Купцы Постниковы, фабриканты и коллекционеры.

Jul 31, 2013 22:35

                    Купцы Постниковы, фабриканты и коллекционеры.

Пост этот родился совершенно случайно. Начав писать о достопримечательностях Ленинградского проспекта, обнаружила, что здесь когда-то находилась фабрика металлических изделий купца Постникова Андрея Михайловича. Когда стала собирать материал о фабрике, поняла, надо посвятить купцам Постниковым отдельный пост, так как их имена известны лишь немногим коллекционерам.
   В глубине Ленинградского проспекта стоит жилой дом под №19 (подробнее о доме здесь).


Это все, что осталось от одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX века - фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий А. М. Постникова, участок которого тянулся от этого дома и до современного дома №25.
                        

Основателем фирмы считается купец 2-й гильдии - Михайло Алексеевич Постников (? -до 1968? гг.), про него известно немного, в купечестве он состоял с 1825 года, а в 1826 году открыл заведение, торгующее "иконным товаром".
   Сколько всего было детей у Михайло Алексеевича точно установит не удалось, но по старым справочникам известно о трех его сыновьях - Василии, Николае и Андрее.
   Василий Михайлович Постников - московский купец. Умер 22 ноября 1857 г. Прожил 33 года. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.
   В справочной книге о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве за 1878 г. сказано:
   Николай Михайлович Постников (1828 - после 1900?гг.), купец 1-й гильдии, в купечестве с 1865 г., житель Сущевской части на Тверской-Ямской в прид. ц. Василия Кессерийского, в д. Аристова. Торгует иконным товаром в Малом иконном ряду. Состоит Гласным Моск. гор. Думы.
                                                 

В его семействе сыновья: Михаил - 26 лет, Николай - 19 лет, Алексей - 16 лет, Владимир - 3 лет.
   Николай Михайлович также был владелецем антикварного магазина, имел богатое собрание икон и церковной утвари, представлял на выставках свои коллекции. Им составлен "Каталог христианских ценностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым".
   А.П. Бахрушин в своих записных книжках пишет: "Его собрание икон, церковной утвари, серебра известно всей России, оно украшало Археологическую выставку при XIII съезде в Москве, из частных собраний на этой выставке, оно было первое... В 1888 г. был роскошно выпущен, но бестолково составлен иллюстрированный каталог. Н.М. Постников много способствовал развитию страсти к собиранию".
   Далее Бахрушин описывает такой случай, произошедший с Николаем Михайловичем, когда его коллекция еще хранилась в сундуках в доме на Тверской Ямской (позднее она была передана Историческому музею). "Как-то Постникову сообщили о пожаре в его доме, он в это время находился в ц. В. Кессарийского, он тотчас бросился домой; пожар оказался во дворе того дома, где он живет - горели деревянные конюшни...  Жена Н.М. стала просить выбираться и его, выносить, конечно, не мебель, а сундуки с вещами, он же решительно отказался - Будь, что будет, а выбираться не буду, побьют, потаскают, да и всего не вынесешь. - и остался один в доме при вещах, тогда как все домашние вышли из дома, а прислуга вынесла и свои немудреные сундуки...  будь малейший ветер на дом, ему бы не сдобровать... Бог миловал, пожар обошелся одним строением...".
   Другой его сын, почетный гражданин Андрей Михайлович Постников  (1830 - 1901 гг.), также состоял в купечестве с 1865 г. Жил в Мещ. части в приходе ц. Троицы в Троицком, в собст. . доме. Имел фабрику церковной утвари. Торговал иконами  в иконном ряду и имел лавку в городской части. Состоял выборным от московского купечества с 1873 г. и гласным моск. гор. Думы.
   История фабрики такова.  В 1868 г. А.М. подаёт прошение о разрешении открыть фабрику золотых, серебряных и бронзовых изделий в Москве в Мещанской части 1 квартала в доме матери - купеческой вдовы ( из этого можно сделать вывод. что к 1868 г отец его скончался).
                                                 

А.М. получает такое разрешение и в 1870 году на его фабрике уже рабочих: мужчин - 63 чел., малолетних  - 24 чел., годовой оборот составляет 250 000 руб. На фабрике имеется два горна и две плавильные печи.
          

В том же,1870 году, при фабрике открывается специальная школа по подготовке мастеров-ювелиров.
          

Продолжая традицию, фабрика А.М. позиционирует себя, прежде всего, как заведение по изготовлению церковной утвари. В ее мастерских выполняются важные государственные заказы по оформлению храмовых интерьеров строящихся в то время грандиозных соборов в Москве, Киеве, Новочеркасске и других городах России.

