Загадки и разночтения в истории с. Всехсвятского и его владельцев. Часть 3.
Часть 1. Часть 2. Очень мало известно про историю села второй половины XVIII века, поэтому в этом посте у меня больше вопросов и предположений, основанных на имеющихся документах. И так, после смерти царевича Бакара Вахтанговича (ум.1748?- см. часть 2, или 1750?), по общепринятой версии, половина села Всехсвятского досталась его вдове Анне Егоровне (Георгиевне), ур. кн. Эристовой (1706 - 18 февраль 1780 гг.) с сыновьями Александром и Леоном, а другая половина (видимо, за речкой Таракановкой) осталась за Георгием Вахтанговичем. Царевичи Бакар и Георгий стали родоначальниками фамилии князей Грузинских, т. к.
в 1742 г. вышел указ, по которому "Царевичи, сыновья Грузиских Царей, сами по себе сохраняют свой титул, дети же их именуются князьями Грузинскими или Имеритинскими". Давайте разбираться, что нам известно об этом периоде села и ее владельцах.
Вопрос о разделе села с братом Бакара царевичем Георгием Вахтанговичем, так и остался открытым, т.к. первоисточников, подтверждающих это я не нашла (подробнее см. часть 2), нет и документов, упоминающих о пребывании царевича Георгия Вахтанговича в с. Всехсвятском. Больше известно о дворце Георгия Вахтанговича в Грузинах, там же в 1750 г. он построил церковь. Но все же разберем и эту версию. И так, половиной села владел Георгий Вахтангович, а после его смерти, в 1786 г., его часть перешла в казну.
Для наглядности карта 1766 г., там где надпись Всеспяцкое - земли Бакара Вахтанговича, а в междуречье, выше надписи Петровское - земли Георгия Вахтанговича.
Теперь о наследниках Георгия Вахтанговича. Стоит уточнить, по
Википедии у царевича Георгия было трое детей и все они умерли раньше него, а на сайте rodovid,
здесь, упоминается еще одна его дочь (внебрачная, как пишет Смирнова-Россет от кн. Заборовской) Варвара Георгиевна (Егоровна) (1767-1832), она была замужем за Цициановым Дмитрием Евсеевичем (Елисеевичем) - (1747 - 1835), русским Мюнхгаузеном, замечательным рассказчиком и фантазером. Он упоминается Пушкиным в авторских примечаниях к "Евгению Онегину", вспоминал о нем, и Вяземский, и Жихарев, и другие. Многие из историй князя вошли в поговорки, бытовавшие в русских салонах. Дмитрий Евсеевич был, в числе прочих, одним из основателей в Москве Английского клуба и долгое время исполнял обязанности его почетного старшины, пишут, что он был масоном, членом ложи "Немезида". Дмитрий Евсеевич, единственный из той ветви Цициановых, к которой принадлежала юная Смирнова-Россет А.О. Вот отрывок из ее воспоминаний о нем - "... когда род Цициановых с царем Вахтангом приехал в Россию и поступил в подданство, то их отцу даны были на юге земли и 500 душ. Дмитрий Евсеевич был флигель-адъютантом Потемкина и женился на Варваре Егоровне Грузинской, за которой взял 8000 душ, дом, занимавший полквартала, потому что церковь Рождества в Кудрине была в их саду". Она же пишет, что в 1820-х годах Цициановы жили в Санкт-Петербурге (там он также был
старшиной Английского клуба). Известно, что некоторые из рода князей Цициановых жили во Всехсвятском. Смирнова-Россет про Всехсвятское не упоминает, но вот в книге
Б.С.Эсадзе (2) написано, что село Всехсвятское (после царевича Бакара) перешло к кн. Цицианову (без инициалов), а потом в казну (при этом отмечу, в этой книге, полно ошибок, и тем не менее, вполне вероятно, что часть Георгия Вахтанговича, если она была, перешла его дочери Варваре?).
Подтверждает это и Аверьянов (4), он пишет: - "На Петербургском шоссе рядом с церковью находились несколько домов грузинских владельцев. Здесь жили близкие родственники царевича Георгия - его сестра царевна Анна, племянницы и внучки, которые "по неимуществу" получали денежный пенсион из его доходов. В завещании, составленном незадолго до смерти, в 1784 г., Георгий выделил им часть своих имений в Тамбовском и Астраханском наместничествах, а село Всехсвятское и соседнее сельцо Егорьевское (Коптево) предоставил императрице Екатерине II. При этом царевич "просит на то монаршего благословения, дабы живущим при селе Сесвяцком из давных лет особыми домами однонациональные ему сестре ево царевне Анне, вдовам княжнам Катерине и Алене Баратовым, дворянским женам Елисавете Тавкалевой и Нениле Иоридовой на тех местах под её высочайшим покровительством пребывать, и майору князь Дмитрию и жене ево княгине Варваре Цициановым". (надо отметить, не понятно какой документ он цитирует и о какой сестре Анне идет речь. Его сестра Анна Анука) умерла в 1746 г., следовательно в завещании 1784 г. о ней речь идти не могла, то же касается и Анны Егоровны - жены Бакара, она скончалась тоже раньше, в 1780 г., у него еще была дочь Анна, но тоже странно, чтобы отец в завещании перепутал свою дочь со своей сестрой, т.ч. цитата эта мне представляется довольно сомнительной).
