Настало время публично определить свою позицию к тому, что сейчас происходит с крепостью Брест-Литовск, дабы избежать разнотолков про наш проект "Брест 2019" и мою роль в нем. Здесь изложена моя сугубо личная экспертная точка зрения с элементами здорового стеба.
Как известно, задолго до рождения проекта "Брест 2019" и нашего появления в городе на Буге было публично заявлено несколько проектных градостроительных инициатив разного уровня бестолковости и одного уровня визуализации. А визуализация в наше время клиповой культуры дело не хитрое и хитрое одновременно. При отсутствии разумной альтернативы она воспринимается как команда к действию, ну почти как у собаки Павлова. Никто тогда серьезно эти инициативы не воспринял, ограничившись легкой критикой в Инете, ибо строительство каких-то развлекательных учреждений и кардинальное изменение исторического ландшафта Брестской крепости казалось святотатством. Тем не менее собака лает, а поезд идет и последние события являются тому подтверждением.
В прошлом месяце, пока мы были заняты разработкой мастер-планов развития Бреста, общественность неожиданно заметила засыпанный ров III равелина Кобринского укрепления. Как оказалось, началась "пробивка" нового въезда в крепость в продолжение улицы Гоголя. К степени гениальности подобного решения мы вернемся чуть позже, а пока несколько ссылок на публикации в СМИ: достаточно подробная статья в
Вечернем Бресте и материал
на телеканале CTV (смотреть с 2:40). Сейчас работы временно остановлены до получения согласования с Минкультом РБ.
Вот мое видение цепочки событий, а точнее цепочки градостроительных просчетов и ошибок в целеполагании, которые привели к проектированию нового въезда в крепость.
1. Проектирование и строительство так называемого западного обвода Бреста (завершение строительства первой очереди с мостом через Мухавец в 2013 году) является весьма спорным решением. Призванный разгрузить город от транзитного большегрузного транспорта следующего с северного погранперехода в Украину и обратно западный обвод окончательно отсекает крепость от города и превращает ее в богом забытый пустырь на окраине. Более того, ради 20 фур в день, которые свободно могут объехать город по восточному обводу, затевать такое строительство не уместно, я уже не говорю о том, что водно-болотным угодьям в пойме Мухавца с краснокнижной черной цаплей нанесен значительный ущерб. Казалось бы куда как более полезным для городской инфраструктуры было бы создание перехода через Муховец в створе центральной магистрали города улице Ленина (в этом месте была переправа еще до революции), но это простейшее и лежащее на поверхности решение по каким-то неведомым причинам было отвергнуто. В результате в непосредственной близости от крепости мы получили вот такой вариант.
Цит по:
Русский фортификационный сайтКак мы видим на примере визуализации, западный обвод отсекает перспективу с проспекта Машерова на входную группу "Звезда" мемориала (на картинке съезд с моста искусственно занижен, да и сам мост почему-то странно низко сидит окончательно закрывая тему возобновления судоходства по Мухавцу), а самое главное отсекает проезд на автостоянку для туристических автобусов (на картинке квадратная площадь за шоссе).
Можно по разному относится к мемориалу "Брестская крепость-герой", но однозначно это одно из лучших архитектурных решений 70-х годов по увековечиванию памяти погибших в Великую Отечественную войну. Все здесь было продумано до мелочей. В том числе и пробивка нового в хода в крепость с организацией входного портала ввиде "Звезды", и длинная церемониальная аллея идущая от парковки в Цитадель, выполняющая не только коммуникативную, а скорее эмоционально-психологическую роль, подготовливая туриста к встрече с Вечным огнем, братской могилой и музеем обороны Брестской крепости.
