Псковский укрепрайон. ДОТ Литер Б

Feb 11, 2014 10:57


В 1930 г. на средства, отпущенные Псковским Окружным Исполкомом,
силами сапроты 56 с.д. построено 3 ж.б. огневых точки
[РГВА, Ф. 36967, Оп. 1, Д. 79, Л. 89]
На восточной окраине деревни Подосье, в двух с небольшим километрах западнее городской черты Пскова, подобно голове былинного богатыря, выглядывает из травы необычная округлая железобетонная огневая точка. Узкие глазницы амбразур сурово всматриваются в сторону эстонской границы из под испещренного следами пуль "забрала". Этот уникальный объект советского фортификационного искусства ныне совсем забыт и туристами и властями Псковской области, лишь иногда здесь можно встретить играющих в войну детишек. Окрестные поля давно раздали под коттеджную застройку и не сегодня завтра этот свидетель прошлого в лучшем случае скроется за высоким забором, а в худшем, его разобьет клин-баба, как уже произошло со многими фортификационными объектами на территории Пскова.
Фото 2007 года


Чем же примечательно это небольшое сооружение?
В конце 20-х годов прошлого века по линии западных границ СССР началось строительство первых укрепрайонов.
По информации Владимира Каминского (Беларусь), с приходом Михаила Фрунзе на должность начальника Штаба РККА, а затем и
наркома, в связи с завершением первого этапа реформы РККА (сокращение до минимальной терпимой численности и стабилизация на этом уровне) был разработан новый оперативный план (или хотя бы общие наметки по нему). В этом плане было конкретизировано сосредоточение и развертывание группировки войск на Псковском направлении. Для прикрытия чего и были даны Штабом РККА какие-то общие указания о будущем строительстве Псковского УРа. В связи с этим в 1925-26 годах в районе Пскова шли дорожные работы и рекогносцировки. В планах ВСУ по строительству УРов от осени 1927 г (т.е. на 1927-28 операционный год) фигурирует Псковский УР как мобилизационный [РГВА, Ф. 23, Оп. 1, Д. 116].
Более основательно до укрепления расположенного рядом с эстонской границей важного промышленного и железнодорожного узла Пскова очередь дошла только в 1930 году. Ресурсов для строительства полноценного укрепрайона пока не было. В результате решили за счет средств гражданской власти и силами расквартированной в городе 56-ой стрелковой дивизии построить в ключевом месте всего три огневые точки. Их задачей было воспрепятствовать захвату Пскова внезапным кавалерийским рейдом со стороны Эстонии. Ведь до границы было всего каких-то 20 километров. Перекрывая идущие от границы шоссе и железную дорогу Рига-Псков эти огневые точки обеспечивали в первую очередь развертывание дислоцирующейся в Пскове 56-ой СД.
На средства Псковского окружного исполкома силами 56-й стрелковой дивизии были в течение лета 1930 года сооружены три ОТ. Необходимо еще 12 ОТ. Стоимость каждой оценивается в 14.700 рублей, с помощью наемной силы, красноармейцев и крестьянскими подводами стоимость снижена до 8000 рублей. Исходя из этого стоимость всех сооружений 96.000 рублей. Дальнейшее использование местных денежных ресурсов невозможно [РГВА, Ф. 31899, Оп. 10, Д. 314].
На фрагменте схемы 1935 года Нееловского батальонного района обороны Псковской укрепленной позиции [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2826, Л. 55 об.] четко видно расположение первых огневых точек, имеющих литерные обозначения. Три долговременные огневые точки фронтального типа были вытянуты в линию С-Ю вдоль фронта и расположены на естественных всхолмления рельефа. Имея три амбразуры они фронтальным и косоприцельным огнем простреливали, пространство перед собой, шоссе, железную дорогу и прикрывали друг друга.


Откуда произошел такой тип огневой точки?
Можно предположить, что генетически он связан с тяжелым сборно-разборным железо-бетонным пулеметным гнездом. Владимир Каминский натолкнул на эту мысль и любезно предоставил чертежи подобного сооружения от 19 ноября 1924 года за подписью  разработчика - военного инженера Колотовкина из Фортчасти Стройквартотдела Начснаба Л.В.О. [РГВА, Ф. 23, Оп. 1, Д.  42, Л. 5].


