Первомайск - Перекоп - Приморский

Jul 08, 2013 11:56

Утром 6 июля, выйдя спозаранку на главную площадь имени товарища Ленина в городе Первомайске я собрался сфотографировать памятник вождю мирового пролетариата, по какой-то непонятной причине не замененный на памятник Тарасу Шевченко, а так же удивительное здание с полубашнями.


Первомайск был создан путём объединения трёх населённых пунктов: города Ольвиополя, местечка Богополя и местечка (станции) Голты. Мой ночлег в гостинице "Эрих Шюле" состоялся как раз на месте последнего исторического населенного пункта, недалеко от станции Первомайск-на-Буге.

На площадь перед гостиницей выходил помпезный фасад Городского дома культуры с памятником В.И.Ленину перед ним. Сам памятник скульптор М.Г.Мазникер поместил на видоизменённый постамент от памятника адмирала Грейгу в Николаеве, установленный в 1873 году. Чего добру пропадать?

Тут мое внимание переключилось на вот такую картину - раннее утро субботнего дня


Потом ко мне подъехал велосипедист и поздоровался, я ему ответил - здравствуйте. Он похоже расстроился, сказал, что думал, что я иностранец, но тем не менее пригласил меня на свой концерт вечером, добавив, что он очень известный тенор, по имени Сергей из Киева. На концерт я естественно не пошел, т.к. предстоял неблизкий путь по направлению на юго-восток.


Здание я в конечном итоге все-таки отснял


В прошлом это был Дом Советов, построенный в 1925-1928 годах инженером Н. Яценко удивительным образом соединившим в одном здании фасады в стиле классицизма и общую планировку здания в стиле зарождавшегося тогда конструктивизма. В общем уникальный во всех отношения дом, особенно при взгляде сверху.

Со стороны площади мы видим только фронтон и две полубашни, остальная громада здания уходит вправо


Юго-западная полубашня


В 1743 году согласно высочайшему повелению: «в тех заднепровских местах, от неприятельских внезапных набегов, устроить крепости в пристойных местах, по тамошнему обычаю» для обустройства крепости был откомандирован полковник Капнист от Миргородского полка, которому были подведомственны эти степи, вместе с инженером де-Боксетом.
В 1744 году на Южном Буге, при впадении рек Синюхи и Кодымы, по которым проходила граница владений польских, российских и татарских был устроен шестибастионный Орловский шанец.

План Орловского шанца


Положение Орлика определило его торговое и таможенное значение, так что в 1763 году, в проекте о преобразовании Новой Сербии, говорится уже об Орлике как о местечке. Здесь же велись переговоры запорожцев с Польшею и поляков с татарами, по торговым и государственным делам, особенно для получения провожатых в Крым, к Очаковскому, Хаджибейскому и Аккерманскому портам.

План шестибастионного Орловского шанца. Источник



В 1764 году Орловский шанец вошёл в состав Елисаветградского пикинёрного полка, здесь были учреждены пограничное комиссарство, таможенное управление и жителям его велено записаться, с целью развития торговли, в цеха. В следующем году в нём учрежден был карантин, для приезжающих из Турции.
В 1770 году поселение Орловский Шанец получило название Екатерининский Шанец.
В 1773 году Екатерининский Шанец получил статус города с крепостью для защиты переправы через Южный Буг. По указу 14 февраля 1775 года, город Екатерининский Шанец стал центром Екатерининского уезда, но, в связи с недостатком помещений, присутственных мест в нём не открывали. В 1782 году Екатерининский Шанец был переименован в Ольвиополь (в память о древнегреческой колонии Ольвии).
После окончания русско-турецкой войны 1787-1791 гг. по Ясскому договору в состав Российской империи вошли земли по правому берегу Буга (в том числе село Голта).
В ходе второго раздела Речи Посполитой в 1793 году в состав Российской империи вошло поселение Богополь (построенное в 1750 году по распоряжению графа Потоцкого как укреплённая карантинная застава), с 1794 года ставшее центром одноимённого уезда.
Крепость была расформирована и срыта. Ныне на космосъемке в городской застройке она не читается.

Развязка в месте слияния Южного Буга и его левого притока реки Черный Ташлык. Два моста, два круговых движения. Ночью я здесь долго крутился, тем более мне показали не правильное направление. Сейчас мне надо уйти на левый берег Южного Буга


Интересна история появления современного названия города. В 1919 году Ревкомы и профсоюзы высказали предложение об объединении трёх населённых пунктов в один город. Против этого объединения не возражали ни в одном из трёх поселений, но не было согласия относительно названия города. Представители Ольвиополя хотели, чтобы новый город имел историческое название древнейшего поселения - Орлик. Голтянцы настаивали на сохранении их названия. Богопольцы предложили своё - Алексеевск, но ни одно из предложений не получило большинства. И поскольку не было единства, решили созвать объединённый митинг трудящихся. Митинг состоялся 1 мая 1919 года на площади перед больницей Ольвиополя. Открыл его председатель ревкома Иван Рухлин. Затем выступил Трифон Гуляницкий - командир 1-го коммунистического партизанского отряда. Он предложил утвердить решение ревкома об объединении четырёх (?) частей в один город и назвать его в честь международного дня солидарности трудящихся - Первомайск. Так и порешили. через год официально закрепив новое название. Источник

Вот такова вкратце история города Первомайска, а мой путь лежит далее на юг к Днепро-Бугскому лиману по левому берегу Южного Буга мимо Южноукраинской АЭС.