Стоит уточнить, другая ветвь князей Цициановых, точно живших во Всехсвятском, и там же похороненных, идет от князя Паата (Павла Захарьевича), приехавшего в Москву в свите царя Вахтанга, но они, видимо, имели там свой дом, но не были владельцами села.
Прежде чем говорить о наследниках Бакара Вахтанговича, поговорим о доме-дворце, который стоял на земле Бакара. Напомню, уже в 1747 г. Путевого, видимо, первого деревянного дворца в с. Всехсвятском не существовало, о чем есть письмо Бакара Вахтанговича, который писал "
дом тот за ветхостью сломан". Этот же документ приводит и Токмаков в приложении к своей работе (3).Точное место расположения первого дворца неизвестно, но он же пишет - "На "солдатском кладбище" (
о нем я писала здесь) при рытье могил, и до сей поры, находили необычайной величины кирпичи. Старожилы уверяли, что это остатки от бывшего на этом месте княжеского дворца". По Токмакову деревянный зимний дворец был один, он был построен при царе Александре Арчиловиче и существовал еще при внуке Бакара Вахтанговича - Георгии Александровиче.
1. Тогда не понятно какой же дом-дворец был сломан к 1747 г?
Кроме того, известно, что в 1957 г. при раскопках археологи обнаружили один из дворцов грузинского царя, об этом пишет М. Рабинович в книге
"Судьбы вещей". Он находился в Песчаном переулке.
2.Если посмотреть на план Москвы 1952 г. и
на современную карту, то мы увидим, хотя солдатское кладбище или "Арбатец", как его еще называли, находилось и недалеко от Песчаного пер., но все же в достаточном отдалении. т.е речь идет о разных местах.
Понятно, что проверить сейчас насколько достоверны слухи о дворце, стоящем на месте солдатского кладбища, не возможно, это место не раз перекапывали, но в любом случае один дворец снесли в 1747 г.
Из этого следует, что дворцов было два. Первым путевым дворцом и домом грузинских царей служил бывший дом Милославского И.М. или дворец , построенный Александром Арчиловичем (уточню, про боярский двор и дом Милославского есть упоминание в документах,
см. часть 2, а про дом, построенный А.А нет, о нем пишет Токмаков, но без ссылок на документы, а за ним повторяют и все остальные исследователи). Вопрос, где он стоял остается открытым.
Еще одно замечание, обычно везде пишется о деревянном зимнем дворце, но тот же Токмаков пишет, что на солдатском кладбище находили необычайной величины кирпичи, можно предположить, что дворец был деревянным, а фундамент кирпичным. А вот дом, стоящий в Песчаном переулке, точно был кирпичным - это установили археологи. Рабинович в главе "
Сервиз царей грузинских" (советую прочитать) пишет - "Потом раскопали часть толстой каменной стены. Было все же ясно, что здесь старая каменная постройка приспособлена и перестроена позднее для каких-то мелких хозяйственных нужд...". Археологи также по найденым изразцовым плиткам установили, что этот дворец в Песчаном пер.был построен в XVIII веке, а старый дворец, даже если предположить, что он построен царевичем Александром Арчиловичем, мог быть построен только в XVII веке, ведь, как пишут он жил там еще с первой женой Ф.И. Милославской, которая в 1689 г. уже скончалась.
Сохранившаяся часовня на бывшем кладбище Арбатец, М.Песчаный пер. д.2а.. Само кладбище находилось справа от нее с заходом на ул. Алабяна.
Кто и когда из наследников Бакара Вахтанговича мог построить новый каменный зимний дворец в Песчанном переулке, сказать трудно. Известно, что перед смертью сам Бакар Вахтангович собирался покинуть Россию и вместе с семьей переселиться на постоянное место жительства в Грузию, т.ч. мало вероятно, что он стал бы строить новый дворец.
В том же письме, где он писал про сломанный дом, он сообщал, что у его жены (а теперь наследницы) Анны Егоровны больные ноги, и она не может выезжать в другие церкви, кроме той, что находится при ее доме в приходе пр. Параскевы Пятницы в Охотном ряду. И хотя она прожила после смерти мужа еще 30 лет, вряд ли это была она.
Возможно, новый зимний дворец построили сыновья Бакара, Про них известно немного. По интернету
гуляет фраза "Сыновья Бакара, царевичи Александр (1726? или 1727- ум.1784? или 1791?) и Леон (1728 - 1763) учились в гимназии при Московском университете, учились отлично, были зачислены в студенты, но их привлекла военная служба, и они поступили в лейб-гвардии Измайловский полк" (5). При этом забывают упомянуть, что гимназия при университете была открыта
только в 1755 г., а сыновьям Бакара на том момент было - одному 29 лет, другому 27 (многовато для гимназистов).
