Вокруг Петр. парка. Верхняя Масловка. Четная сторона. Часть 6.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Продолжаю свой рассказ о четной стороне Верхней Масловки. Каждый художник видел Масловку по своему, поэтому далеко не всегда удается определить какую часть улицы изобразил художник, тем более, если картина написана в далеком 1940 г. С тех пор В. Масловка изменилась до неузнаваемости.
Титов И.Ф. В. Масловка. 1940 г.
До революции примерно на месте современного дома №8 по Верхней Масловке проходил
Синегубкин переулок. Свое название он получил по имени одного из домовладельцев (о нем ниже). Переулок этот соединял ул. Михайловскую (после революции переименованную в ул. Мишина) и В. Масловку. В 1956 г. Синегубкин пер. стал частью ул Мишина, а после постройки дома №8 и вовсе исчез. На дореволюционных планах переулок этот обозначен, но не подписан, поэтому в качестве иллюстрации приведу план Москвы 1927 г. и карту Яндекса.
План Москвы 1927 г. и карта Яндекса.
Всю нечетную сторону Синегубкина переулка (
дом №1и №3) занимали два участка наездника
Синегубкина Дмитрия Ивановича, видимо в честь него и был назван переулок. Один его участок стоял на углу с В. Масловкой (д.№68), а другой на углу с
Михайловской ул. (сейчас ул. Мишина), д.№15, тут стоял дом самого Дмитрия Ивановича. Рядом с домом были конюшни.
Наездник Дмитрий Иванович Синегубкин.
Фотографий дома не сохранилось, но есть картина художника Шегаля Г.М., где на одном из участков изображено много лошадей, не утверждаю, но допускаю, что на картине изображены именно бывшие участки наездника Синегубкина, тем более, что они располагались напротив дома художников №9, из мастерских этого дома и могла быть написана эта картина. Кроме того, дом на заднем плане и конюшни перед ним на картине Шегаля по конфигурации совпадают с
планом 1952 г. Могли ли здесь жить лошади в 1940-х годах или это уже фантазия художника - не знаю, но Синегубкин переулок тогда существовал и Шегаль мог знать в честь кго он назван.
Худ. Шегаль Г.М. Зимние сумерки. Масловка. 1940 г.
Знаменитый коннезаводчик
Яков Бутович, создатель одного из лучших конезаводов, в своей книге "Лошади моего сердца" так вспоминал Синегубкина - "Летом 1912 года на Московском ипподроме разыгрывался Императорский приз. .. Немногие заводы в России насчитывали в своих рядах победителей этого самого трудного и вместе с тем самого почетного приза для орловских рысаков. Победа привлекала общее внимание, приносила лавры и сулила заводу немалые земные блага. Мой лучший жеребец Кронпринц был заарендован у меня известным наездником Синегубкиным, он один знал класс своего питомца и решил готовить его к бегу. Многие охотники отнеслись к этому с недоверием, считая, что Кронпринц не сможет выиграть у двух главных конкурентов - Барса и Птенца...
Если спросить любого охотника, каков был по себе Кронпринц, то обязательно услышишь ответ: маленький белый жеребец, узкий и жидкий. Это совершенно неверно. В действительности Кронпринц был лошадью высокой породности и превосходного, чисто орловского типа. Вот объективное описание экстерьера этой лошади. Масти он был исключительно белой, с красивым темным обводом вокруг глаз. Кожа у него была тонкая, а шерсть короткая, необыкновенно нежная и шелковистая, на солнце она красиво переливалась и отсвечивала голубыми и розовыми бликами. Грива и челка были умеренной длины, а хвост очень богат волосом и распадался на красивые пряди. Голова у Кронпринца была небольшая, очень кровная, с широким лбом и хорошим агатовым глазом; шея - почти лебединая, круто поставленная и эффектная. Ноги, превосходные по форме, отличались образцовой сухостью. У этой лошади был свой особый и крайне приятный эрфикс (облик). И на езде Кронпринц был поразительно хорош и красив, был лошадью исключительно дистанционной и обладал железным здоровьем и огромной силой. У этой маленькой лошади было поистине львиное сердце!...
Кронпринц, победитель Императорского приза. Фото 1912 г.
Условия езды на Императорский приз были необычными. Он разыгрывался на дистанцию четыре версты отдельно каждым участником на время, лошади несли лишний вес, особое внимание уделялось четкости хода, применение хлыста исключалось. Для участия в этом призе допускались лошади, соответствующие установленному стандарту роста, без недостатков и пороков экстерьера...
