Триумфальная площадь. Часть 1.

Jun 30, 2019 10:19

                                          Триумфальная площадь. Часть 1.

Триумфальная площадь одна из самых известных площадей Москвы. За долгие годы своего существования она не раз меняла не только свое название, но и свой внешний облик. О том какие преобразования с ней происходили и о том как она могла бы выглядеть подробно и поговорим.
    Художник Чижов Борис Михайлович Площадь Маяковского.


Площадью она стала не сразу. В конце XVI века, когда при царе Фёдоре Иоанновиче были построены стены Земляного города, именуемого в  народе Скородомом за рекордное время его постройки (сейчас это Садовое кольцо), а на месте этой площади стояли Тверские ворота Земляного города, и только за ними начиналась Москва.
В XVII веке Тверская улица, к которой примыкает площадь, являлась парадной. По ней въезжали иностранные посольства, у Тверских ворот Земляного города их встречали бояре, войска, жители. Первые деревянные Триумфальные ворота (арки) появились в Москве еще при Петре I. Петр Сытин пишет - "В 1696 г. на Всехсвятской улице перед Большим Каменным мостом были построены первые в Москве деревянные Триумфальные ворота - для встречи Петра I с войском, возвращавшимся из победоносного Азовского похода".
  Еще три деревянные триумфальные арки в Москве были сооружены также при Петре I, когда он повелел устроить торжества по случаю Ништадтского мира.  Позже, в течение XVIII века, в честь военных побед или во время коронаций такие ворота, украшенные зеленью, полотнищами, картинами и скульптурами, ставились в разных частях города, в т.ч. и на этой площади.
    Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Земляного вала (1763 г., архитектор К.И.Бланк). Гравюра по рисунку М.И.Махаева.


Столкнувшись в Википедии с подписью под этой гравюрой - "Триумфальные ворота Екатерины II на Триумфальной площади (вид со стороны Тверской заставы)", засомневалась, т.к. на гравюре слева изображено высотное (по тем временам) здание, явно это могло быть церковное здание или его колокольня, но если это вид от Тверской заставы, то этот храм должен был  бы стоять на четной стороне Тверской-Ямской улицы, а там никаких храмов не стояло, а храм Василия Кесарийского (первый вариант этого каменного храма, простоявший до начала XIX в.) должен был быть изображен на гравюре с правой стороны. Тогда я предположила, что Махаев М.И., о котором в Википедии пишут, что он "точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью", изобразил эти Триумфальные ворота со стороны Земляного города и тогда слева видна колокольна храма Благовещения и все сошлось. Вот она представлена на фото ниже. За эти годы она несколько видоизменилась, но в целом очертания совпадают.
    Церковь Благовещения за Тверскими воротами (Белого города). Фото 1904 - 1910 гг. Вид в сторону Триумфальной площади.


Правда, судя по гравюре с рисунка Махаева, получается, что ворота эти он то ли зрительно приблизил, то ли они действительно стояли ближе к Благовещенскому переулку, а не на самой Триумфальной площади. На сайте здесь под этой же гравюрой имеется надпись "В XVIII веке в честь коронаций и прочих торжественных событий на Тверской улице устанавливались Триумфальные ворота, от них близлежащее пространство получило первое имя - площадь Триумфальных ворот...". Теперь стало понятно.
    Кстати, в просвете ворот Махаев, видимо, изобразил тот самый первый каменный храм Василия Кесарийского, который на самом деле вряд ли был виден с этого места.
    Смутило меня и то, что Петр Сытин в книге "Из истории московских улиц" в главе "Площадь Маяковского" пишет, что по крайней мере последняя арка стояла здесь, на Триумфальной площади. Вот цитата - "Последняя триумфальная арка была построена здесь в 1797 г. для въезда Павла I на коронацию и снесена в начале XIX в. В связи с постройкой триумфальных ворот было ликвидировано несколько дворов ямщиков, и образовалась площадь, на которой крестьяне продавали деревенские товары. Для обслуживания крестьян уже в 1736 г. у триумфальных ворот стояли "три кади квасные", а вскоре появились "фартина" и торговые бани, но они сгорели в 1773 г. и больше не восстанавливались.
    В 1799 г. площадь была почти сплошь застроена... После сноса вала и засыпки рва в начале 1820-х годов на месте прежней небольшой Триумфальной площади образовалась большая, в современных границах". ,
    Однако, дошедшее до нас изображение Триумфальных ворот 1797 г. для въезда Павла I на коронацию показывает, что они стояли на современной Пушкинской площади у храма Димитрия Солунского, см. здесь , а не на Триумфальной, но, возможно, как и для торжеств Петра I, таких арок было построено несколько, просто их изображение до нас не дошло.
    В 1829 - 1934 г. была построена по проекту архитектора Бове Триумфальная арка у Тверской заставы в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, после чего эта площадь получила название Старая Триумфальная площадь.
    Как выглядела эта площадь в конце XIX века можно видеть на фотографии, представленной ниже. До наших дней дожил только один дом - это трехэтажная гостиница в центре кадра. Подробнее о ней позже. В центре площади - водоразборный фонтан.
    Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1890 - 1899 г.


