Яремче. Мосты, тоннели и ДОТ

Jan 29, 2014 00:18

Несмотря на всю курортную расслабленность Яремчи, есть в ней и фортификационные объекты из разряда противодиверсионных. К югу от города железная дорога Делятин-Вороненко, построенная во времена Австро-Венгерской империи, дважды пересекает Прут, а после второго моста сразу ныряет в тоннель. На коротком отрезке до Микуличина колея проходит еще через один тоннель.
Долго разбирался с имеющимися историческими фотографиями мостов и в конечном итоге пришел к выводу, что знаменитый каменный арочный мост в Яремче это северный мост, а южный у тоннеля был чуть скромнее.

В 1894 году был построен один из крупнейших в Европе арочный железнодорожный мост с прогибом 65 м в свету, рассчитанный инженерами Станиславом Косинским и Зигмундом Шариком по теории упругих арок на основе исследований общества австрийских инженеров в Вене. В 1944 году во время Второй мировой войны мост был разрушен. Источник.
Надо сказать, что оба моста были разрушены и не раз. Современные железобетонные мосты выполнены по более простой схеме. К сожалению, северный железнодорожный мост я не снимал, но в Google Earth много его фотографий.



К старым мостам я еще вернусь в конце поста, а пока меня больше заинтересовал южный мост у тоннеля, а точнее долговременное огневое сооружение рядом с ним. Обратите внимание на проступающие из земли перед амбразурами контуры фундамента и строительный мусор в грунте. Это важно.

Для обороны этого важного стратегического объекта в составе железнодорожного моста и северного тоннеля был сооружен простейший одноказематный ДОТ на три амбразуры. Одна из них смотрит вдоль железной дороги, вторая перпендикулярно на проходящее рядом шоссе, третья - через реку в торону тоннеля.
Когда построена это огневая точка я не знаю, скорее всего после Второй мировой войны. Мост охраняется вооруженной охраной, пропустить меня к сооружению она отказалась, но милостиво разрешила сфотографировать с шоссе. Добрые люди.



Здесь на фото хорошо видно как бы очертания фундамента более ранней постройки перед амбразурой ДОТа. Я специально не готовился к поездке и не обратил на это внимание. Историю фортификационных сооружений этого места я узнал только в процессе написания поста.


Разглядывание амбразурного узла не внесло ясности в происхождение ДОТа


Река Прут чуть выше по течению. Справа банька и пляж, где народ летом наслаждаеется естественными атракционами  в стиле аквапарка


А теперь, внимание, посмотрим исторические фотографии с этого ракурса. Что мы на них видим? Правильно - австрийский блокгауз. Как оказалось, в издании Австро-Венгрия. Военно-статистическое описание. Часть I. Восточно-Галицийский район. Издание Главного Управления Генерального штаба. С.-Петербург. 1912 г. упоминается аж четыре блокгауза в этом месте "2 туннели между станцией Микуличин и Яремча - 4 блокгауза (у входов)". Источник

Эти туннели легко находятся и если знать о блокгаузах заранее, наверняка находятся легко и их остатки. Обратите внимание на главном пролете моста по три распорные арочки с каждой стороны. Это его отличие от северного моста в Яремче.



Мост с другой стороны. Фото 1930-х годов


Фотография ниже впоследствии была помещена в статью "Ufortyfikowane straznice kolejowe w Galicji na poczatku XX wieku" журнала Forteca № 2 за 1997 г.



Предположительно фото сделано до Первой мировой войны. На нем изображен второй блокгауз по другую сторону железнодорожноо полотна для прострела мертвого пространства. Интересно, они соединялись под насыпью?


Глядя на исторические фото история австрийских блокгаузов в этом месте видится так.

1917 год, каменный виадук взорван и место ммоста занял подвесной пешеходный мостик.


Польский час. Восстановлен временный мост из железнодорожной фермы. Блокгауз справа поврежден







1930-е годы. Мост восстановлен в камне


В 1930-е годы блокгауз отдали харцерам - польским пионерам, для обустройства базы. В сентябре 1935 года харцерские дружины, созданные во Львове из детей семей работников железной дороги, получили от ДОКП собственный центр в бывшем блокгаузе в Камень-Довбуш вблизи Яремче. Со временем это место стало очень популярным скаутским центром, базой для туристического снаряжения и отправной точкой для экспедиций в горы. Там также проводились курсы по подготовке в харцеры, участники называли себя «добозаками». В здании могло разместиться около 20 человек.




Чуть позже на покрытии здания было оборудовано кафе "Наш хозяин", Угловая башенка была видоизменена.


Вид на виадук с другой стороны. Хорошо заметна ремонтная кладка моста


Именно на остатках старого австрийского блокгауза и был построен более поздний ДОТ. Знать бы заранее - поснимал бы больше.
Еще один вид на портал туннеля. Внизу видны остатки старого моста.


На противоположной стороне железной дороги расположена вот такая скала под названием Камень Довбуша. Она вся испещрена надписями. Можно рассмотреть даты 1914 год и январь 1941 года. Одна из надписей в обрамлении старательно сбита. Большая часть надписей выполнена латиницей. Многие праздно шатающиеся отдыхающие по путям от порогов доходят до скалы и пытаются пройти дальше к мосту поглазеть на живописные виды, но вооруженная охрана моста вяло отгоняет их.


Предположительно южный выход из северного туннеля


Предположительно северный портал южного туннеля с еще одним блокгаузом


Как я уже говорил, про австрийские блокгаузы я узнал в процессе написания поста и входные порталы тоннелей специально не обследовал с целью обнаружения их остатков. На Google Earth при внимательном рассмотрении можно увидеть охранные сооружения практически у каждого портала тоннелей. Но без натурного осмотра остается только гадать что они из себя представляют.
Тем не менее, самый южный портал второго тоннеля, со стороны Микуличина, попал ко мне в кадр.


Где здесь мог быть блокгауз на таком снимке не видно. Надо смотреть на месте


А это исторические фото северного виадука через прут у Яремчи
Виадук до Первой мировой войны. Обратите внимание, по краям основного пролета по четыре распорные арочки, что отличает его от второго виалука рассмотренного выше. За железнодорожным виадуком виден автомобильный мост, чьи опоры сохранились до настоящего времени


Мост после подрыва в 1917 году отступающими российскими войсками


Восстановленный в 1924-1925 годах северный мост. У главного пролета стало по пять распорных арочек с каждой стороны.




Надеюсь с мостами я правильно разобрался и ничего не напутал.

Все исторические фотографии взяты с Украинского фортификационного форума.

Другие мои репортажи о путешествия по Западной Украине в 2013 году: http://starcom68.livejournal.com/1134107.html

Карпаты, Украина, Ж/д, ДОТы, Фортификация

Previous post Next post
Up