В крепости Керчь я побывал прошлым летом два раза экспресс-набегами по 2-3 часа, но посмотрел меньше половины. Как в калейдоскопе промелькнули многочисленные казематы, капониры, потерны, рвы и батареи крупнейшей и единственной сохранившейся крепости на южных рубежах Российской империи. Сотни фотографий ждут своего часа, но на части из них уже сложно понять какой объект снят - издержки восприятия настроенного на получение общего представления о специфике крепости. Тем не менее попробую восстановить цепочку событий. Рассказывать буду больше с точки зрения туриста ибо в профессиональную позицию становиться сложно при таком кратковременном знакомстве с объектом.
Итак, 10 июля 2013 годы мы с Владимиром и Александрой Орловыми ближе к обеду добрались до Керченской крепости, где нас ждал наш друг и коллега Юрий Белик, занимающий должность "коменданта крепости" с момента ее передачи от военных Керченскому археологическому музею. Мы с Владимиром специально поехали в Керчь ибо на тот момент занимались проектом по инвентаризации крепости Брест-Литовск в Беларуси и сидя под Феодосией сводили воедино обмерные чертежи и материалы архивных исследований.
Интересно сравнивать крепости Брест-Литовск и Керчь на макроуровне. Они разные, хотя в чем-то их судьбы похожи. Обе пережили период расцвета и упадка; в строительстве обеих принимал участие Э.И.Тотлебен; и там и там были периоды героической обороны во Второй мировой войне. Только вот о четырехдневной обороне Керченской крепости в 1942 году мало кто слышал. Да стоит ли этому удивляться, если о самой крепости в открытых источниках и путеводителях стали писать только с момента вывода военных в 2003 году.
Крепость занимает огромную подтреугольную в плане территорию размерами 2,5 на 2,5 километра на возвышенностях в основаниях мысов Ак-Бурун и Павловский. На вскидку площадь крепости составляет около 400 га, что больше площади центральной ограды крепости Брест-Литовск в границах валов. Основное отличие между крепостями заключается в том, что крепость Керчь приморская, строилась для защиты Керченского пролива, чей фарватер проходит в 500 метрах от береговых батарей крепости.
Схема крепости Владимира Андреева
Еще одной важной особенностью теперешнего состояния крепости является не занятость ее территории городской застройкой, статус музея-заповедника и соответствующее ограничение доступа и хозяйственной деятельности. Территория крепости (кроме передового укрепления) находится под круглосуточной охраной, вход по билетам. Это существенное отличие крепости Керчь от Брестской крепости, где огромная территория за пределами Мемориала после ухода военных была передана городу. Заброшенная, она не получила должного статуса и режима посещения, после снятия охраны сооружения крепости подвергаются систематическому разграблению вандалами. Более того, началась застройка городскими объектами не только территории охранной зоны, но и собственно территории крепости со сносом крепостных сооружений. Хотя вандализм 90-х годов не миновал укрепления Керченской крепости, сегодня здесь ситуация вполне благополучная: охраняемый периметр, обширная эспланадная буферная зона между крепостью и городом сохраняет окружающий культурный ландшафт и помогает восприятию крепости со стороны.
Однако, в отличии от Брестской крепости о Керченской мало кто знает. Обе крепости могут соперничать между собой в плане туристической привлекательности, являясь уникальными и интереснейшими объектами фортификационного наследия, а по большому счету и "градообразующими предприятиями". Однако, если Брестскую крепость сейчас посещает около 350 тыс. чел в год и эту цифру вполне можно увеличить до 1 млн. туристов, то Керченскую, даже при наличии моря, в 70 раз меньше, и то в основном только летом. Этот явно недооцененный культурный потенциал крепости не спешит раскрывать свои возможности.
Оставив позади центральные кварталы города и Митридат, по старой военной дороге через степь подъезжаем к крепости. По правую руку виднеются валы передового укрепления. Еще один поворот, пересекаем ров и внезапно возникает крепость, скрытая до поры до времени земляными толщами валов. Главный вход в крепость находится на стыке Ак-Бурунского укрепления и Соединительного фронта. С двух сторон его прикрывают валы с каменными эскарпными стенками, на правом фланге капонир 12 Ак-Бурунского укрепления (на фото слева), на левом еще один каземат с тремя бойницами. Почему-то здесь я не увидел традиционного казематированного проезда. Может быть когда-то он существовал и утратился? Сейчас проезд в крепость закрывает решетка с охранником музея.