Кстати, рынок, о котором писал Сытин, находился тут еще и в начале XX века, т.ч. он прсуществовал тут около ста лет.
   Рынок на Старой Триумфальной площади. Фото 1909 г.


К знаковым событиям в истории страны торговцев изгоняли, а площадь по-прежнему украшали. Если и не триумфальными воротами, то красивыми постройками. Например, в 1896 г.  к коронации Николая II здесь по проекту знаменитого архитектора Шехтеля был возведен вот такой павильон.
    Беседка на площади Старых Триумфальных ворот, выстроенная к торжествам коронации Николая II. Фото 1896 г.
                     

А вот так выглядела площадь уже в советское время, в непростой год в истории страны.
    Площадь Маяковского. Первомайский детский базар. Фото 1937 г.


Свое повествование о Большой Садовой улице я закончила рассказом о гостинице "Пекин", шпиль которой служит доминантой как этой улицы, так и Триумфальной площади, но я не упомянула о единственном доме №29 - купца Гладышева Алексея Тимофеевича, ранее  стоявшего на ней. Этому зданию повезло больше других, он простоял до начала 70-х годов прошлого века (на фото ниже крайний справа). Я его прекрасно помню, т.к. не раз бывала в театре "Современник", который прежде располагался в этом доме, поэтому в моем сознании он уже ассоциируется не с Большой Садовой улицей, а с площадью Маяковского.
    Перспектива Большой Садовой. Фото 1952 - 1953 гг.


В конце XIX века за домом купца Щукина (на фото ниже это дом с мезонином), было еще два участка, первый из них (744\618) принадлежал Николаевой Марии Ивановне, жене коллежского асессора, этот участок выходил как на Б. Садовую, так и на Брестскую улицу, а второй угловой участок (743\619) - Ползиковой Наталье Николаевне, жене капитана. К сожалению, фотографий того времени не сохранилось.
    Дополнение. Уже после написания этого поста, мне удалось выяснить, что до Ползиковой участок этот принадлежал дворянам Хомяковым, вероятно они и построили этот дом. Кто такие Хомяковы см. здесь, а дополнение об этом здании см. тут.
    Большая Садовая улица. Фото 1936 г.


В начале XX века, в 1902 г., участок Николаевой приобретает купчиха Брасс Мария Александровна, ее муж торгует воском и восковыми свечами, а также растительным маслом. А угловой участок с домом 1860-х годов постройки у Ползиковой, в том же году,  приобретает купец Гладышев А.Т. и  окрывает в нем ресторан с превосходной кухней и винами лучших марок, работающий до четырёх часов утра. При ресторане  имеется буфет и отдельные кабинеты.
    До покупки этого участка Алексей Тимофеевич Гладышев владел двумя постоялыми дворами с трактирами при них, первый из них находился на Тверской-Ямской в д. Гуськовых, а второй на Старой Триумфальной площади в д. Брауна. (сейчас на месте этого дома вход на ст м. Маяковская).
    Тверская, угол Б. Садовой. Магазин В.М.Болдакова. Фото 1907 г.


Только через несколько лет, к 1907 г. Гладышев приобретает еще и участок Брасс М.А. и со стороны Брестской ул. пристраивает еще театральное помещение, в котором с 1910-х годов работал знаменитый театр-варьете "Альказар". Эта пристройка видна на фото ниже.
    Площадь Маяковского. Фото 1936 г.