Фирма Постникова неоднократно участвовала во всероссийских и международных выставках, на которых изделия фабрики  были отмечены высокими наградами.
   На международной выставке в Филадельфии А. М. Постников выставил серебряные и золотые изделия: сервизы, жбаны, ковши, стопки, флаконы, кружки, чарки, чашки, стаканы, корзину для хлеба, ложки, портмоне, портсигары, спичечницы, цепочки, альбом, шкатулку и скульптурную композицию "Квартет Крылова".
          

В 1877 фирма получила почетное звание Поставщик Двора Его Императорского Величества. Изделия А. М. Постникова пользовались спросом у Великого князя Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны, и даже у английской королевы, которая коллекционировала произведения прикладного искусства выдающихся мастеров золотого и серебряного дела конца XIX века.
          

В 1880-х годах Постников покупает участок на Петербургском шоссе, переводит туда фабрику и на нем строятся многочисленные фабричные здания, в основном по проекту архитектора Каминского А.С., а в 1886 году на базе фирмы А. М. Постникова было организовано "Товарищество фабрики металлических изделий А. М. Постникова".
   В книге Бахрушина "Кто, что собирает" о Постникове написано следующее: "Постников Андрей Михайлович... прежде фабрикант серебрянных изделий, преимущественно церковных, а теперь работает исключительно бронзовые вещи (царские двери, паникадила, и т.д), кабинетные и... идолов, и якобы собиратель древних икон".
          

Известно, что Андрей Михайлович какое-то время сотрудничал с Шехтелем, по его эскизам фабрика Постникова изготавливала вещи для усадьбы фон Дервиза в Кирицах.

Фабрика Постникова была также одной из фирм, которая выполняла работу по изготовлению церковной утвари для храма Христа спасителя в Москве.Работать в Кремле всегда считалось большой честью, и ее удостаивались ведущие компании, фабрики и мастера России, в число которых входил и московский купец 1-й гильдии Андрей Михайлович Постников. Его фабрика неоднократно выполняла заказы Дворцовой конторы на изготовление церковной утвари, чинила, поновляла и серебрила древние памятники в домовой церкви Московских государей. Одним из самых крупных заказов, выполненных фабрикой Постникова в 1894 году была рака с мощами святых для Благовещенского собора московского Кремля. Первоначально рака была помещена в пристройке к южной паперти, между "двумя окнами и алтарем придела Святителя Николая, откуда в 1960-х годах ее перенесли в диаконник собора, где она находится и по сей день.
         

На своих изделиях Постников ставил клейма "А.П" в прямоугольнике, или в неправильном эллипсе, или "А.ПОСТНИКОВЪ" в вытянутом прямоугольнике.
        

Кроме фабрики, Постникову принадлежал Пассаж на Тверской, где располагалась контора товарищества и магазин Постникова. Вернее так, дом этот перестроен из дворца Мусина-Пушкина, постройка архитектора М.Ф. Казакова, который в свою очередь, перестроил древние палаты в дворец, а в 1890-х годах участок этот приобретает Лидия Аркадьевна Постникова, кем она приходилась А.М., я не установила, на не женой, жену Постникова звали Клавдия Александровна. В разных справочниках дом этот указывается, то как пассаж Постниковой, то как пассаж Постникова, возможно, Лидия Аркадьевна была его какой-то родственицей, т.к. она похоронена вместе с другими Постниковыми на кладбище Алексеевского женского монастыря, умерла в 1903 г.
   Дом сохранился, сейчас в нем находится театр им. Ермоловой. Кстати, на сайте театра, вот что написано про дом "Театр имени М. Н. Ермоловой располагается в старинном здании, на самой главной улице Москвы, построенном в 1830-х годах. С некоторыми изменениями двухэтажный дом с мезонином в центре просуществовал до 1897 года, когда купец Постников перестроил его, превратив в торговый пассаж и расположив гостиницу в верхних этажах".             

У Андрея Михайловича, как пишет Е.Е. Докучаева было 4 сына, на 1865 г. Александру - 18 лет, Алексею - 15 лет, Николаю - 13 лет, Дмитрию - 8 лет. Я не знаю, какими справочниками пользовалась Докучаева, при написании статьи о возрасте детей Постникова, но не все они совпадают с данными опубликованными в  книге "Московский некрополь" 1907 г. изд.  Я же буду пользоваться этим справочником, там, где это возможно.
  Я нашла некоторые сведения, только о трех из них - Александре, Алексее и Дмитрие.
  Александр Андреевич прожил всего 22 года, р. 24 мая 1850, ум. 3 дек 1872. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.
   Второй, Алексей Андреевич, имел собственную мастерскую металлических и бронзовых изделий на Малой Молчановке, где и проживал в д. Смирновых, находился на месте совр. д. 7.
   Третий сын - Дмитрий, родился 20 июня 1861 г., как пишет о нем в своей статье Докучаева Е.Е. "был талантливым художником. Он один из первых стал развивать такую область фабричного производства как театральный реквизит: вооружение, костюмы и украшения различных исторических эпох. Изделия такого рода для театральных постановок обычно доставлялись из-за границы. Произведения Д. А. Постникова отличались не только хорошим исполнением, но были художественны и верны в историческом смысле, причём для их изготовления он использовал все сложные техники: обронную работу, чеканку, золочение, хорошо".
                                                 

