Будник, бои на реке Черехе в 1941 году

Jan 12, 2011 01:15


В 2008 году при осуществлении мониторинга памятников археологии Псковского района 5 сентября заехал я в Будник.
По легенде именно деревня Будник считается родиной внука княгини Ольги - Владимира Красное Солнышко. Подтвердить или опровергнуть это достаточно сложно, т.к. упоминаемый в ПВЛ Будник различные исследователи локализуют по разному, влоть до территории современной Болгарии. Однако, в псковской краеведческой традиции с XIX века считается, что именно в Буднике, на р.Черехе, у ключницы Малуши, и родился Владимир. Легенда красивая, но вот археологами, не смотря на неоднократные поиски, средневековые поселения этого периода в Буднике найдены не были. Немного о Буднике и о том как туда попасть можно прочитать здесь. А я покажу каким я его увидел в 2008 году. Сейчас деревня Будник представляет собой дачное товарищество. Возможно внутри него сохранилось несколько старых домов. Но я их не видел. Через деревню проходит дорога на расположенные рядом карьеры "Псковкирпича". По дороге снуют самосвалы, поднимая тучи пыли в жару, а в распутицу делая дорогу плохо проезжей.
Современная часовня в честь Святого князя Владимира.







За часовней на берегу р.Черехи - поклонный крест и камень следовик - место паломничества




 








А вот в воде, говорят, тот самый камень лежит, который княгиню Ольгу помнит. Именно на нем Ольга сидела и ноги мыла. Только мало кто про это знает. Раньше он был у берега, но после изменения русла в воде оказался.



Если ехать в Будник со стороны Псковкирпича, то пересекаешь Череху по мосту с деревянным настилом. Мост замечателен тем что на нем еще сохранились рельсы от узкоколейной железной дороги. Узкоколейка вела на глиняный карьер Псковкирпича у д.Будник. В предвоенный период по этому мосту проходила грунтовая дорога - сейчас она разорвана карьерным хозяйством и сквозного проезда по ней нет. Вид с моста вверх по течению реки Череха. Будник справа.



Добавление от 12.01.11 в 13-21
Нашел я еще фотографии шоссейного моста через Череху. Вид с правого берега. Мост явно послевоенный.



На настиле моста сохранились рельсы узкоколейки Псковкирпича



Если ехать в Будник от Псковкирпича, то, примерно через километр после моста через Череху, перед самой деревней, по правую руку, будет виден изрытый выемками грунта бугор. На этом бугре, чуть в стороне от обочины дороги можно увидеть пирамидку воинской могилы. Какая-либо надпись отсутствует. За могилой ухаживают. Именно западнее и восточнее этой высотки по грунтовке и железной дороге Псков-Полоцк в июле 1941 года немцы, в обход наших заслонов в Соловьях, Лопатино и Черехе, выскочили к мостам через Череху, переправились через нее и продолжили движение к окраинам Пскова. Как я понял, мосты достались врагу целыми.

Дополнение от 12.01.11 в 13-26
В предыдущем посте анонимный коллега оставил следующий комментарий по боевым действиям. "Шоссейный, сдается мне был деревянным, т.к. немцы вошкались с ним всё 8.7.41, т.к он не выдерживал танки ("После передачи задачи боевого охранения севернее Летово батальону Тойбера передовой отряд Копа - на данный момент штаб и 2-й батальон 1-го танкового полка, 1-й батальон 1-го моторизованного полка (на бронетранспортерах) и недавно приданный 692-й артиллерийский дивизион - смог 8 июля выйти на исходные позиции севернее Будника. Но переправа через Черёху шла медленно. 37-й саперный батальон должен был сперва усилить деревянный мост для прохождения танков. По завершении саперных работ 1-й танковый полк смог около 18:30 перейти в наступление на перекресток у Крестов с вновь приданным 1-м батальоном 1-го моторизованного полка (на бронетранспортерах) и выделенными для совместных действий 2-го и 3-го дивизионов 73-го артполка." ). Хотя, как вариант, КА могла растрепать его при отступлении."
Судя по приведенному тексту особого сопротивления в районе Будника на рубеже Черехи немцам наши войска не оказывали. По крайней мере на это не указано. Что странно, т.к. в лесу на правом берегу Черехи севернее Будника базировалась группировка наших войск со штабом 41 стрелкового корпуса. А с 7 июля, потрепанные в боях за Остров и при переправе через Великую, части 111 стрелковой дивизии занимают рубеж по реке Черехе от устья р.Кебь до д.Старанья (?). Источник информации. По тексту так же не понятно в каком состоянии был ж/д мост. Немецкий источник об этом умалчивает.
В 1944 году в этом районе особых боев, вероятно, не было. Направление главного удара на Псков проходило севернее.
Воинское захоронение в Буднике.



Согласно донесению о потерях на ОБД "Мемориал" удалось установить, что данная могила относится к 22 июля 1944 года. В ней похоронены кр-цы Щепкин В.Д., Айдбаев С., ст. серж. Маркеленков П.А. (См. комментарии).






На всякий случай ссылка



Еще одну братскую могилу можно посмотреть, если проехать мимо Будника и следовать по левому берегу Черехи на восток. Проехав, не сворачивая, поворот направо(на юг)  мы пересекаем бывшую железную дорогу Псков-Полоцк. Да, да именно это прямая грунтовка уходящая на юг по насыпи и есть бывшая царская железная дорога, разобранная немцами и так и не восстановленная. Дальше еще через 150-200 метров по песчаной дороге, внимательно смотрим на правую обочину и видим очередное надгробие на воинской могиле. Оно находится примено 300 м недоезжая до д.Приборок.
Вид со стороны д.Приборок



К сожалению, надпись на могиле не говорит нам о том, кто же здесь похоронен. Скорее всего, тоже неизвестные солдаты, погибшие в июле 1941 года.



Вот карта с нанесенными достопримечательностями в районе Будника. Про памятник Леону Поземскому я расскажу отдельно. Карта кликабельна. На ней видны: бывшая шоссейная дорога от карьерного хозяйства на юг (сквозного проезда нет); бывшая железная дорога, по которой сейчас проходит грунтовка - на правом берегу Черехи она показана как насыпь, а на левом, как автомобильная дорога. По ней можно описав круг выехать на Киевское шоссе к Черехе.



ВОВ, Псковская область, 1941, Псковский район, 1944, Захоронения, Череха

Previous post Next post
Up