Купало 2014. В гостях у неоязычников. Часть I

Jul 01, 2014 01:36

Многочисленные анонсы празднования Ивана Купало, начиная от 23 июня и заканчивая 7 июля окончательно сбили меня с толку по поводу правильной даты этого мероприятия. Чтобы со всем этим разобраться, я, в компании с фотографом Лилией Пичугиной из группы "Фотообразы & Пермский край", отправился на самую правильную поляну, секрет местонахождения которой выдается только людям посвященным в таинства славянских языческих обрядов. Итак, 28 июня рано утром мы выехали через Краснокамск в Оханский район. Прогноз погоды был неутешительный, но с утра светило солнышко, воздух постепенно прогревался, что вселяло определенные надежды на традиционный финал русалий.
Спустя два часа езды, свернув с магистрали, через пару километров мы увидели неприметный указатель на обочине и с десяток машин, припаркованных неподалеку.





Вот что написано про праздник Купало в группе организаторов. Там же есть схема поляны, для тех кто захочет понять как это все происходит в пространстве.
Купало - традиционный славянский ОБРЯД. Самый почитаемый летний светлый праздник для всех славян, празднуется неделю после летнего солнцеворота. Имеет ряд названий: Купало, Большой летний обряд, Летник, Ладоница. (В христианской традиции - Иван Купала, с перенесением празднования на июль).
Неделю празднества Купалы в славянской традиции - с 21 по 27 июня - называли Купальской, или Русальи дни. Считалось, что травы в эти дни обладают особой магической силой, особенно папоротник. Образное мышление наших предков (и, возможно, наше) позволяет понять, что всем известный цвет папоротника - это энергетический образ, в т.ч. символ людей, словно расцветающих на папоротнике. Называют это время и Зелёными святками, считалось, что в это время вода святится и происходят разные чудеса.
Купальские обряды направлены на лажение: лад в отношениях, лад в семье, лад в быту, социуме и пр. Ладо - период становления гармонии (лада) во всём. Неслучайно купальский период в некоторых местностях называли праздником Лады (и чествовали богиню Ладу).

Пока мы таскали вещи (на саму поляну даже моя Нива не пройдет), ставили палатку в специально отведенном месте и переодевались, праздник начался без нас с зажжения костра. Мы пришли на поляну как раз к обряду знакомства. В круг встало пять десятков человек, половина из которых были женщины, иногда с грудными детьми на руках. Бросалось в глаза вежливое и благожелательное расположение собравшихся


Руководил всем действием ведун/жрец/волхв (а на самом деле вежливец) Добромир. С двумя факелами он подходил к участнику обряда, обмахивал его и просил громко назвать свое имя и откуда тот приехал на поляну. Посвященные называли имя принятое, остальные по паспорту. Сразу было видно. что многие хорошо знают друг друга, посторонних было мало.


Факела по какой-то причине постоянно тухли. Позже мы поняли по какой.


За Добромиром следовала Арина и обносила деревянной братиной полной квасу тех, кто уже назвал себя. Основная часть участников приехала из Перми. Много из Березников, есть из районов Пермского края. Самые дальние гости из Екатеринбурга и Кронштадта


После процедуры знакомства Добромир обратился к собравшимся с речью/проповедью. Она была длинная, настраивала на определенный лад и разъясняла новичкам многие непонятные термины и действия на поляне.


Все внимательно слушали держа в руках зерна


С костюмами у участников была просто беда. Примерно треть была одета добротно и в соответствии с мероприятием, у многих ленточки или тесьмы с типичным финно-угорским орнаментом в виде свастик. Яловые сапоги были только у Добромира, отчего он местами смахивал на Будулая. Конечно этнографы возможно не найдут здесь ни одного канонического костюма, но в целом дух мероприятия передан. Основная же часть участников носила только какой-либо элемент костюма, рубаху, юбку, ленточку или пояс. К этой категории относился и я, найдя среди рабочей одежды отца вышиванку 50-х годов. Были вообще странные сочетания, например, рубахи и кроссовок. Небольшая часть особо не утруждаясь пришла в цивильном, камуфляже или костюме Adidas. Все эти наблюдения помогали понять, что перед нами не реконструкторское сообщество в чистом виде. Реконструкторы и историки не допустят в своем костюме современных вещей или использование на мероприятии неканонических технологий и продуктов. Здесь таких строгих правил не было. Что же тогда объединяет этих людей?