Дмитрий Андреевич также принимал деятельное участие в работе над проектом раки с мощами святых для Благовещенского собора московского Кремля и его осуществлением. В архиве Музеев Кремля хранятся рисунки с видами раки, подсвечников и решетки, датированные 1891 годом, выполненные им.
   Упоминает его в своей книге о коллекционерах и Бахрушин - "Постников Дмитрий Андреевич, 30 лет, собирает предметы церковной утвари и бытовой старины, но лучшее из его собраний - это собрание эмалей, русских и иностранных, но коллекция лиможских эмалей, по мнению знатоков, сомнительна, в них предположительно подделки позднейшего времени. Собирает 10 лет, и в такой короткий промежуток времени он собрал много, этому способствовали, кроме материальных средств, его частые поездки за границу. В его собрании есть и древние иконы, высоко ценимые знатоками".
   Третий сын Постникова А.М. - Дмитрий, тоже умирает достаточно молодым, скончался он 8 марта 1897 г. не дожив и до 36 лет.
   В 1901 г. (по другим сведениям в 1900 г.) умирает хозяин фабрики Андрей Михайлович. После его смерти большой участок под креп. номером 856 , принадлежавший ему, делится на три части и распродается. Об этом здесь.
   Та часть участка, которая осталась за Постниковыми, делится еще на два участка. Участок, где находилась фабрика (сейчас совр. д. №19 по Ленинградскому пр.) остается за товариществом металлических изделий А.М. Постникова., а участок, находящийся со стороны Скаковой ул. продается Владимиру Петровичу Смирнову. Об этом здесь.
   Управление фабрикой переходит в руки его сына Алексея Андреевича Постникова. В своей книге Павлова Т.Г. "Северный край Москвы" пишет   - "В 1904 г. это было Товарищество с 75 рабочими. Реклама, помещенная в Адресной книге (1904 г.), оповещала, что при фабрике, за Тверской заставой в собственном доме находится магазин, в котором постоянно в большом выборе вещи из серебра и бронзы. Принимаются заказы риз на иконы, окладов на иконостасы и царские врата и всевозможных предметов церковного обихода. Можно заказать вещи в случае юбилея (часы, сервизы). Продается кабинетная бронза: торшеры, канделябры, письменные приборы".
   Алексей Андреевич умирает то-ли в 1903 г., то ли в 1904 г., по крайней мере по справочникам "Вся Москва" за 1905 г. участок этот уже записан на вдову Алексея Андреевича - Постникову Анну Дмитриевну, которая по тем же справочникам за 1905 г. и 1906 г. является директором фабрики металлических изделий А.М. Постникова.
   Постепенно фабрика сокращает производство. Последний крупный заказ она выполняет в 1902 - 1905 г. для Новочеркасского собора. А затем идет длительная ликвидация товарищества, которая тянется аж до 1915 г. Сам же участок др 1910 г. включительно по-прежнему числится за Анной Дмитриевной, но начиная с 1907 г. уже без упоминания товарищества.
   В 1909 г., видимо, еще при Анне Дмитриевне, дом №19 перестраивается и надстраивается 3-мя этажами под жилой доходный дом по проекту архитектора Назарова П.И.
   С 1911 г. участок приобретает купец В.А.Балин, его женой была Екатерина Алексеевна Постникова, дочь Алексея Андреевича и Анны Дмитриевны, возможно, участок ему достался как приданное за ней. Но это уже другая история, о Балине здесь.
   Как сложилась судьба Николая Постникова, еще одного сына Андрея Михайловича, неизвестно, есть версия, гуляющая по интернету, что часть Постниковых покинули Россию и уехали в Канаду, т.к. тогда уезжали "духоборы" во главе с Веригиным.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://mag.collectors.ru/imgm/pdf/mag_sk_002.pdf; http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_5237; ст. Докучаевой Е.Е. в журнале "Среди коллекционеров" №1(2) за 2011 г. и др.

Смирновы (водочники), Ленинградский, Белорусская, усадьба, Балины, архитектура, Постниковы, достопримечательности, Прогулки по Москве, фабрика

Previous post Next post
Up