Все это архитектурно-пространственное решение не дрогнув перечеркнула рука архитектора сегодняшнего. И вот уже главный вход в мемориал оказывается отсечен магистралью и выносится на задворки не только города, но и истории, как и сама память о Великой Отечественной войне. Скажите, кому будет интересно это пустое пространство за дорогой без возможности оставить там свой автомобиль или автобус? Это пространство так же будет не интересно и простому пешеходу. Путь от парковки до Вечного огня в прошлом составлял 860 метров (+ 100 метровая парковка), что уже очень много для простого туриста прибывшего на трехчасовую экскурсию и только в составе экскурсионной группы можно осилить это пространство настраиваясь на тяжелую тему первых дней войны. Впечатление усиливает звуковое сопровождение у "Звезды". Повторюсь, в связке парковка, "Звезда", Вечный огонь, мемориал - церемониальный вход в крепость протяженностью 860 метров вполне уместен. При отсутствии подъезда к его началу он теряет всякий смысл и превращается в пустырь. Кто отважится пройти лишние 500 метров вдоль автомагистрали чтобы выйти "в точку старта" экскурсии?
Как из данной ситуации выходит брестский "архитектурный гений"? Он предлагает пробить новый вход в крепость. Но что дозволено Юпитеру не дозволено быку. Повторить действительно по хорошему гениальное решение группы архитекторов и скульпторов 70-х не возможно. Можно только его испортить. Не буду акцентировать внимание
на составе творческой группы проектировщиков мемориала в 70-е под руководством А.Кибальникова, но найти столь оригинальные пространственные решения она смогла только благодаря высокой квалификации, чувству меры, пространственному видению, вкусу, опыту и идеологии, если хотите. Эти навыки, к сожалению, современными архитекторами утрачены равно как и идеологическая составляющая их деятельности уступившая место экономическому расчету, работе под заказ и ремесленничеству.
2. Теперь вернемся к нашей теме нового въезда в крепость. Как видно из схемы новый главный въезд будет являться продолжением улицы Гоголя. В правом нижнем углу видно строительство мостового перехода через Мухавец и пока еще действующая парковка в начале церемониального входа в крепость через "Звезду". И тут видна первая несуразность. Улица Гоголя и проспект Машерова образуют с Западным обходом по ул.Зубачева два перекрестка на расстоянии в 260 метров друг от друга. Это будут два регулируемых светофорами перекрестка. Не находите что это слишком для объездной магистрали? А спуск с моста через Мухавец к перекрестку с проспектом Машерова в гололед способен превратить любую фуру в убийцу туристических автобусов.
Куда же предполагается поместить парковку для туристических автобусов и индивидуальных авто? А вот куда - в III равелин Кобринского укрепления. По мысли проектировщика туристические автобусы прорвавшись через заторы из фур должны въезжать в равелин по новому мосту и парковаться там. Затем туристы должны пересаживаться на взятые в прокат велосипеды и сигвеи (!) и разъезжаться по крепости проникая в нее через "воссозданные" восточные ворота. Как видно о возвращении в точку старта на месте действующей парковки речи не идет, тем самым церемониальный вход и "Звезда" полностью исключаются из маршрута. Особенно умилила меня идея авторов о сигвеях (этакая визуализированная мечта). Зная российскую и белорусскую действительность я даже могу предположить что с десяток сигвеев все-таки будет приобретено (это на 355 тыс. посетителей в год), но уж точно никто не позаботится о запасных батареях к ним и они в лучшем случае будут спрятаны для образцово показательных экскурсий, а в худшем превратятся в никому не нужную груду хлама. Денег у мемориала на новые батареи точно не будет, как нет их даже на простые батарейки к паре фонариков для экскурсий на V форту. Да и дороги под сигвеи еще не скоро появятся.
Теперь о восточных воротах Кобринского укрепления. История их такова. В 1944 году после освобождения Бреста при их разминировании погибла группа саперов. После чудовищного взрыва на месте ворот образовалась гигантская воронка, которая со временем заполнилась водой и в ней завелись караси. Сейчас там плавает мусор и этот объект известен только немногим посвященным. С моей точки зрения восстановление восточных ворот это достаточно вредная идея окончательно стирающая память о погибших саперах строительством очередного мало имеющего отношение к крепости новодела. Гораздо разумнее было бы эту воронку превратить в облагороженный пруд памяти погибших саперов чем в очередной въезд.
Но тут возникает еще одна странность.