В театре-варьете выступали: куплетист Сергей Сокольский, дуэт братьев-танцоров Орлики, танцевальный квартет Борри и др., а также т.н. "артисты оригинальных жанров".  Варьете "Альказар" просуществовало в этом здании по революции.
    В 1918 г. в этом помещении прошло несколько спектаклей Малого театра, в т.ч. и  спектакль "Бешеные деньги" по пьесе А. Н. Островского. Собственное здание Малого театра во время революции было разгромлено, а имущество расхищено.
    В том же году здание занял вновь созданный театр Пресненского района. Здесь 31 декабря 1919 г. проводился митинг-концерт трудящихся района в связи со встречей Нового года, около полуночи сюда приехали В. И. Ленин, Н. К. Крупская и М. И. Ульянова. В этом здании они побывали еще раз в том же составе в октябре 1922 года, когда здесь, уже размещалась Первая студия Московского Художественного театра, они посетили спектакль студии "Сверчок на печи" по инсценировке повести Ч. Диккенса. Позже Крупская вспоминала - "Уже после первого действия Ильич заскучал, стала бить по нервам мещанская сентиментальность Диккенса, а когда начался разговор старого игрушечника с его слепой дочерью, не выдержал Ильич, ушёл с середины действия".  Однако, сам факт посещения этого здания Лениным, видимо, и стало одной из главных причин, почему оно простояло так долго.
    Площадь Маяковского. Театр Сатиры. Фото 1935 - 1947 гг.


В 1925 - 1927 гг. в здании работал советский эстрадный театр под руководством конферансье А. А. Менделевича и пианиста Д. Я. Покрасса, который унаследовал  старое название "Альказар".  В числе выступавших на сцене эстрадного театра были артисты "Синей блузы", спектакли которых создавали известные советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Вот только некоторые имена - поэты Владимир Маяковский, Василий Лебедев-Кумач, Семён Кирсанов, кинорежиссёр Александр Роу, композиторы Михаил Блантер, Юрий Милютин, артисты Михаил Жаров, Борис Тенин, Владимир Зельдин, Михаил Гаркави и многие многие другие, а одним из идеологов "Синей блузы" был Осип Максимович Брик.
                           

Затем несколько десятилетий с 1927 по 1954 г. дом занимал театр Сатиры, подробнее о нем я напишу позже, когда буду писать о здании, в котором театр размещается сейчас.
    Театр Сатиры. Старое здание на Маяковке. Фото 1951 г.
                              

Театр Сатиры здесь сменил Московский театр эстрады, который тут открылся 5 июня 1954 г. Инициатором создания этого театра была группа артистов-единомышленников во главе с известным артистом эстрады Николаем Смирновым Сокольским. Постоянной труппы у театра не было, поэтому здесь выступали артисты набранные через Всеросийское гастрольно-концертное объединение, в т.ч. частым гостем в театре эстрады был Государственный эстрадный оркестр Леонида Утёсова. Тут театр проработал до 1961 г., до своего переезда в нынешнее помещение на Берсеньевской набережной.
     Последним театром в этих намоленных стенах был легендарный театр "Современник". Первоначально это была студия молодых актёров, выпускников школы-студии МХАТ под руководством О. Н. Ефремова, из которой впоследствии и вырос театр "Современник".
    Театр "Современник". Фото 1967 г..


Именно в бывшем здании "Альказара" театр пережил свои самые трудные времена. В конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, цензура запрещала всё больше спектаклей театра, а в 1970 году его главный режиссер Олег Ефремов получил приглашение возглавить МХАТ и после долгого периода раздумий он покинул "Современник". После ухода Ефремова руководство театром перешло к художественному совету. В 1971-м директором театра стал Олег Табаков. В 1972-м, после многочисленных собраний, труппа и сотрудники театра выбрали актрису Галину Волчек новым художественным руководителем. На момент её вступления на новый пост театр находился на грани закрытия, но все обошлось и в 1974 г. театр получил новое здание в бывшем кинотеатре "Колизей" на Чистопрудном бульваре, где работает и по сей день.
    А вот судьба дома Гладышева была не такой радужной, здание, приютившее в своих стенах не только множество театров, но и являвшееся свидетелем преобразования площади и множества событий происходивших на ней было безжалостно снесено в 1974 г.
    Он стоял, когда с площади в 1910-х годах изгнали торговцев и заложили на ней сквер, он устоял, когда снесли все соседние дома, стоявшие рядом с ним, и построили гостиницу "Пекин". Был свидетелем как на площади сначала установили памятник Радищеву, а позже, в 1935 г., переименовали площадь Старых Триумфальных ворот в площадь Маяковского,  а в 1958 г. установили памятник и самому Маяковскому и т.д., но обо всем этом мы подробнее поговорим уже в следующих постах.
    Площадь Маяковского (сейчас Триумфальная пл.). Фото 1958 г.


Т риумфальная площадь. Часть 2.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Сытин "Из истории московских улиц"; Федосюк "Москва в кольце Садовых"; Википедия и др.

старая Москва, Садовое кольцо, старые фото, Маяковская, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up