Бронекатер проекта 1125 в Перми

Sep 11, 2014 15:07

В период Великой Отечественной войны на Пермском судостроительном заводе по мобилизационному заданию производились "плавучие танки" - бронекатера. Про это сейчас мало кто знает и помнит. Тем не менее, если заехать в глухой угол промзоны в Закамске, то можно увидеть на постаменте перед проходной завода "Кама" бронекатер АК-454 (по другой версии БК-454). В 1974 году по инициативе директора завода Ивана Павловича Тимофеева, катер № 181, участвовавший в боевых действиях на реках Волга, Днепр, Дунай, Амур, был доставлен на завод, отремонтирован и установлен на пьедестал 9 мая 1974 года.



31 января 1984 года решением Пермского облисполкома № 58-р памятник принят под государственную охрану, а 5 декабря 2000 года распоряжением губернатора Пермской области № 713-р он включён в государственный список памятников истории Пермской области местного (областного) значения. В настоящий моент из 154 (?) построенных катеров сохранилось 12 единиц ввиде памятников.


В ноябре 1942 года по приказу Государственного комитета обороны судозавод перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров серии АК-454 по проекту 1125 генерального конструктора Бенуа Ю Ю.
К 1948 году было выпущено 132 бронекатера. Среди моряков-десантников их называли «морскими танками».
Вооружены пермские бронекатера были башнями танка Т-34-76 с 76-мм пушкой Ф-34 и пулеметом ДТ 7,62, а так же двумя зенитными установками спаренных пудеметов ДШК. Помимо основного вооружения катера могли нести и устанавливать 4 морские мины с помощью полукустарного оборудования.


Фото Дмитрия Шелехова

При проектировании бронекатера предназначались для действий на пограничной реке Амур, но война внесла свои коррективы. Катера использовались как на реках и озерах, так и на морских театрах военных действий, особенно при проведении десантных операций.


Фото Дмитрия Шелехова

Одним из требований при проектировании катера были его габариты, позволяющие перемещать на железнодорожных платформах на любой театр военных действий.


При этом ракурсе видно, что часть борта была подвергнута серьезному ремонту


На северной стороне постамента бронекатера размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре - металлическая табличка с надписью: "Письмо в 2045 год", старую капсулу с надписью: "Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г." надо полагать уже вскрыли.


На фото видно, что бронекатер оснащался только одним носовым якорем.
На Ладоге катера дополнительно оборудовались деревянной облицовкой бортов и днища и получали преимущество перед финскими катерами при действиях в ледовых условиях


А это вид чуть левее катера.
У ног невозмутимого вождя всех народов две юные мамаши уютно устроились с пивом


В тексте использованы материал Википедии

ВОВ, ВМФ, Флот, Памятники, Пермь, Речфлот

Previous post Next post
Up