Вот что пояснил
корреспонденту Вечернего Бреста заместитель начальника СУ-158 стройтреста № 8 (генподрядчик на работы по строительству западного обхода Бреста Александр Герасимович:
- Первая очередь Западного обхода включает строительство моста через обводной канал (крепостной ров, прим. мой) для въезда грузового транспорта на территорию крепости. Потому что въезд через Северные ворота планируется закрыть: он выработал свой ресурс (!!!). А в крепость ездит уборочная техника, транспортные средства «Брестреставрации», есть своя хозяйственная часть… К тому же раньше, по моим сведениям, в этом месте также был въезд в крепость. Еще на стадии проектирования Западного обхода строительство этого небольшого моста согласовано с Министерством культуры. Вначале необходимо забить сваи (мост будет на две опоры). С этой целью временно перекрыли насыпью канал. Когда опоры будут готовы, ров восстановим в прежнем виде. Такое решение принято проектировщиком (генеральный проектировщик на объекте - «Брестпроект»). Объем работ небольшой, поэтому к концу первого полугодия строительство моста наш субподрядчик - «Мостоотряд» № 58 - завершит.
Тут что ни слово то не правда.
Для въезда в крепость технического транспорта и ввоза любых негабаритных грузов есть специальный въезд в западной части Кобринского укрепления. На схеме он показан как технический. По нему в крепость можно ввести все что угодно, не так давно там въезжал понтонный парк и вся строительная техника для строительства моста на Тереспольский остров. Каким образом причудливо сочетается въезд на туристическую парковку с техническим въездом для меня загадка равно как и логическая связь между строительством въезда в крепость (читай забота Александра Герасименко о проезде уборочной техники мемориала) и строительством Западного обхода. Уж лучше бы он переживал о том что его детище полностью перекрывает главный мемориальный вход в крепость.
Закрытие въезда через Северные ворота (главный исторический въезд) тоже славная и нечем не оправданная нелепица. Если ворота выработали свой ресурс, то продлите его за те государственные средства которые буквально зарываете в землю. По поводу старого въезда в этом месте в крепость - тоже ничем не прикрытая ложь. Въезд ранее был в III редюит "от "Звезды" и это известно любому мало-мальски грамотному жителю Бреста (см. схему с показанным историческим мостом через ров). "Строительство согласовано с Министерством культуры". Лично я очень сомневаюсь, что такое согласование имеет место быть. Строительство ничем не оправданного нового въезда и моста в охранной зоне крепости и на ее территории Министерство культуры согласовать не может находясь в здравом уме и твердой памяти. А если это произошло, то тут уже вопросы к Министреству культуры. Как мы сейчас видим, если строительство Западного обхода пока еще не нанесло прямой ущерб сооружениям крепости Брест-Литовск (кроме засыпки рва), то прямой и невосполнимый ущерб Мемориалу "Брестская крепость-герой" уже нанесен, т.к. в результате ввода в эксплуатацию перекрестка Западный обвод - проспект Машерова, Мемориал теряет парковку и возможность парадного входа в крепость через "Звезду".
По сути строители стройтреста № 8 плюнули в лицо не только создателям мемориала, но и ветеранам и всем тем для кого свята земля Брестской крепости, тем, кто каждый год 22 июня со всех концов бывшего СССР съезжается в Брест, чтобы войти через "Звезду" в крепость, пройдя по плитам этот без малого километр, и возложить цветы к Вечному огню в память о защитниках Брестской крепости.
Далее в статье Вечернего Бреста приводятся еще цитаты различных должностных лиц о том, что «других вариантов въезда в крепость обслуживающего транспорта просто нет", "Северные ворота также будут открыты только для пешеходов», "там, где предполагается возведение моста, изначально, еще в период строительства крепости, был проезд (не случайно в этом месте образовался разрыв валов)". Но мы то с вами уже знаем, что технический въезд неограниченной пропускной способности (и это еще без учета Северных и Северо-Западных ворот) есть, проезда в разрыве валов III равелина в месте планируемого моста никогда не было (этот разрыв обеспечивал сектор обстрела), а делать пешеходный вход в крепость через Северные ворота это уже безумие второго порядка.
