективы. На все про все у нас час. К назначенному времени нам надо быть у клети, чтобы подняться на поверхность. Наш проводник в подземный мир - Александр.


Сначала мы идем в старую выработку куда-то направо. Там нет искусственного освещения.  Первые кадры даются с трудом. В воздухе много водяной взвеси и с фотографированием не ладится. Луч коногонки выхватывает из темноты различное обородувание и крепежные материалы. На этом фото складированный у стенки штрека металлический профиль шахтной крепи.


Если я не ошибся это шахтный погрузчик


Лебедка


И еще деталь погрузчика крупным планом


Перегородка с дверью, разделяющая различные части штрека. Открыть дверь не просто. Из-за разницы давления в проем сразу врывается сильный поток воздуха


Шахтный электровоз, применяющийся для транспортировки вагонеток с рудой и породой. Этот в нерабочем состоянии


Возвращаемся в обитаемую часть шахты. Здесь условия съемки облегчает искусственное освещение и мы быстро идем по лабиринту подземных коммуникаций. Горизонты шахты выбирают хромитовую руду на разных глубинах, а сложная система почти параллельных тоннелей выбирает в одном горизонте все три рудных тела, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Тоннели и штреки соединены в лабиринт системой сбоек и технологических проходов. Иными словами, большинство шахтных коммуникаций пробиты через рудные тела, конфигурация которых и обуславливает строительство такого подземного лабиринта.


Место для ремонта подвижного состава. Обратите внимание на перекрытие штрека. Породы здесь прочные и его дополнительно не усиливают, утанавливая только страховочные швеллера в местах больших пролетов


По всей видимости, здесь меняют колесные пары на вагонетках


А вот на этом участке штрека потребовалось дополнительное усиление


Выходим к замершему на путях составу. Контактный узкоколейный шахтный электровоз К-10, предназначается для эксплуатации на шахтных и промышленных узкоколейных железных дорогах с постоянным током напряжением 250 В. Используется для перевозки составов вагонеток по подземным рельсовым путям угольных шахт и рудников, неопасных по взрыву газа и пыли.
Первый электровоз этой серии был выпущен в 1971 году на Александровском машиностроительном заводе, с 1973 года по настоящее время выпускается серийно. Электровозы этой серии являются самыми распространёнными шахтными электровозами на территории России.


Дальше опять идут тоннели и развилки с проложенными по ним железнодорожными путями


В разных местах крепи выполнены по разному, в зависимости от нагрузки. Где-то они деревянные, где-то деревянные с металлическими конструкциями, а в особо опасных участках выполнены из железобетона




Примерно на середине пути я окончательно потерял ориентировку. Если изначально я понимал в каком направлении в случае чего идти к эвакуационному южному стволу шахты, то тут, после многочисленных поворотов в хитросплетении тоннелей и штреков, мои навигационные приборы полностью отказали. Я не сомневался, что, оставшись один, слегка поплутав, смогу добраться до клети. Но я решительно перестал понимать в каком направлении мы идем. Где здесь север, а где юг.
Наконец мы оказались в неосвещенном тупиковом забое с высокими сводами. Как сказал наш проводник, здесь ведутся работы по строительству ремонтной мастерской для подвижного состава и электровозного депо. Для этого с помощью взрывов (первичное дробление руды на шахте производится методом подрыва) в скале вырубили обширную камеру.


Погрузчик гребет породу и грузит ее через себя в вагонетки


Вот это погрузчик на фото Дмитрия Шелехова в спарке с вагонеткой. Обратите внимание на полузасыпанный проход вдалеке из которого торчат бревна


К этим бревнам закреплена скреперная лебедка, которая тросом туда-сюда таскает ковш скрепера


С помощью скреперного ковша порода рыхлится и подгребается к погрузчику


Выходим из камеры с будущим депо и идем дальше по темным коридорам


В этом месте нас привлекла конструкция шахтной крепи


А вот здесь породы прочные и дополнительного усиления пока не требуется


На путях нам попадается очередной состав, но уже груженый рудой


Проходим мимо него


Наконец мы достигаем конечной цели нашего маршрута - технологической площадки по подготовке хромитовой руды к транспортировке на гора. Как я понял, руда здесь засыпается в бункер и дробится. Высота просматриваемых трех уровней не менее чем с пятиэтажный дом, а то и больше. Мы остановились передохнуть, но стоял такой шум, что я толком ничего не расслышал, что рассказывал Александр про устройство это технологической площадки.


Какой-то бункер, возможно для отсасывания пыли при дроблении руды


Камера в которой мы находились укреплена по стенам и сводам бетоном - слишком объемное пространство для шахты, плюс вибрации механизмов


Идем по тоннелю в обратную сторону, но другим путем




На очередной развилке нам попадается еще один состав с вагонетками. Куда сворачивать? Александр безошибочно выбирает нужное направление по одному ему известным признакам. Как вы заметили по фото никаких указателей нет, все горняки и так знают свою шахту как свои пять пальцев и легко ориентируются под землей.




Ага, кажется мы здесь уже были. Дошли до знакомого электровоза К-10




Тут я чуть приотстал, чтобы снять видео. Вдалеке уже виднеется клеть шахтного ствола "Капитальный". Александр практически идеально подгадал время. Как только мы подошли к клети, она опустилась и из нее вышла очередная смена горняков. Час под землей пролетел на одном дыхании - как десять минут. Подниматься на поверхность очень не хотелось.


Несколько минут и мы уже на верху. Разбираем свои жетоны, чтобы не перепутать номера. Объективы опять запотевают, но я делаю несколько кадров спускающихся вниз горняков, среди которых много женщин. Чтт не удивительно, весь поселок Сараны живет за счет шахты.




Интересная будка рядом с клетью с надписью "Бухгалтерия"


Выходим через "предбанник" на свежий воздух. Хотя еще надо разобраться где воздух свежее, в шахте или на поверхности


Наземный мир встречает нас влажной испариной только что закончившегося дождя. Переводим дух, обмениваемся первыми впечателниями и идем  в раздевалки, снимать с себя перемазанную в грязи спецодежду


Видео посещения сарановской шахты "Рудная": спуск в клети, проход штреков, шахтное оборудование, подъем на поверхность

image Click to view



Прощаемся с гостеприимным коллективом сарановской шахты, получив на память по кусочку уваровита, который мы тщетно старались разглядеть в отвалах под землей. Очень хочется сюда вернутся еще раз и провести под землей несколько часов, а может быть и целые сутки, чтобы разобраться во всех тонкостях добычи хромитов шахтным способом.
По уже знакомой дороге отправляемся на трассу, а далее в Теплую Гору. Впереди нас ждут другие приключения.


Музей изобретателя электросварки Н.Г.Славянова сердечно благодарит руководство сарановской шахты "Рудная" за предоставленную возможность осмотреть шахту. Особая благодарность главному инженеру шахты Алимхану Шукюрову и нашему проводнику в подземный мир - мастеру Александру.

Фотографии Алексея Старкова и Дмитрия Шелехова

Специально для портала ProPerm

Другие источники по теме:
Хромовая промышленность
Хром и хромиты. Свойства и применение

Другие материалы "второй экспедиции" "Индустриальное наследие Урала" можно посмотреть здесь.

Геология, Техноген, Ж/д, Техника, Пермский край

Previous post Next post
Up