Девушка в костюме Жанны Д'Арк. Я весь праздник ждал, когда же ее поведут на костер.


Пока Добромир рассказывает свою версию мировозрения древних славян, местами почти переходя на схему мыследеятельности, чем чуть не ввел меня в ступор, я фотографирую участников. Временами все что-то поют или проговаривают на незнакомом мне языке.
Это явно не тот жанр мероприятия, который широко известен нам по городам и поселкам, поставившим праздник Ивана Купала на поток, в целях привлечения туристов и развлечения местных жителей. Это нечто другое.




Обряд бросания зерен в огонь. Славя богов и отдавая им требы участники добиваются их благорасположения




Затем был обряд "Праща" от слова "прощать", с чем я решительно не могу согласиться, слова не однокоренные и имеют во всех славянских языках разное происхождение. Каждый своим ножом вытаскивал из костра уголек и нес его на ноже или руке в горшочек с лентами. Я конечно оплошал. При наличии ножа и некотором ассортименте ремней для его ношения я ничего не взял с собой и подпоясался простым красным шнурочком из которого в процессе мероприятия сплел таки веревочку. Пришлось брать инструмент у доброй тетеньки с ножом.






Между тем Добромир выполнял какие-то действия с бубном, ударяя в него и одновременно прислушиваясь


Все, четыре горшочка заполнились угольками. Кладут их не просто так, а с приговорами


Потом горшочки начинают раскручивать над головой, приговаривая




Каждый крутил горшочек в своем темпе. Кто-то плавно и медленно


А кто-то неистово и изо всех сил




Говорят, иногда горшочки отрываются и могут попасть кому-то в голову. Какое уж там прощение. Но в этот раз обошлось












Следующим этапом была подготовка к обряду Огненного Коловрата. Для этого опять таки приговаривая надо было обернуть берестой железное колесо от телеги. Бересту почему-то привязывали проволокой, хотя она сама скручивается, если ее чуть нагреть у костра. Удивительно, что участники мероприятия не знают об этом ее свойстве.




Колесо готово - можно поднимать


Солярный символ многих народов постепенно поднимается на фоне неба


Готово. Однако тут вышла незадача. Колесо встало слишком высоко и даже сидя на другом человеке до него не дотянуться факелом


Пришлось переделывать. Колесо довинтили, ямку углубили


Теперь все встало нормально


Установка колеса закончилась хороводом


Иногда выглядывало солнышко, создавая праздничную атмосферу


Лилия выбирает кадр


Пока колесо оставили в покое. Его подожгут когда стемнеет. А сейчас настало время другого обряда - "Калинов мост". По бревну, горящему в костре надо пробежать босиком и прокричать желание, которое обязательно сбудется. есть правда одна тонкость. Пробежать надо со свободными чреслами, т.е. без нижнего белья. Лучше конечно и без порток, но не у всех это позволяла сделать длина рубашки.














Пробежал по бревну трижды. Правда не чисто, до конца бревна дойти не получалось, после костра спрыгивал. Надо тренировать вестибулярный аппарат. Слегка прижег ступни в нескольких местах - саднило. Видимо, то, что торчало по бокам бревна, то и прижглось. Зато бонусом полная депиляция голеней. Ну, думаю, утром будут ступни болеть и волдыри пойдут. Какого же было мое удивление, когда к вечеру ноги успокоились, а утром я вообще про них забыл.
Фото Лилиии Пичугиной из группы Фотообразый & Пермский край


После Калинова моста был объявлен обеденный перерыв на два часа. Поев, я пошел походить по окрестностям и дошел до дома Емели. А попал я туда, ориентируясь на женские крики и визг, да плеск воды. оказывается, те кто каждый год приезжают сюда, знали, что у Емели есть пруд, в котором можно искупаться в дневную жару.




Емеля - коренной местный житель, пасечник, строитель бревенчатых домов, художник и просто чудесный человек. Но к сожалению, с ним мне пообщаться не удалось. Может быть я его даже видел, но не знал что это Емеля.


Дом Емели охраняют два столба с изображением предков






Хоть тут купание поснимать, а то еще не известно как вечером получится


Снимаю я все это купание, и тут из воды как выскочит настоящий белый медведь!


Просто добрые люди попросили себя сфотографировать на фоне емелиного дома


Возвращаемся обратно на поляну


Продолжение следует
Полный репортаж на Properm.ru

Фестивали, Праздники, Неоязычество, Религия, Пермский край

Previous post Next post
Up