По жребию первым должен был бежать Кронпринц. «Раз!» - послышалось со всех сторон, когда раздался короткий удар звонка, возвестивший, что Кронпринц начал свой бег, и все «машинки»-секундомеры в руках у охотников и спортсменов были пущены в ход. На протяжении всей дистанции Кронпринц не допустил ни одного сбоя...
Жеребец шел не горячась, классически хорошо, Синегубкин вел Кронпринца необыкновенно уверенно и ровно, как настоящий мастер. На финише публика наградила понравившихся им Кронпринца и его наездника Синегубкина бурными овациями. Настал торжественный момент вручения победителю кубка и золотой медали. Показался Кронпринц, а за ним наездник. Жеребца по традиции поставили против царской ложи. Шумные аплодисменты приветствовали победителя. Синегубкин был весь в грязи, да и вид Кронпринца был непривлекателен: из белого он превратился в пегого - так был перепачкан грязью, но глаза были налиты кровью и блестели, как раскаленные угли, - стало быть, жеребец был здоров и бег не отразился на нем. Я поспешил вниз, к лошади, туда уже двигалась администрация общества, раздались торжественные, подхваченные присутствующими звуки национального гимна, и «Боже, царя храни…» далеко разнеслось по Ходынскому полю. После исполнения гимна мне вручили кубок владельца и как заводчику медаль, поздравили меня и Синегубкина (14575 рублей + кубок и золотая медаль)...
Кронпринц стоит нашей памяти своим великим потомством. Это от него на конюшнях Якова Бутовича родится легендарный, уже советский орловский рысак, Ловчий, а от него знаменитый внук Кронпринца рекордист Улов, вернувший в Россию европейский рекорд резвости...".
Рядом, на том же отрезке В. Масловки, между Синегубкиным и Коленчатым пер. стоял еще один дом наездника - Макарова Аверьяна Федоровича (дом №72)
В конце 1950-х годов все постройки между ул. Мишина и ул.В. Масловка сломали и в начале 1960-х годов возвели новые домаТеперь место выглядит так. На переднем плане дом №8 (на его месте или перед ним прежде проходил Синегубкин пер.) за ним дом №12, а между ними дом №10.
Верхняя Масловка, вид с дома №3. Фото 1993 г.
По воспоминаниям еще одного
старожила района в д. №10 по В. Масловке "жил Иван Емельянович Брыксин (трагически погиб в 1977 году), который описан в романе Солженицына «В круге первом» под именем инженера Дырсина. А.И. Солженицын часто бывал в этом доме".
Имя еще одного писателя связано с Масловкой, речь идет о Льве Николаевиче Толстом. В газете "Новое Время"
от 25 (12) мая 1914 г. сообщается среди прочего следующее - "В конце 60-х годов Л. Н. Толстой с семьей проживал на Масловке, в д. бывшем Секретарева, но недолго, 2 или 3 месяца". О Верхней или о Нижней Масловке идет речь, неизвестно.
Возможно, на картине художника Рыбченкова изображен один из домов, в котором некогда жил Лев Николаевич с семьей.
Худ. Рыбченков Б.Ф. Весенний вечер на Масловке. 1940 г.
Начав писать про Масловку я увлеклась разгадыванием мест, изображенных разными художниками на ней.
На следующих двух картинах можно увидеть еще часть В. Масловки между Синегубкиным и Коленчатым переулком. Ориентиром служит пятиэтажный дом №23 по ул. Мишина, изображенный на второй картине худ. Моссаковского, при этом на двух картинах ниже справа изображен один и тот же четырехэтажный дом, значит оба художника писали одно и то же место.
Худ. Герасимов С.В. Вечерние сумерки. В. Масловка. 1959 г.
Моссаковский Павел Зимний двор на Масловке 1965 г.
Когда появился этот четырехэтпжный дом на В. Масловке, тот, что изображен справа на двух картинах выше, до революции или уже после, был ли он жилым или это какой-то производственный корпус установить не удастся, он давно снесен.
А вот дом слева, стоящий вдоль Коленчатого переулка, но числившийся как дом №23 по ул. Мишина, 1955 года постройки, изображенный на картине Моссаковского, видимо, строился в два этапа. Обратите внимание, он изображен у художника двухцветным и еще без балконов, значит на момент написания картины строительство пристройки еще не было завершено.