По информации Владимира Каминского, эта простейшая одноказематная конструкция на три амбразуры и один пулемет была разработана в Петрограде в ходе Гражданской войны. В 1920 году было изготовлено 50 комплектов, один испытали (конструкция признана удовлетворительной, как защищающей­ от попадания 3" фугасного снаряда в покрытие), остальные складировали. В обиходе такой тип сборно-разборного сооружения получил название блокгауз Колотовкина по фамилии инженера. В конце 1924 года Штаб РККА озаботился­ сборными фортсооруж­ениями для мобилизаци­онных УРов (т.к. на заблаговре­менную постройку нормальных­ сооружений­ денег не было и не предвидело­сь) и запросил в ВСУ сведения. ВСУ дало ответ, потом еще было совещание по теме. В составе этой переписки и фигурирова­л указанный чертеж блокгауза. Интересно, что по обсуждению­ этих сведений на совещании в
1924 году было признано, что он "ни от чего не защищает". Достоверно известно, что имеющиеся детали блокгаузов использованы при строительстве на средства НКПС первых пяти огневых точек Кингисепской УП в 1930 году .
Для Псковской УП решили пойти по пути изготовления монолитной железо-бетонной конструкции схожей по своему планировочному решению, но с учетом выявленных недостатков блокгауза Колотовкина.
На проектном чертеже огневой точки (предположительно Литер А) [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2826 (?)], любезно предоставленном Олегом Тульновым (Санкт-Петербург) видно простейшее устройство этого сооружения и отличие его от предшественника, выражающееся в прикрытии входа от действия взрывной волны сквозником, а так же дверью. Чертежи подписаны ПомНачИнжВойск Л.В.О. Соколовым. В целом огневая точка повторяет контуры сборно-разборного сооружения, но представляет собой монолитную конструкцию. Толщина покрытия планировалась в 1 метр, толщина стен 0,80-1,35 метров. В тесном каземате располагался вращающийся на вертикальной трубе деревянный стол с пулеметом системы "Максим" на колесном станке Соколова. Благодаря этому можно было обеспечить огонь одним пулеметом из всех трех амбразур.




В нашем распоряжении имеется исполнительный чертеж ДОТа Литер Б 1935 года. По всей видимости в 1935 году приводилась в порядок документация УРа и возникла необходимость изготовить чертежи на все построенные сооружения, в том числе 1930 года. Все чертежи выполнены в одном стиле, одним чертежником и копировщиком. Из этого чертежа видно, что толщина стен несколько изменилась от проектной в сторону увеличения с боков и тыла, покрытие приобрело легкие скаты, возможно незначительно увеличилась и его мощность, появились ниши для боеприпасов, произошли другие мелкие изменения. Закрытие амбразур не предусмотрено. Вентиляция, вероятно, естественная. Противохимическая защита отсутствует. Назначение выведенной из каземата в сквозник трубы диаметром 40 мм не ясно.


В основной подписи указан тип сооружения М2. Примечательно, что 9 марта 1939 года в ведомости типов сооружений к Схеме существующих сооружений Псковского УР тип тип сооружения уже отмечен как М1 [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174]. Можно предположить (не зная системы армирования и примененной марки бетона), что снарядостойкость сооружения рассчитывалась как обеспеченная от однократного попадания 6" осколочно-фугасного гаубичного снаряда. Со временем, индекс снарядостойкости был по какой-то причине повышен.
Ни в проектном, ни в исполнительном чертеже не показано армирование толщи железобетона. Тем не менее, наличие арматуры можно предположить исходя из выпуска прутков для крепления маскировки сооружения и обнажения редкой арматуры в местах скола бетона.


На всем протяжении 1930-х годов литерные ДОТы неоднократно упоминаются в различных документах Псковского УРа. Иногда про них забывают или путают с ложными, что не удивительно, исходя из своеобразия конструкции.
По состоянию на 9 марта 1939 года в ведомости типов сооружений к Схеме существующих сооружений Псковского УР отмечается, что станковые пулеметы для литерных ДОТ имеются, но нет станков. [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 174]. О каких станках идет речь, сказать сложно, но при натурном обследовании сооружений четко фиксируется вторичное растесывание амбразур и установка штырей для крепления индивидуально к каждой амбразуре станков (возможно переносных) неизвестной конструкции.
В ходе проекта "Забытые крепости ХХ века" данное сооружение неоднократно обследовалось, о нем снимались репортажи псковским телевидением, однако этот уникальный объект до сих пор не стоит на государственном учете как памятник истории и истории и культуры. Нет на нем и информационной таблички, в отличии от некоторых сооружений Палкинского и Себежского районов, расположенных вдоль дорог и доступных для осмотра. Это тем более обидно, что для Псковской области и Северо-Запада России сооружение уникально. Два других однотипных сооружения Литер А и Литер В Псковской укрепленной позиции были подорваны и не сохранили свою целостность.
Ниже представлены фотографии объекта, сделанные в период с 2007 года по 2013.
На фото 2013 года видно наличие пулевых отметин на фасаде огневой точки. В какой период сооружение получило их сказать сложно, мы не располагаем сведениями об участии этого сооружения в боях. ДОТ мог быть обстрелян как в июле 1941 года, так и в послевоенный период. Рядом расположен военный полигон, а кроме того, до сегодняшнего дня нередки случаи расстрела сооружений из охотничьего оружия, например, КНП 39 у с.Неелово.


На фото 2009 года представлен вид на центральную и правую амбразуры сооружения. Левая, смотрящая в сторону железной дороги, амбразура засыпана грунтом. На бетоне видны кольца для крепления маскировки.