Подсолнухи и техногенный пейзаж Южноукраинской АЭС в Южноукраинске. В кадре водная гладь Ташлыкского водохранилища


Строительство Южноукраинской атомной станции, состоящей из трёх энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт каждый, и города-спутника АЭС Южноукраинск началось весной 1975 года. В декабре 1982 года первый энергоблок был включён в энергетическую систему. В 1985 и 1989 годах были пущены в строй второй и третий энергоблоки станции. За 10 лет работы АЭС выработала свыше 100 млрд киловатт-часов электроэнергии. Установленная мощность станции в настоящее время составляет 3000 МВт.

Первый энергоблок оснащён реакторной установкой производства «Ижорских заводов» в Санкт-Петербурге, остальные два блока используют реакторы ВВЭР-1000 и парогенераторы, произведённые на заводе «Атоммаш». Примечательно, что на втором энергоблоке Южно-Украинской АЭС установлен реактор, ставший первым произведённым на Волгодонском заводе «Атоммаш» в 1981 году. Первый и второй энергоблоки оснащены реакторными установками В-302 и В-338 соответственно, турбинами К-1000-60/1500 производства харьковского ОАО «Турбоатом» и генераторами ТВВ-1000-4 (1500 об/мин) производства Санкт-Петербургского объединения «Электросила». Третий энергоблок оснащён реакторной установкой В-320, генератором ТВВ-1000-2 (3000 об/мин) тех же производителей и турбиной К-1000-60/3000, изготовленной на «Ленинградском металлическом заводе».

Подсолнухи и ЛЭП. На дальнем плане энергоблоки Южноукраинской АЭС


ЮУ АЭС в течение года генерирует 17-18 млрд кВт·ч электрической энергии, что составляет свыше 10 % производства электроэнергии на Украине и около четверти его производства на украинских атомных электростанциях. Южно-Украинская АЭС на 96 % покрывает потребности в электроэнергии Николаевской, Херсонской, Одесской областей Украины.
В активной зоне энергоблоков № 2 и № 3 Южно-Украинской АЭС с 2005 года эксплуатируются тепловыделяющие сборки (ТВС) двух производителей - «ТВЭЛ» и «Westinghouse». В июле 2018 года 3-й энергоблок стал первым украинским блоком, полностью перешедшим на топливо «Westinghouse»
На средства Южно-Украинской атомной станции в 1999 году построена Александровская ГЭС. Кроме того по соседству располагается примечательная Ташлыкская гидро-аккумулирующая электростанция. Источник

Подсолнухи и ЛЭП


Ташлыкская гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС) расположена в г. Южноукраинске на Ташлыкском водохранилище в балке Ташлык (Большой Ташлык; левый приток Южного Буга), запруженной плотиной. Станция является частью Южно-Украинского энергокомплекса, в состав которого также входят Южно-Украинская атомная электростанция и Александровская малая гидроэлектростанция.
Сооружение станции началось в 1981 году. По первоначальному проекту Ташлыкская ГАЭС должна была состоять из шести обратимых (генератор/двигатель) агрегатов по 150 МВт в турбинном режиме / 225 в насосном режиме и четырёх обычных гидроагрегатов по 250 МВт, общая установленная мощность должна была составлять 6×150+4×250=1900 Мвт (генераторный режим)/ 6×225=1350 Мвт (двигательный режим).

Подсолнухи и ЛЭП


Водонаполнение Ташлыкского водохранилища (отметка уреза воды 99,3 м) осуществляется преимущественно водами Южного Буга (урез воды ≈ 17,3 м) за счёт работы гидроэлектростанции в двигательном (насосном) режиме. Речушка Ташлык (в летние засушливые месяцы пересыхающая балка) в водоснабжении водохранилища практически никакой роли не играет.
Электрическая мощность первой очереди ГАЭС (2×ГА) составила 302 МВт и 433 МВт в насосном режиме. 14 июня 2012 года, Ташлыкская ГАЭС выработала первый миллиард киловатт-часов с начала генерации. 22 декабря 2021 состоялся испытательный пуск третьего гидроагрегата Ташлыкской ГАЭС. Источник

Какой-то старый карьерный отвал


Типичный пейзаж. Хотел подобраться ближе, но оставил незакрытую машину на трассе


Что это за загадочные платформы я так и не понял. Канатная дорога?


