Люблю я это дело - читать не самые популярные на свете книги.
Вот сейчас перечитываю письма Чехова - том за томом.
И, страница за страницей, невольно сравниваю то, что пишет Чехов, с тем, что знаю о своей семье.
Чехов - ровесник моего деда по отцу. Странно звучит, но это так. Мой дед родился в 1861 году, за 101 год до моего появления на свет. Чехов
(
Read more... )
Comments 12
Я своего деда по маме не застала, он умер еще до моего рождения. И у нас очень мало в принципе рассказывали о том, как до революции жила семья. Но прямые спины, независимость и жизнь "поперек вот этого всего", по своим собственным - высочайшим - этическим правилам были, это я очень хорошо помню.
Одна из моих прапрабабок родилась в Сибири, в крепостном сословии. Ее отец был польским шляхтичем, за участие в восстании был лишен дворянского звания и состояния и сослан в Сибирь, в крепостные. Вольная пришла в 1861, как и ко всем. Но о Сибири в доме не говорили никогда. В вот о том, что "мы - шляхта", о гордости и достоинстве бабушки часто вспоминали.
Reply
В сущности, дело было не в разночинстве или дворянстве.
В чем-то ином. Пожалуй - в семейных правилах жизни. А они, как во все времена, были не столько сословные, сколько семейные.
Про дореволюционные времена многие старались молчать. Очень крепко молчали. Какие-то семейные истории мне рассказали уже в начале девяностых - когда поняли, что уже можно. Хорошо, что еще было, кому рассказать. Пусть даже иногда в пересказах.
Вашего прапрапрадеда, скорее, определили не в крепостные - почти наверняка в "государственные крестьяне". Преступникам, лишенным дворянства, давали именно этот статус. Он был довольно странный и допускал в будущем социальный рост. В первую очередь - в сторону купечества. Свободное, но очень ограниченное в правах сословие. Но продать государственного крестьянина было нельзя. Скорее всего, были дополнительные ограничения и на проживание где-то, кроме Сибири. В 1861 году, кроме отмены крепостного права, была большая амнистия с возвращением "прав состояния", включая право проживания в европейских губерниях. Последние ( ... )
Reply
Да, видимо, так это и было. Потому что прапрабабушка с мужем и сыном как раз вскоре после этого переехали в Москву и основательно развернулись именно по купеческой линии. Я безумно жалею, что все записи их сына - моего прадеда - были сожжены по понятным причинам с 37-м. Старшая бабушка знала больше, но она молчала как партизан, а в 1977 ее разбил инсульт. И после этого она уже ничего никому не могла рассказать.
А младшая бабушка родилась перед самой Мировой войной, историю семьи знала очень отрывочно, тем более, что она была еще слишком юной, когда ее родители умерли. Поэтому о существенной части семейной истории остается только догадываться.
А кто из вашей родни был декабристом? Может, у вас еще и с моим мужем пересечения есть? У него тоже в родне декабристы были.
Reply
Василий Львович Давыдов. Он был двоюродным братом прадеда моей прабабушки (она была урожденная Давыдова). Вернулся не он сам - немного не дожил, вернулись его дети (по манифесту 1856 года) с возвращением всех прав.
Reply
Интересно как! Мой дед по маме был из Ливенских мастеровых, из 8 детей, которые очень рано остались без родителей, но все выучились, выросли, хорошо устроились. В частности, дед, со своим минимальным образованием ( церковно- приходское и потом, каким-то чудом, техникум), делал самолетные моторы, бронь у него была такая, что он 7 раз ходил в военкомат - не отпустили.
При этом был человеком с большим чувством собственного достоинства и великой честности, прекрасно пел ( чуть в Большой театр не забрали - отказался). Ну и руки - золотые. Все на даче сделано им, до сих пор работает.
Reply
Любопытно, но как-то высокопарно.
Reply
Про жестокость отца А.П.Чехова много написано. А вот то, что он вырвался из крепостных и всем детям дал образование, - не знала.
Reply
Там был семейный рывок - дед и взрослые сыновья (отец и дядя Чехова) впряглись и выкупились.
Потом такой же рывок сделал отец Чехова - он и старшие сыновья. Воспроизвел, так сказать, семейный сценарий. В одиночку было, как я понимаю, не вытянуть - только аккумулировать силы и переть бригадой. И в ходе таких "боевых действий" (а альтернатива там была - только скатиться в низы общества) он явно действовал как капитан на корабле в шторм. Борьба за живучесть - штука страшная. Когда все поуспокоилось, когда ответственность за жизнеобеспечение семьи с него снялась - он стал обычным мирным стариком, жалевшим о своей былой жесткости.
Как-то я читала Домострой с точки зрения не возмущенного гуманиста, а с точки зрения житейской логики - и, в общем, это в чистом виде военно-полевой устав. Про выживание команды в агрессивном окружении, а не про жизнь в более или менее социальной защищенности. Там не про жестокость, а про жесткость и прагматизм (хотя при этом очень много внимания - к организации "деятельной доброты": как правильно помочь ( ... )
Reply
Подумалось: хорошо, что отец А.П.Чехова не дожил до революции. А то раскулачили бы.
Reply
Да и сам Чехов. Он по социальному статусу был просто относительно хорошо зарабатывающий интеллигентный работяга из среднего класса. Что бы с ним было - в революцию-то? Остался бы он жив? Скорее всего - пришлось бы уехать, все бросив. В никуда. И кем бы он там, в эмиграции, был? Может, конечно, диплом врача его бы и прокормил. Но, может, и к лучшему, что он не увидел ни баррикад на Пресне, ни "Кровавого воскресенья", ни событий 1917 года. А окажись он в Гражданскую в Крыму...
Reply
Leave a comment