Паркуемся. Здесь свои правила. Парковаться можно только у этой эскарпной стенки со стрелковыми бойницами. Противоположная в аварийном состоянии, наклонилась в сторону дороги. Оказывается стенка с бойницами не примыкает вплотную к валу, за ней узкий проход по которому пехота занимала свои позиции у бойниц
Сразу бросаются в глаза две особенности крепости. Она в основном сложена из известняковых блоков. Характер кладки придает сооружениям крепости какой-то непривычный, загадочный вид сооружения из эллинистической эпохи. Известняк материал мягкий и поэтому на нем остаются глубокие следы от попавших в него снарядов, осколков и пуль. Так де на нем легко выцарапать надпись. Камни буквально испещрены ими.
В эскарповой стенке Соединительного фронта нет бойниц, зато видны глубокие следы войны. От штурмовки самолетом?
Стрелковые бойницы прикрывающие вход в крепость
Амбразуры капонира 12 превращены в окна. Когда-то здесь была дежурная часть, а сейчас размещается офис музея. Капонир простреливал узкий коридор с подходящей к воротам дорогой, зажатой между двумя эскарпными стенами
Проходим через ворота встречаемся с комендантом и направляемся на осмотр крепости.
Окончание Крымской войны ознаменовалось для России подписанием в марте 1856 г. Парижского мирного договора, согласно которому Чёрное море объявлялось нейтральным, а Россия не могла иметь здесь флот, арсеналы и военные порты. Но вступившего на престол всего за год до этого императора Александра II вопрос обороны пролива не оставлял равнодушным: слишком явно была продемонстрирована опасность, грозившая южным областям России в случае потери этого стратегически важного пункта, а его укрепление формально не противоречило статьям Парижского договора. Поэтому ещё в апреле 1856 года были даны указания направить в Керчь сапёрные подразделения для съёмки местности и изучения местных условий... для детального составления соображений по усилению обороны Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана на юг России был командирован начальник штаба генерал-инспектора по инженерной части инженер генерал-майор Константин Петрович Кауфман 1-й. В декабре 1856 г. он прибыл в Керчь и, осмотрев берега пролива, инициировал разработку нового проекта, согласно которому укрепления располагались на Павловском мысу. В феврале 1857 г. этот проект получил высочайшее одобрение...
К постройке укреплений приступили в том же году силами военно-рабочих рот. На месте всеми работами руководил полковник Нат. В октябре 1859 г. директором инженерного департамента военного министерства был назначен Эдуард Иванович Тотлебен, герой обороны и создатель укреплений Севастополя, с этого момента история Керченской крепости открывает свой новый этап: воля монарха соединилась с опытом и талантом выдающегося инженера. Тотлебен, по должности своей отвечавший за ведение оборонительных работ во всех крепостях империи, в вопросе укрепления Керчи встретил полную поддержку царя и использовал здесь свой богатый опыт осады и обороны крепостей, и в первую очередь - опыт обороны Севастополя...
В 1867 году керченские укрепления получили статус крепости.
Отрывок взят из замечательной статьи исследователя береговой обороны Владимира Андреева по истории и устройству крепости Керчь. Полностью статью со схемами можно посмотреть
здесь.
Немного отойдя от ворот мы попадаем на первую видовую площадку. Виден фарватер, Павловский мыс, бухта и береговые батареи. Вдалеке Черное море - слева Таманский полуостров. На береговые батареи мы так и не попали, а предпочли познакомиться с укреплениями сухопутного фронта.
Мол Павловской бухты крупным планом. Видны левофланговые дворики Морской батареи № 1. На дальнем плане застывшие на рейде корабли.
Проходим через Лабораторную балку по направлению Центральному укреплению "Форт Тотлебен". Справа череда заброшенных строений, которые еще совсем недавно использовались военными. Их не разбирают, в будущем тут можно будет устроить гостиницы.
