Слово о мензуре струнно-щипковых инструментов

Sep 03, 2006 19:18

Наверное, всем струнникам известна вечная проблема строя на инструментах с ладами (гитарах, мандолинах и пр.) Я имею ввиду несоответствие высоты звучания второй гармоники (флажолета на 12-м ладу инструмента) и самой струны, прижатой на 12-м ладу. Причём, если вы для одной-двух струн ещё как-то выставляете это соответствие, двигая подставку, то остальные подстроить оказывается нереально. Я не имею ввиду использование подстроечного механизма на электро- и бас-гитарах, где можно выставлять мензуру у каждой струны отдельно. Также по умолчанию я подразумеваю новые или почти новые струны, ещё не забитые грязью.


Итак, из рисунка 1 видно, что принажатии на струну на 12-м ладу происходит её натяжение. Поэтому, чтобы при этом тон не завышался, а совпал со второй гармоникой, мы немного увеличиваем расстояние B засчёт отодвигания подставки. В итоге A не равно B. К тому же чем толще струна, тем дальше надо отодвигать подставку. Поэтому зачастую на инструментах мы видим картину, изображённую на рисунке 2.


Подставка сильно наклонена (по сравнению с красной линией) в надежде настроить инструмент. Но здесь следует отметить важную деталь, о которой многие не знают. Ясно, что обычно в струнных щипковых используются металлические струны как с канителью (оплёткой), так и без неё. Естественно, что они и по-разному натягиваются при зажиме на 12-м ладу. Поэтому подставку конструктивно следует разбивать на две части: под толстые струны с канителью и под тонкие струны без неё. В качестве примера на рисунке 3 я привожу гитарную подставку, где без оплётки только 1-я и 2-я струны.


Я на опыте многократно проверял на различных инструментах действие этой закономерности, хотя о ней нигде не читал и не слышал.

музыкальные инструменты

Previous post Next post
Up