Готовясь к сегодняшней встрече в клубе, темой которой будет эволюция сознания и, в частности, тренировка мышления и воображения, я решил привести мысли по этому вопросу в порядок. Так родилось несколько тезисов и объединяющая их картинка, которую я привожу ниже.
В этом изображении - отражение моего взгляда на развитие сознания. Это взаимоперетекающий процесс, чередование восприятия и действия. Переходные стадии между ними - осмысление и противоречие.
Любое активное действие человека в мире начинается с мысленного образа. Но образ не возникает из ничего. Для этого человеку нужно воспринять какую-то информацию из-вне или из глубин себя. Получив эту информацию, человек ее интерпретирует, пытается осмыслить, сопоставить с уже имеющимся опытом.
После того, как в сознании будет модель, сочетающая в себе одновременно восприятие и опыт предыдущих действий, можно пытаться развернуть модель в пространстве.
Реализуя задуманное, мы неизбежно сталкиваемся с противоречиями ("Хотели как лучше, получилось как всегда"). Не все получается так идеально, как мы это представляли. И это связано, прежде всего, с ограниченностью нашего сознания. Мы не способны учесть все то многообразие факторов, с которыми сталкивается наша реализация во внешнем мире. Постепенно, проходя через противоречия, воспринимая новую информацию, осмысливая ее и реализуя, мы учимся все большей глубине, учитываем все больше факторов. Модель в нашем сознании все более усложняется и все больше соотносится с внешним миром.
Хочу сделать акцент на том, что одинаково важны обе части этого процесса. С одной стороны это восприятие и осмысление как основа для действия, а с другой - действие и противоречие как основа для восприятия. Выбор только одного из вариантов губителен. Если мы будем заниматься только восприятием и осмыслением, то рискуем слишком отделиться от мира, то есть либо скатимся в необъективность, либо настолько далеко уйдем вперед, что просто не сможем жить в несовершенном реальном мире. И, с другой стороны, замкнувшись только на действии (например, делая карьеру, затянув себя в быт) мы перестаем понимать смысл своих действий. А без осознания своего места в мире, глобального последствия своих действий, мы просто выполняем механическую работу, бессмысленно будоражим пространство.
Теперь я хочу немного подробнее рассмотреть каждый из этапов роста сознания. Начну с восприятия.
Этот этап очень важен, так как он закладывает основу для наших действий. Мне кажется, что восприятие больше связано с правым полушарием мозга - с иррациональной составляющей нашего сознания. Здесь мы получаем опыт соприкосновения с прекрасным, учимся взаимодействовать с пространством, слушать его и выбирать то, что по-настоящему ценно. Получив этот опыт прекрасного, у нас появляется желание перенести это в результаты нашего труда, работаем уже не только для результата, но и для эстетического удовольствия. Чтобы научиться восприятию, можно использовать некоторые практические методы. Во-первых, это естественный метод - противоречие. Столкнувшись с проблемой, выбившись из сил во время ее решения, мы отходим от нее, смотрим, слушаем, воспринимаем. Второй метод - непосредственное восприятие информации. Источники могут быть самыми разными: книги, кино, музыка, живопись, танец. Для того, чтобы восприятие было глубоким, необходимо настроиться на это восприятие. И иногда это бывает сложно. Мне кажется, здесь нужно некоторое усилие, чтобы "вывести себя на орбиту" восприятия, а дальше оно пойдет само собой. Так же, кстати, и с работой: нужно просто преодолеть первоначальный барьер, и дальше работа затягивает, мотивировать себя уже не нужно.
Третьим методом я назвал бы одиночество. Не могу рекомендовать его в "больших дозах", но иногда оказавшись в тишине, без постороннего внешнего шума, один на один с внутренним голосом, можно получить много важной информации для размышлений. Например, зимой мы с друзьями ходим на лыжах. Но иногда собраться вместе не получается, и тогда я иду один. И в такие моменты открывается много ценного во взглядах на себя, на мир. Еще одним примером могут быть путешествия. Путешествуя в одиночестве или приходя в новое место, человек не приносит свой устав в это место, а учится вслушиваться в пространство, пытается понять внутренние связи и гармонично встроиться в новое пространство. И это уже четвертый метод - нахождение в некотором пространстве с простроенными внутренними связями. Человек, попадая в это новое поле, быстро перенимает его ценности, культурный и социальный фон, постепенно подтягивается до среднего уровня. Мы это видим на примере детей: в процессе развития они постепенно выходят на общечеловеческий уровень. Точно так же воспринимать и поднимать себя на новый уровень можно в поле других, альтернативных пространств. Часто само нахождение в таком пространстве, с простроенными связями, с утвержденными ценностями, со своим особым режимом, избавляет от внутренних проблем, снимает противоречия, которые до этого казались неразрешимыми. К этому же методу (нахождению в коллективном пространстве) я бы отнес мозговые штурмы.