Когда братья поступили в Лейб-гвардии Измайловский полк, неизвестно. Пишут "
Леон Бакарович дослужился до секунд-майора, а вскоре, после смерти отца, в 1752 году, женился на княжне Александре Яковлевне Сибирской и переехал в село Брыньково, которое ему досталось в качестве приданного". (дата свадьбы везде указана 1752 г., однако, если посмотреть "
село Брыньково", то получается, что оно перешло к Александре Яковлевне только в 1762 г., где-то ошибка, так что не ясно, когда он кончил служить и перехал?). Леон скончался в 1763 г, оставив жену и детей (количество детей Леона в разных источниках разнится).
Другой сын, Александр Бакарович, дослужился капитана Лейб-гвардии Измайловского полка, а в 1761 г. женился на Меньшиковой Дарье Александровне (1747 - 1817 гг.), внучке Александра Даниловича Меньшикова, сподвижника Петра I.
Дарья Александровна Грузинская, дочь Александра Бакаровича? (1760? - 1796 г.).
После смерти Императрицы Елизаветы Петровны царевич поддерживал Петра III, вследствие чего после восшествия на престол Екатерины II он попал в опалу. Далее сведения об Александре Бакаровичи довольно противоречивые. По одним данным
отсюда "в 1764 г. ему было предписано "жить не ближе 100 верст от Москвы" (не понятно, а в Петербурге ему можно было жить?). В 1766 г. он предпринял неудачную попытку бегства в Грузию, "чтобы принять ему наследство своего отечества", чего якобы желал грузинский народ. Правительство решило избавиться от беспокойного царевича. У Александра Бакаровича было отобрано воинское звание и мундир и выданы на дорогу 1000 рублей. 24 июня 1766 г. он перешел границу. Хотя его радушно встретили мусульманские правители северного Кавказа, поддержки в самой Грузии царевич на нашел. Наконец в 1782 г. ему удалось поднять мятеж, который был легко подавлен царем Ираклием II. Царевич бежал в Имерети. затем был выдан России тарковским шамхалом (за 500 червонцев и золотую табакерку). Его поселили в Смоленске, где в его доме жил караульный офицер, переписка была воспрещена. На содержание царевича, впрочем, была назначена весьма крупная по тем временам сумма - 100 рублей в месяц. Скончался в Смоленске" (добавлю, в разных источниках сведения о годе его смерти разнятся, указывается как 1784 или так и 1791 г). По другим данным Александр Бакарович уволился со слубы
в 1768 г. (6).
Приведу еще несколько ссылок, в прямую не касающихся села Всесвятского, но возможно, они пригодятся будущим краеведам. Выше упоминается, что Александр Бакарович после воцарения Екатерины II был в опале, с другой стороны есть один
интересный документ, где она издает указ от 6 декабря 1762 г. о выдаче ему вместе с матерью Анной Егоровной в долг 35 тысяч рублей (жаль не указано для каких целей его брали). А в другом
документе 1763 г. говорится, что оказывается на ту же сумму существовал еще казенный долг царевича Бакара. Вопросы, вопросы...
Возможно более точные сведения о наследниках Всесвятского можно было бы подчерптуть из газеты XVIII века "Санкт-Петербургские ведомости", где
Леон упоминается с 1762 - 1772 гг., а
Александр в 1761 - 1775 гг., но пока в свободном доступе только каталог этой газеты с упоминанием данных персон. Единственное, что по этому можно сказать, оба они были домовладельцы и имели дома в Санкт-Петербурге.
И так, если они и могли построить новый зимний дворец в Песчаном переулке то только в период с 1750 г. до приблизительно 1770-х годов. В книге Андроникашвили "Надежд питомцы золотых" встречается упоминание, что имп. Елизавета Петровна останавливалась в с. Всехсвятском 1754 г., а значит новый дворец был уже построен. Но насколько достоверны сведения Андроникашвили судить не могу, т.к. ссылок у него нет, а документов, подтверждающих это я не нашла.
И последнее в этой части, Токмаков (3) пишет, что "стерляжьи" пруды на речке Таракановке были выкопаны при сыне Александра Бакаровича - Георгии Александровиче (1762 - 1852), но
на карте 1766 г. пруды уже выкопаны, а Георгию было в это время всего 4 года.
Продолжение.
Часть 4.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: 1.
Указатель селений и жителей московской губернии 1852 г.; 2. Б.С.Эсадзе "Летопись Грузии. К 300-летию царствования дома Романовых"; 3.
Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398-1898 гг.; 4. книга "История московских районов" под ред. Аверьянова к.А. 2005 г.; 5.
http://imd38.ru/biblioteka/materialyi-po-seminaru-praktikumu-dlya-ekskursovodov/lekcziya-3-istoriya-domov-semi-trubeczkih-v-irkutske/n.kirsanov-blagoslavlyayu-desniczu-bozhiyu.html ; 6.
Гасалиев М. Русско-дагестанские отношения в последней четверти XVIII - нач. XIX в.;
http://nobility.pro/ru/statya/698-gruzinskij-aleksandr-bakarovich ;