Мой
репортаж о начале раскопок в Брестской крепости вызвал много комментариев. Продолжаю тему дабы избежать фантазий и произвольных интерпретаций находок археологов. Пробная траншея 1х6-8 метров (точно не скажу) была заложена на левом фланге комплекса сооружений Михайловского проезда Кобринского укрепления перпендикулярно куртине в 10-15 метрах от воронки. Цель шурфовки - выявление остатков проезда перед строительством нового въезда в крепость со стороны улицы Гоголя. Руководитель работ Александр Башков.
В этом месте в куртине IV фронта находилось одно из первых построенных в крепости сооружений в составе собственно казематированного Михайловского проезда, ворот и четырех казематированных помещений кордегардии для размещения 52 человек. Строились ворота с 1834 по 1836 годы. Перед воротами для их прикрытия был построен земляной капонир.
05 октября 1944 года при попытке разминирования ворот произошел подрыв группы саперов. Погибло 16 военнослужащих, на месте проезда образовалась огромная воронка, сохранившаяся до наших дней.
Источник. Сохранилась так же аппарель правого фланга и фрагмент аппарели левого. В послевоенный период на территории III равелина осуществлялась добыча песка, в 70-е годы поверхность внутренней части равелина и остатков куртины была снивелирована, в результате чего были срыты остатки земляного капонира, засыпаны выемки грунта и изменена первоначальная форма воронки.
В траншее выявлено два объекта заслуживающие внимания.
1. Фундамент валунной кладки, который предположительно можно интерпретировать как остатки фундамента фасадной стены проезда, хотя и на пределе расстояния от оси проезда. В целом фундамент характерен для построек такого рода и этого времени. Однако, обращает на себя внимание его не глубокое заложение. Должно быть до метра. В основании должны быть валуны весом по 100 кг, выше по 50 кг. Верхняя часть фундамента разрушена при нивелировке поверхности. Обращает на себя внимание и плохое качество фундамента. Что это - следы подрыва или небрежности работы (а такое имело место быть и при строительстве кольцевой казармы в это же время) трудно сказать. Нужны дальнейшие раскопки, как мы понимаем, траншея дает только фрагментарную информацию.
Вид на траншею с востока. Видно, что фундамент уложен на слой почвы
Профиль Михайловского и Александровского проезда с чертежа от 19 июля 1867 года. На профиле видно, что заложение фундамента в тыловой части менее глубокое, чем с фронтальной. Источник:
www.ibrest.com Вид с запада
План Михайловского и Александровского проезда с чертежа от 19 июля 1867 года. Источник:
www.ibrest.com Вид сверху
Детали. Кирпичи принятые за силикатные читателями моего ЖЖ оказались обыкновенными кирпичами того времени с известковым раствором или специальным покрытием известью. Последнее свидетельствует о контакте кладки с грунтом (присыпке стен из этого кирпича грунтом). Следов регулярной кладки поверх валунной я при всем желании не увидел. Да и не мудрено, это срез практически под современную дневную поверхность неоднократно утюжился бульдозерами при нивелировке поверхности.
Интересно включение крупной гальки
То, на что не обращают внимание. На глубине около двух метров в восточной части траншеи - валуны. Имеют они отношение к нашему фундаменту или к более ранним постройкам, не известно. На мой взгляд это уже другая конструкция или валуны имеет естественное происхождение. Нужны дополнительные раскопки.
2. Объект в западной части траншеи очень интересен. Это его мои комментаторы, не знакомые с технологией археологических раскопок, приняли за погребенную под слоем почвы мостовую. То что это никакая не мостовая видно из стратиграфии
В профиле четко читается заполнение производственной ямы XIX века. Каково было ее первоначальное назначение сказать трудно, но потом в нее стали сбрасывать обломки кирпича и куски извести, вероятно, при строительстве ворот. Поздних предметов ХХ века в ней обнаружено не было. Может быть в ней пережигали известь?
Углистая прослойка
Прослойка битого кирпича ближе к центру ямы переходящая в прослойку кусков известкового раствора
Известь и обломки кирпича
Вот как-то так. Очень хочется вскрыть фундамент полностью, т.к. при строительстве дороги он будет практически полностью уничтожен и мы никогда не узнаем как выглядело на самом деле одно из первых сооружений Брестской крепости.
Все выводы в данном посте сделаны только на основании визуального осмотра траншеи. Думаю, что Александру Башкову будет что добавить.