Долина реки Южный Буг в нижнем течении


Мост через Ингул под Николаевым на объездной дороге. Кажется сейчас он уже взорван.


Дороги в южной Украине относительно Львовской области хорошие, их еще и делают. Самые плохие участки это волнообразный асфальт на котором машину неимоверно раскачивает, бугры, колейность. Выбоины практически везде заделаны, если попадаются то очень редко


Мост через Днепр в районе Херсона


Проехал Херсон. Памятник первым трактористам района - трехколесный трактор Универсал-1 в городе Цюрюпинск. Первый раз вижу такое чудо.
Оказывается это первый советский пропашной трактор для обработки сельскохозяйственных культур. При проектировании за основу взят американский трактор "Фармолл". Детали максимально унифицированы с СТЗ. Производился на Кировском заводе с 1934 по 1940 годы, а затем с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Мощность 22 л.с. Топливо - керосин. Всего произведено 209 006 штук. Универсал - первый советский трактор который поставлялся на экспорт в Голландию, Иран и Турцию. Подробно о тракторе здесь.




На последних каплях бензина въезжаю на Перекоп.
Северо-Крымский канал несет свои воды из Днепра в степные районы Крыма
Взгляд в сторону материка


И в сторону сказочной страны детства


Садоводческое товарищество перед фронтом турецкого вала.
Точно как после Чернобыля. Десятки домов брошены и разграблены. Плодовые деревья высохли или сгорели во время пожаров. Всему виной председатель кооператива, которая сдала во вторсырье трубу водовода и провода ЛЭП.


Море




А вот это собственно сам Перекоп. Оборонительный ров и вал, пересекающий перекопский перешеек и отделяющий Крым от материка. Вал выкопан еще крымскими татарами, чтобы противостоять набегам русских. Укрепления значительно усилены турками. В годы Гражданской войны и Великой Отечественной здесь трижды разгорались ожесточенные бои. Левый (западный) фланг укрепления. Внушительное сооружение. По гребню вала заметны советские окопы 1943-44 годов


Эхо войны


Единственное уцелевшее каменное сооружение крепости - турецкий бастион, крепость Ферх-Кермен. Репортаж о ней полностью.
Справа бетонная фланкирующая огневая точка 1941 года




Памятник взятию Перекопа в 1920 году Красной армией и в 1943 году РККА. На дальнем плане четырехугольник крепости


ДОТ 1941 года, В 1943-44 году в его тыловой стенке пробили дополнительную амбразуру. Материал по нему полностью


Странное кладбище с паребриками с нанесенными красной краской звездами вместо надгробий и памятником с крестом, собранным из типовых деталей ЖБИ


Кто-то зачем-то разрыл советские траншеи 1943-44 годов (почти все)  испохабив зарубцевавшуюся после войны поверхность валов крепости Перекоп. Собственно в самой крепости смотреть практически нечего - два ряда валов и рвов бастионного четырехугольника изрытые окопами в ХХ веке и многочисленными воронками и закопушками черных копателей. Вся поверхность усеяна керамикой, костями людей и животных и прочими артефактами


Памятников с южной стороны крепости много. На синем кресте загадочные буквы V и V, красный обелиск со сбитой звездой на могиле советского офицера, странный крест с постаментом положенный на скате рва и белый обелиск на дальнем плане на месте артбатареи 1944 года


Черный копатель


Эхо войны - в багажник не влезло


Армянск - так Крым встречает своих гостей


Памятник танкистам. Здесь прорвавшиеся через Перекоп в 1943 году танки попали в окружение, но потом вышли из него


Удивительная северо-крымская традиция. Вдоль шоссе стоят вагончики с клетками. В клетках сидят мужики с ящиками с насекомыми, из насекомых они качают сладкую и липкую жидкость и продают ее проезжающим путникам. Там же они и спят




Элеватор в Красноперекопске


Памятник разбившемуся (?) истребителю в селе Лобаново


Радиопрозрачный колпак на какой-то МТС. Первый раз такую байду вижу на гражданском объекте в сельской местности


ИС-3 на постаменте в Джанкое


Доехал до села Приморский под Феодосией. А коллега не выходит на связь... Где его искать? Тупо доехал до Морзавода. Остановился и стал посылать в Инет сигналы SOS. И тут из -за кустов появился Володя Орлов. Оказывается я чисто интуитивно доехал до нужной точки.
1493 км пройдено за 49 часов с учетом ремонта машины и двумя ночевками.


Вечером. Эту бездомную котю нам пытались продать, потом просто выбросили. Теперь мы с ней который день мучаемся



Все материалы по поездке в Крым в 2013 году здесь: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html

Архитектура, Украина, Авто, Техноген, Крым, Туризм, ДОТы, Крепости

Previous post Next post
Up