Следующим закономерным этапом в круге расширения сознания является осмысление. Нам обязательно нужно перевести наш опыт восприятия в ту форму, которая нам привычна, знакома, иначе опыт пройдет мимо нас, мы просто не осмыслим его. Это могут быть символы, образы, понятия. Здесь снова можно выделить методы, позволяющие сделать процесс осмысления более глубоким и эффективным. Ценным является диалог, обмен опытом. Но здесь важно помнить, что тот человек (или группа людей), с которым происходит обсуждение, должен обладать сопоставимой или большей глубиной. Иначе диалог выльется в непонимание, спор о терминах.
Еще один метод осмысления воспринятой информации - фиксация ценных зерен в удобной форме. Это могут быть тезисы, описывающие суть мысли (удобно для таких случаев иметь под рукой блокнот), карты интеллекта (Mind Map). Я думаю, что у каждого найдется свой способ упорядочивания воспринятой информации. Важно подчеркнуть, что это еще не воплощение воспринятой информации в реальном мире: создание музыкального произведения, картины, изобретения и т.п. Реальное воплощение - задача следующего этапа. На этапе же осмысления мы пытаемся просто как-то интерпретировать полученную информацию на основании предшествующего опыта, имеющихся знаний. И здесь же стоит привести еще один метод - аналогии. Воспринимая информацию из как можно более широкого круга источников, мы строим аналогии и постепенно повышаемся в иерархии абстракции, приходим ко все более базовым, общим понятиям. Почему так важно получение информации из широкого круга источников? Потому что чрезмерное зацикливание на чем-то одном сужает наше восприятие. Мы как будто погружаемся на дно колодца и видим все меньше вокруг, границы возможного для нас сужаются. Переключение на что-то новое требует затрат усилий, которых человек старается избежать. Поэтому иногда требуется волевое усилие, чтобы расширить для себя границы возможного.
От восприятия новой информации и ее осмысления человек переходит к активной фазе - ее воплощению или действию. На данном этапе у него уже есть образ желаемого, которое он хочет воплотить в материальном мире. Но, как правило, полностью перенести образ в реальный мир не получается. Я бы выделил две основные причины такой неудачи. Во-первых, может не быть инструмента, позволяющего в точности воплотить образ. Или иногда мастерство исполнителя не дотягивает до необходимого уровня. Во-вторых, созданный в сознании образ не был достаточно продуманным, не учитывал все факторы, и потому изначально не соответствовал реальности. В данном случае практика является хорошим средством выявления противоречий в самой исходной концепции.
Так или иначе, но после попытки воплощения своей идеи человек неизбежно сталкивается с противоречиями. Это, как я уже сказал выше, может быть несовершенство инструментов, нехватка мастерства или непроработанность самого образа. Действие и противоречие являются основой для нового круга - восприятия и осмысления. Это движение постоянно, циклично и неизбежно ведет к расширению сознания, к повышению уровня абстракции, проникновению во все более глубокие слои.
На каждом новом витке этой спирали человек приобретает все более адекватный, более проработанный, четкий образ, И в какой-то степени это можно назвать приближением к абсолютной целесообразности, синтезу, срединным путем. Создаваемый образ становится все более продуманным, выстраиваются взаимосвязи, учитываются многие факторы. Этот образ структурирует человека изнутри. Находясь в поле этого образа, человек строит свою деятельность в соответствии с этим прекрасным, объемлющим и целостным образом. И в каком-то отношении уже можно говорить о мыслетворчестве, о позитивном влиянии на окружающий мир.
В этом небольшом размышлении я говорил о расширении сознания для отдельного человека. Но что нужно сделать, чтобы этот процесс стал массовым в масштабах человечества?
Здесь я вижу один ценный метод, по своей сути похожий на образование кристаллов. Для образования кристаллов нужны два условия: наличие насыщенного раствора и зерно, вокруг которого начнется кристаллизация. Насыщенное поле создается как подпространство из наиболее готовых людей. Пространство должно быть защищено от влияния других растворов и должно насыщаться за счет поступления и осмысления новой информации. И так же важно зерно кристаллизации - это может быть лидер - человек с сильным полем, который послужит центром общей кристаллизации, или некоторая, разделяемая всеми идея. Однажды начавшись, кристаллизация начнет принимать лавинообразный характер, все более ускоряясь и вовлекая все больше частиц.
Опыт нахождения в сильном позитивном поле важен человеку не только как источник сил, но и как источник веры в возможность другого устройства. И если человек может лишиться непосредственного влияния этого поля, то расширенное сознание и осознание потенциальной возможности останутся с ним навсегда.