Самое удивительно сейчас то, что люди в 21 веке всерьёз спорят - можно ли заразиться инфекционной болезнью в церкви, при причастии и прикладываясь к иконам и мощам. ВСЕРЬЁЗ СПОРЯТ.
Тут наверно надо вспомнить эпидемию чумы в Москве в 1771 году.
Чума началась в марте, когда на Большой суконной фабрике от турецкой шерсти заразилось несколько десятков рабочих. Руководство скрыло причины их смерти, и вскоре зараза распространилась на весь город. Количество заражённых росло, многие москвичи (особенно богатые) уезжали из города. Естественно болезнь поражала прежде всего рабочих и городскую бедноту.
В разгар эпидемии всё городское руководство бежало и власть была передана генерал-поручику Петру Еропкину. Он ранее возглавлял Главную соляную контору, а в разгар эпидемии был назначен ответственным за ликвидацию болезни. Для борьбы с распространением эпидемии применялись типичные для того времени меры. Имущество умерших от чумы, сжигалось. Заражённых стали выводить в карантины длительностью 42 дня. А для простого человека карантин означал разорение - питаться за свой счёт, работать нельзя, торговать нельзя, дом с имуществом сожгут. Больных стали скрывать и это приводило только к большему распространению болезни. Способствовали ей и состояние города в те времена, канализации не существовало, отходы, нечистоты и мусор не вывозились, а выбрасывались прямо на улицы в ручьи и реки и канавы. Из-за этого были большие проблемы с питьевой водой. Организованные больницы не справлялись. Собственно говоря врачи могли только облегчить страдания, лечения не существовало и выздоровление зависело от возможностей организма больного.
В городе нарастали панические настроения и истерия. В самый разгар эпидемии, в конце августа, когда число умерших перевалило за 10 000, один из горожан рассказал священнику, что явилась ему Богородица и сказала, что никто не молился её образу на Варварских воротах Китай-города уже тридцать лет. За это Христос разгневался и наслал моровую язву на Москву.
Вскоре по городу разнёсся слух о том, что те, кто приложится к иконе будут ограждены от болезни, а заболевшие выздоровеет. Тысячи людей скопились у ворот чтобы приложится к иконе. Отовсюду несли заболевших которые целыми днями лежали посреди толпы. Начался сбор денег на «всемирную» свечу. Сюда же пришли священники которые служили молебны и тоже собирали пожертвования.
Московский Архиепископ Амвросий был хорошо образованным для своего времени человеком и хорошо осознавая опасность распространения болезни. Ещё до этого он вводил ограничения на массовые службы и разработал правила для священников в которых предписывал что при исповеди больного чумой нельзя касатся ни его ни вещей в доме, а особо тяжёлых случаях исповедовать через окно или дверь. Естественно он запретил молебны, а икону повелел убрать в церковь Кира и Иоанна. Он обратился к Петру Еропкину и попросил его изъять и опечатать пожертвованные деньги. Но верующие решили, что архиепископ злонамеренно лишил людей чудодейственной иконы и хочет присвоить подношения. Десятитысячная толпа не отдала деньги направленным для этого солдатам. Раздался клич - «Богородицу грабят!». Звонарь ударил в набат.
Вооруженная дубинами, топорами, камнями и кольями толпа смела небольшой отряд солдат и в поисках митрополита ворвалась в Чудов монастырь в Кремле и разграбила его. Амвросий чудом унёс ноги. Начались грабежи…
На следующий день на московские улицы вышло ещё больше восставших. Часть из них двинулась к Донскому монастырю, в котором укрывался архиепископ. После того как монастырь был взят приступом, толпа стала искать Амвросия. Переодетого в мужицкий кафтан архиепископа нашли на хорах храма.
Чтобы не осквернять храм убийством, Амвросия поволокли за пределы монастыря. Воспользовавшись заминкой, он попытался успокоить напавших и объяснить причины своих решений. Его начали слушать, но из разбитого винного погреба вылез пьяный мастеровой Василий Андреев и со словами «Он же колдун и вас морочит», ударил Амвросия колом в лицо. После чего окружающие набросились на архиепископа и забили его до смерти.
Продолжение
Чума в Москве