Подводя итог можно сказать, что все комментарии должностных лиц по поводу строительства въезда носят крайне противоречивый и не логичный характер. Устройства нового технического въезда в крепость по столь извилистому и узкому пути конечно возможно, но как это будет сочетаться с парковкой для туристов и движением на сигвеях и велосипедах не известно. Почему-то все страдают массовыми провалами в памяти об уже существующих въездах разной степени пропускной способности. Слушая всю эту галиматью становится понятным, что это лишь поиск каких-то жалких оправданий странному проекту нового въезда в крепость, прокрадывающегося еще и в нарушение памятникоохранного законодательства, единственным негласным принципом которого является презумпция сохранения объекта культурного наследия или "не навреди". И цель строительства этого въезда не может быть чисто техническая или для парковки туристов, цель может быть только одна - завести улицу Гоголя в крепость со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда то, что я воспринимаю как цепочку градостроительных просчетов удивительным образом превращается в хорошо спланированную цепочку действий по уничтожению крепости Брест-Литовск и не исключено, что на первый взгляд безобидное строительство непонятного мостика через крепостной ров превратится в срытие крепостного вала для вхождения в крепость городской магистрали.
Ну и в довершении всего я так и не понял, что будет с главной парковкой у Мемориала. Как я показал выше загонять ее в III редюит бессмысленно. Торчащий на визуализации уголок некой парковки с учетом имеющейся площади будет существенно меньше старой, а маршрут следования до Вечного огня удлинится еще на 200 метров и достигнет рекордного километра, что практически будет не по силам преодолеть пожилым людям и девушкам на шпильках. Казалось бы во всем проектировочном хаосе можно подобрать более рациональное размещение парковки, например, на территории "Облкинофонда" или у туалета, но об этом похоже никто не думал, или думать про это никому не надо по причине других целей проектирования.
Ниже несколько фотографий ситуации у временно остановленного строительства моста через ров в продолжение улицы Гоголя. Фотографии сделаны 5 марта сего года.
Вид на стройплощадку с востока
Вид на стройплощадку с ЮВ, слева виден разрыв в валах. Это не старый въезд, как считают архитекторы и строители, а специально сделанный разрыв для обеспечения флангового сектора обстрела
Вид с СЗ на пересыпь. На дальнем плане "Облкинофонд"
Вид с пересыпи на север. Виден незаконно возводимый в охранной зоне крепости дом повышенной этажности по ул. Зубачева. Мне конечно скажут что это как бы уже не охранная зона, но так как никто никаких документов не видел об изменении границ охранной зоны и охранная зона с точки зрения здравого смысла не может совпадать с границами памятника будем ее по прежнему считать охранной зоной. А если по каким-то причинам чиновники из Минкульта РБ согласовали фактически ликвидацию охранной зоны и щоны ограниченной застройки Брестской крепости, то тут вопрос должен задавать компетентными органами уже к чиновникам из Минкульта РБ. А вообще интересная ситуация получается по Бресту. У меня сложилось впечатление, что каждый имеющий отношение к архитектуре или строительству себе чуть ли не в заслугу ставит уменьшение или ликвидацию охранной зоны и понижение статуса памятника истории и культуры. Вот такая вот вывернутая наизнанку профессиональная этика.
Содранный дерн с откоса рва. Зачем кому-то понадобился этот вандализм?
Мне кажется этих людей близко к строительным работам нельзя подпускать, а не то, что к работам на территории памятника истории и культуры.
Какой-то круглый металлический артефакт
Виден срез культурного слоя.
Вид на место будущего моста с СВ. Справа разрыв в валах по которому должен пройти новый въезд в крепость
Вид на незаконную стройку по ул.Зубачева
Техника готова к бою. Пару недель назад к ней добавился еще один агрегат, так что все разговоры о том что стройка остановлена это только разговоры.
Пикеты. Где-то здесь строителями было срублено дерево. Странно не правда ли, я вот уже третий месяц жду разрешения на вырубку кустарников рядом с объектами Брестской крепости. А тут вот так вот запросто без согласование с Минкультом начинаются работы, да еще и целое дерево спилили.
И вот эта замечательная сосна обречена на уничтожение. Как раз по ней улица Гоголя продет в крепость. Если мы конечно не остановим безумную стройку.
А вот хозяева этого домика рады масштабному строительству, вдруг снесут и новые квартиры дадут.
Соседнее кафе восточной кухни пойдет под снос к неудовольствию хозяев
Вид на сосну с востока
Вид на улицу Гоголя. Эти ели так же будут снесены в случае строительства нового въезда в крепость