Миновав лабораторную балку мы подходим к двум казематированным казармам в валах и казематированным проездом между ними. Сооружение странное и непривычное. Казармы расположены в плане уступом, а к проезду ведет лестница. Назначение этих сооружений точно не знаю, но представляя систему ведения огня в Кобринском укреплении крепости Брест-Литовск, разработанную Тотлебеном, могу предположить, что эта батарея предназначалась для обстрела горжевой части Виленского люнета и пространства перед северным фронтом Центрального укрепления. На фото правофланговая казарма. Характерной особенностью казематированных казарменных сооружений крепости являются мощные контрфорсы на фасадной стене.
На фото видна лестница к казематированному проезду между казармами. Как в прошлом здесь был решен проход я не знаю.
Поднимаемся по лестнице и бросаем взгляд назад
Юрий Белик торопит, он четко рассчитал время экскурсии чтобы показать нам как можно больше
Обратите внимание на оформление фасадов. Сделано с любовью
Еще один взгляд с лестницы на правофланговую казарму
Внутри проезда видно, что последнее время он приспособлен только для пешеходного передвижения
Вид назад и позднюю закладку проезда. Под потолком крюк, назначение которого в этом месте мне не ясно
Выходим наружу, оборачиваемся и делаем несколько фотографий. На портале ворот следы боев
Юрий заостряет внимание на строительных приемах. Видите этот желобок с нижней части верхних блоков облицовки откоса? Он сделан для того, чтобы вода не сочилась по кладке, а стекала по нему вниз. Водосточный желоб наоборот. Пористую структуру известняка необходимо было учитывать при строительстве.
Фотография на память
Идем дальше по направлению к Центральному укреплению. Слева в кустах какое-то казематированное сооружение. Не запомнил его назначение.
А вот и мост через ров центрального укрепления и ворота проезда
Впечатляет. Я себе так представлял Крито-микенскую цивилизацию
Эти ворота будут посерьезней. Внутри видны вертикальные пазы для закладки их на случай осады
Оборачиваемся назад на мост через ров
Практически на всех укреплениях крепости видны последствия боев - отметины от пуль и осколков, а так же трещины кладки - следы подрыва складов с боеприпасами в 1942 году
Пройдя через проезд попадаем в Форт Тотлебен, а точнее в его редюит. Впереди очередные ворота ведущие дальше во внутреннюю часть форта, справа вал редюита, слева казематированные казармы
Оборачиваемся назад на внутренний фасад ворот, через которые только что прошли. Одинаковых ворот в крепости нет, все фасады разные
Казематировнные казармы в валу между внешними и внутренними воротами
Если я не ошибся, далее идет съемка внутри этих казарм
Особенностью казематированных казарм крепости Керчь являются широкие вентиляционные галереи проходящие между собственно помещениями казарм и толщей вала. Из галерей в казармы идут проемы (ныне заложены), а в сводах размещены круглые вентиляционные и световые окна
В некоторых местах имеются распорные арки
Затрудняюсь сказать где сделан этот кадр. Порядок фото я не нарушал. Должна быть казарма, но помещение очень напоминает боевой каземат. Все дело в том, что рядом с казармой находится капонир 9 и не исключено, что это снято там. Они могли быть соединены галереей, хотя на схеме этого не показано. Или это заложенная фасадная стена каземата казармы?
Опять вентиляционная галерея. С ней тоже не все так просто, почему-то в некоторых местах она широкая с распорными арками, а в других нет. Может быть арки там, где она идет перпендикулярно валу? Но тогда зачем? В общем это самое слабое место моего репортажа.
Пройдя по подбрустверной галерее мы вышли с другой стороны казармы у следующих ворот. Внешние ворота форта за левым обрезом кадра
Следующий проезд соединяющий редюит форта с его внутренним пространством. Справа подпорная стенка вала редюита
На подпорной стенке надписи времен войны, что-то про пособников врага
Устройства навески ворот и пазы для их закладки в военное время. Внизу углубление в котором поворачивался вертикальный брус ворот? Слева наружные, справа внутренние ворота.
Внутренний фасад проезда в редюит. Вид изнутри Форта Тотлебен
Попадание снаряда в подпорную стенку вала редюита слева от ворот
Продолжение следует.
Другие мои репортажи о поездке в Крым летом 2013 года
http://starcom68.livejournal.com/1182274.html