Контрапункт в фолк-аккомпанементе

May 14, 2009 17:03

Идея контрапункта у меня родилась во время продолжительной игры в барах, когда фолк-солисты подолгу и нудно «пилят» в унисон избитые мелодии. Хотелось привнести в это какую-то свежесть. И я стал постепенно обрамлять мелодию своими мелодическими линиями на бузуки, пока не стал осознавать, что фолк-мелодию можно воспринимать как аккомпанемент к игре на бузуки и вести свою полноценную мелодическую линию с бурдоном, похожую на индийскую рагу. Итак, в этой идее заложена точка соприкосновения классической фуги, как венца академической композиторской мысли, и народного фольклора. Вообще для подобного подхода к аккомпанементу полезно послушать классические фуги, а также раги.

Контрапункт может развиваться по своим гармоническим законам, не связанным с мелодией, и даже в другом ладу (!). Но на первом этапе мы будем осваивать его разработку в контексте основных гармонических функций исходной мелодии. Для примера рассмотрим простейший случай: двухзначную систему, состоящую из тоники и верхнего вводного тона. Представим себе, что других звуков у нас на инструменте нет. Этими двумя ступенями можно описать все три основные гармонические функции. В качестве тоники исполняем, ясное дело, саму тонику. В качестве субдоминанты - опять-таки тонику. И в качестве доминанты - вводный тон. Теперь, учитывая это, пробуем исполнять эти звуки в каком-либо простом ритмическом модусе. Как учесть гармонические функции в этом случае? Тут уместно сказать об акцентирующей форме. То есть в тонике и субдоминанте мы задерживаемся больше на тоническом звуке, а в доминанте - на вводном. Аналогична картина и в трёхзначном звукоряде «тоника - вводный тон - медианта». Это тоже двухзначная система, где третья ступень, являющаяся медиантой в семизначной системе, будет нести также тоническую функцию. Соответственно с этим можно строить мелодический рисунок на этих трёх нотах. Таким образом можно дойти до пятой ступени и завершить построение базового пентахорда, в пределах которого обыгрывается исходная мелодия. Потом, если это нужно, можно сделать надстройку из тетрахорда, сконструировав тем самы семиступенный звукоряд. Можно, если угодно, выйти за пределы этого звукоряда, но это уже отдельная тема. На данном этапе важно научиться слышать и мелодически обыгрывать основные гармонические функции. Важно также пополнять свой музыкальный запас не только прослушиванием фолк-бузукистов и гитаристов, но и изучением классических фуг, раг, макамов и наигрышей. Тогда есть шанс получить какой-то интересный результат.

Продолжение, я надеюсь, последует.

Мой подход к аккомпанементу

Previous post Next post
Up