Зимой сооружение часто почти полностью заносится снегом. Фото 2011 года


2009 год, вид с тыльной стороны сооружения. На покрытии сооружения часто жгут старые покрышки, что не прибавляет бетону сохранности


На тыльной стене пристройки сквозника видно наличие полузасыпанной ниши. Можно предположить, что когда-то здесь был барельеф. Традиция украшать фортификационные сооружения памятными барельефами была широко распространена в советских укрепрайонах в начале 1930-х годов. До настоящего времени сохранились барельефы на двух ДОТах Псковской УРа постройки 1931 года. Фото 2007 года.


Вход в сквозник сейчас доступен только с одной стороны. С противоположной он засыпан при консервации. Дворик сильно оплыл. Изначально в нем предусматривалась деревянная опалубка. Фото 2011 года


Зайдем внутрь и осмотримся. Когда-то дверной проем был прикрыт противоштурмовой решеткой. Она давно сдана на металлолом. Сейчас вход прикрывают заросли крапивы. В сквознике виден противоположные проем, заложенный консервационой бутовой кладкой с остатками крепления противоштурмовой решетки (?). Фото 2007 года.



Внутри сооружение завалено мусором и затянуто грунтом. На фотографии видно крепление откидной скамейки на которой располагался боец для связи с полевым заполнением и обороны входа


Потолок сооружения имеет противооткольную защиту в виде двутавров № 20 с уложенными между ними полосами котельного железа толщиной 6 мм. Интересно, что противооткольная защита сквозника в районе прохода в каземат ДОТа опиралась не на двутавровую балку, а на деревянную дверную раму. Эта техническая ошибка при строительстве понижала несущую способность сооружения и могла привести к закливанию двери в случае попадания снаряда в перекрытие ДОТа. К сожалению, у меня не оказалось фотографии этого узла.


Внутренний вид каземата. По стенам сохранилась окраска, покрытая слоем копоти от сжигания покрышек. Левая амбразура засыпана грунтом, на потолке противооткольная защита


Крайняя левая ниша для боеприпасов


Над нишей ввод трубы диаметром 40 мм (ее видно на чертеже). Подача воды из бака в сквознике или отсос пороховых газов? След на бетоне предполагает в этом месте наличие какого-то насоса. Местами на внутренней поверхности стен в районе амбразур сохранились крючки для закрепления труб. Это так же может быть система отсоса пороховых газов или подачи воды к пулеметам.


Вторая ниша слева. Видно армирование бетона сеткой


Справа только одна ниша


Еще раз амбразуры. Видно вторичное растесывание и установка штырей


Левая амбразура


Крепление погона поворотного стола


Вид на сектор обстрела. Когда-то все амбразуры были заложены в целях консервации


Противооткольная защита и гнездо ласточки


Забравшиеся на зимовку бабочки сердито стрекочут крыльями


Выберемся наверх и еще раз осмотримся. На фотографии 2009 года видно, что коттеджная застройка еще не подошела вплотную к сооружению. Сейчас все уже не так благополучно.


Перед фасадом ДОТа и в его тылу имеются воронки (?), оплывшие ходы сообщений и впадины блиндажей. Датировать их визуально затруднительно, они могут быть и послевоенного происхождения с использованием более ранних полевых укреплений.




Этот ход сообщения ведет от ДОта в тыл. В далеке, у леса на обратном скате высоты в середине 1930-х годов при усилении УРа был построен деревоземляной полукапонир. Сейчас на этом месте карьер.


Летом в траве очертания окопов теряются






Август 2013 года. Вид на ДОТ Литер Б и приближающуюся застройку




Какова будет судьба этого сооружения в дальнейшем сказать сложно. Огневая точка расположена на землях Псковского района в непосредственной близости от областного центра. В 500 метрах от нее проходит шоссе на Изборск и Печоры с постоянным туристическим потоком. К ДОТу через деревню Подосье подходит грунтовая дорога проезжая в любое время года. Станет ли это уникальное для Псковщины историческое сооружение объектом туристического показа или в ближайшее время пополнит список утрат зависит не только от владельцев участка, но и от местной власти у которой есть все полномочия для постановки этого объекта на государственный учет и охрану и приведения его в надлежащее состояние.

Все материалы легшие в основу этой статьи получены в рамках проекта "Забытые крепости ХХ века". Выражаю глубокую благодарность моим российским и белорусским коллегам за консультации в процессе написания статьи.
UPD: Состояние объекта на 26.03.2015
Строительство на участках продолжается, рядом с обектом проложена дорога и линия ЛЭП. В тыловой части при прокладке дороги и нивелировании поверхности уничтожена система траншей и остатки блиндажей.








Забытые крепости, Псковская область, ДОТы, Псковский район, Псковский УР, 1930, Фортификация

Previous post Next post
Up