В помощь начинающему фолк-аккомпаниатору

May 13, 2009 18:49

Музыкальная ткань фолк-аккомпанемента, как и вся музыка, должна соответствовать трём условиям: соблюдать лад (и его отклонения), соблюдать ритм с его вариациями, соблюдать динамику (громче-тише и т.п.). Последний пункт почему-то зачастую игнорируется в фолк-среде.

Итак, перейдём к практике. Пусть звучит какая-то незнакомая нам мелодия. И нужно ей подыграть «на лету». Что обычно я делаю в таких случаях?
1. Определяю тонику - самый устойчивый звук. Как правило большинство фолк-мелодий начинается с тоники и заканчивается ей. Но бывают и исключения, которые я здесь не буду рассматривать. Ещё бывает, что мелодия начинается в одной тональности, а под конец переходит в параллельную, либо в одноимённую. Таким образом, тихонько перебирая звуки на грифе (преимущественно в открытой позиции), я нахожу тонику.
2. Теперь можно начать определять размер. Если он прост, то это быстро воспринимает опытное ухо (на худой конец можно похлопать ладонью по коленке). Бывают и сложные «кривые» размеры. Здесь для их анализа я применяю классическую индийскую систему сольфеджирования для табла.
3. Итак, у нас есть тоника и размер. Можно мысленно представить себе подходящий ритмический рисунок и начать играть его на одном тоническом звуке, используя акценты.
4. Очевидно, что к тоническому звуку можно подключить и октавный. Начнётся игра в разных октавах - фактура усложнится.
5. Ещё можно подключить пятую ступень (доминанту) - чистую квинту. В диатонических ладах (за исключением одного), да и в большинстве прочих она остаётся чистой.
6. Теперь я определяю сам лад. Здесь я рассматриваю лад, как арабский макам, состоящий из двух звукорядов: нижнего пентахорда (от нижней тоники до доминанты) и верхнего тетрахорда (от доминанты до верхней тоники). Здесь уместно сказать, что я пока рассматриваю 7-значную систему звукоряда. Итак, два эти звукоряда определяются на слух в соответствии с опытом музыканта. Знание лада даёт нам возможность путешествовать по грифу, играя контрапункт и используя бурдоны.
7. Чтобы играть контрапункт, нужно определить на слух, где в мелодии меняются основные гармонические функции: тоника, субдоминанта и доминанта. Как обыгрывать контрапунктом эти функции - об этом будет отдельный разговор.
Пока на сегодня всё.

Мой подход к аккомпанементу

Previous post Next post
Up