Этот же дом №23 изображен и на картине художника Тегина, написанной несколькими годами ранее, в 1950 г., на тот момент дом еще имел вот такой вид как на картине. Позднее к нему была сделана пристройка и на картине Моссаковского дом уже имеет современный вид..
Тегин Д.К. Масловка зимой. 1950 г.
Вот этот дом на
панораме Яндекса только с другого ракурса, со стороны ул Мишина. Обратите внимание, что со стороны двора у него глухая стена, т.е. дом изначально имел две глугие стены слева , а стены с окнами выходили на ул. Мишина и на Коленчатый пер. Окна на картине Тегина на 4-м этаже дома имеют полукруглое украшение, их видно и на панораме Яндекса.
Однако, кое-что в моем исследовании меня смущает. На сайте
здесь дано пояснение к картине Тегина - "Строительство жилого дома на улице Верхняя Масловка в Москве, на которой Дмитрий Капитонович Тегин жил в доме №3, и где у него была мастерская в доме №1". Как известно, худ. Герасимов Сергей Васильевич, тоже жил в доме №1 по В. Масловке, в каком доме у него была матерская - не знаю, но картины изображенные выше, как я думаю, могли быть написаны только из дома №9 по В.Масловке. Напишите, может быть я ошиблась и вы знаете какое место изображено на этих трех картинах выше.
Теперь перехожу к рассказу о единственном сохранившемся дореволюционном доме на этом отрезке улицы. Речь идет о доме №14, в котором сейчас расположен магазин "Верный" и двор которого, как я считаю, изображен на трех картинах выше.
В. Масловка, д. №14.
Этот участок на В. Масловке (тогда Бутырсий пр.) Головин Вячеслав Николаевич приобрел в 1904 г. и вскоре открыл тут вышивальное заведение. Еще одно его вышивальное заведение располагалось в Марьиной роще (5-й пр., д. Плужникова). Накопив некоторый капитал Головин строит тут, на В. Масловке, в 1909 г. этот дом, сохранившийся до наших дней, и открывает уже тут фабрику шитья, тюля, кружева и отделки (
на 1917 г. - дом №76). В последние предреволюционные годы Головин В.Н. объединяется с неким Лебедевым и фабрика стала находиться в их совместной собственности.
При этом родной брат Вячеслава Николаевича - Дмитрий Николаевич Головин имеет отдельное вышивальное заведение, сначала в Марьиной роще, (
Шереметьевский пр., 20), а затем приобретает
собственный дом на Михайловской (сейчас Мишина) ул. и открывает уже вышивальное заведение здесь.
Фабрике Вячеслава Николаевича повезло больше, по воспоминаниям старожилов района эта фабрика работала тут примерно до перестройки. Одна из жительниц района вспоминала - "Я когда трамвай ждала, всегда наблюдала как тюль кружевная делалась".
В. Масловка, д. 14.
В. Масловка, д. 14
Я период, когда тут был вышивальный цех, уже не застала и первые две фотографии выше этого дома сделала, когда здание уже пустовало. А несколько лет назад тут открыли магазин "Верный", переделав перед этим оконные переплеты.
В. Масловка, д. 14. Угол Коленчатого пер. и В. Масловки.
В конце этого поста еще несколько картин разных художников с изображением В. Масловки.
Моссаковский П.А. Вечер. Верхняя Масловка. 1958 г.
С еще одной картиной художника Моссаковского все понятно, по словам старожилов района - длинное сине-голубое одноэтажное здание это бывший завод "штамповка", снесенный в 2002 году, а под ним протекала речка Жабенка. Пятиэтажка слева - ул. Мишина, дом №34 с1., построенный в 1957 г. Ниже представлено фото, где виден этот завод и дом.
Панорама строительство дома, ул. Мишина 22. Крупный план стройки. Фото 1983 г.
А вот с определением места двух следующих картин у меня возникли сложности, если угадали точное место, напишите.
Герасимов С.В. Вид из маст. на Масловке. 1940 е г.
На картине Лабаса, перед глазами женщины, стоящей на балконе дома №9 по В. Масловк, должен открываться вид в сторону Мирского пер. (
см.флто здесь), но я ничего не узнаю. Узнали место - напишите, что за дома изображены на дальнем плане.
Лабас А.А. Москва. Масловка. 1945 г.
Продолжение рассказа о В. Масловке в следующей части.
Вокруг Петр. парка. Верхняя Масловка. Четная сторона. Часть 7.
Другие достопримечательности.
Оглавление.