Feb 24, 2014 12:12
Олимпиада - важное мероприятие с точки зрения института Игры. Игра не только замещает и вытеснят собой Войну (главное не победа, а участие). Игра моделирует новые возможности человека. Около ста лет это происходило в основном линейным образом («быстрее, выше, сильнее»). Развитие информационных технологий существенно расширило непосредственную аудиторию соревнований до масштабов глобального, предъявив спрос и на их новые разновидности. Акцент делается на более зрелищные тандемы и эстафеты - на ситуации, где велика роль не только индивидуального. Стал меняться и состав участников: смена гражданства становится нормой, женщины пришли в «мужские» виды спорта, возраст участников перешагнул за 40 лет (в связи с чем прозвучавший в речи на закрытии призыв Президента МОК к молодежи встретиться на следующих играх в Корее оказался спичрайтерской ошибкой). Не за горой, я уверен, и объединение Олимпийский и Параолимпийских соревнований. В перспективе будет стираться грань и между зимними и летними видами спорта.
Так или иначе, Олимпиада это публичное пространство капитализации самого разного рода инвестиций. Это публичный процесс, внутри и вокруг которого создаётся новая стоимость. Появляются новые герои. Изменяют свою силу бренды. Становятся более прочными репутации. Давайте попробуем вместе оценить, кто, как и почему приобрёл символический капитал на XXII Зимних олимпийских играх в Сочи?
В первую очередь, это международное олимпийское движение. Допинговые и судейские скандалы сведены к минимуму, большинство команд выступило успешно, не подвели ветераны, показала себя молодёжь. Ставки снижаться не будут, партнёрства сужаться не будут. Трудно сказать, расширится ли география - выйдут ли Зимние игры за пределы Северного полушария (например, пройдут ли они в горах Южной Америки). Но очевидно что, «азиатские» игры 2018 года будут хорошим плацдармом для публичного позиционирования и спортивных элит и элит как таковых. В особенности, из динамично развивающихся стран Большой двадцатки. Соответственно, статус участника любого рода олимпийских форматов растёт повсеместно. Отдадим этому сектору заслуженную половину нашего олимпиарда.
А вот вторую половину сочинского олимпиарда мы по-русски поделим на троих. Конечно же, прежде всего, это Владимир Путин. И, конечно же, вместе с ним свыше ста миллионов искренних болельщиков по всей России и русскоязычному миру. Это то самое социологически важное лояльное власти большинство (равно как и лидер, абсолютно адекватный базовым жизненным запросам своего большинства). Проведение Олимпиады на юге страны стало веским и весомым доказательством пятнадцатилетней правоты курса на сохранение (без кавычек!) единой России (как географически, так и социально). Иногда представители позитивного большинства испытывали досаду от неисправимых в краткосрочном периоде падений и промахов наших спортсменов. Представителю такой группы (за исключением Президента и его команды) тяжело признавать, что по каким-то позициям спортивные конкуренты России в настоящий момент могут быть просто сильнее (не только голландцы в конькобежном спорте, но и финны в хоккее). Но нам везёт - и вовсе не потому, что иногда кто-то как и мы, просто случайно падает. Что-то в последние дни правильно щёлкнуло в психологическом настрое российских спортсменов. Они проявили то, что называется русский характер. А мы умеем прощать и на время вновь забывать о том, что при другом стечении обстоятельств, спровоцировало совсем другое ощущение от даже состоявшихся побед.
Другой коллективный претендент на треть от второй половины от олимпиарда это российские «западники», те, кого иногда ещё называют либералами. Это сторонники открытой России, открытого диалога, сотрудничества, прежде всего, со странами США и Европы. Именно на этом «фронте» существовала угроза бойкота Сочи, именно российским модернизаторам были наиболее созвучны базовые мотивы церемонии Открытия Сочинских игр.
Наконец, третий выгодоприобретатель - внешний. Это та часть мирового сообщества, которая с интересом отнеслась не только к спортивной части соревнований но и к опыту, которые связан с развитием новых территорий, строительством новых объектов. Это те, кто как доброжелательный турист или телезритель учтиво отнёсся к нашему стремлению показать всё самое лучшее. Это те, кому одинаково интересны показались и наши традиции и наши инновации, или же просто стремление быть ультра-современными по мировым меркам.
#Сочи2014