Белорусский колониализм в Венесуэле.

Jul 31, 2012 14:53

Юрий Шевцов: "Парадоксальная риторика используется венесуэльской оппозицией относительно Беларуси. Лукашенко называют колонизатором, человеком, который выкачал из Венесуэлы уже как минимум $3 млрд. и собирается выкачать еще больше. Мы, значит, являемся успешным колонизатором, против которого проамериканская венесуэльская оппозиция ведет национально-освободительную антиколониальную борьбу".


Из интервью Белгазете Юрия ШЕВЦОВА:

- Беларусь - Венесуэла

Почти закончено строительство агрогородка в Венесуэле. Во время визита А.Лукашенко подписал соглашение о строительстве еще четырех агрогородков. Это строительство всего «колхоза» под ключ: около 500 домов, производственные объекты, инфраструктура всех типов. Выглядит, конечно, парадоксально и с культурологической точки зрения захватывающе: Беларусь экспортирует целый тип населенного пункта с производством. По сути, экспортируется образ жизни, сложившаяся в Беларуси социальная форма. Редчайший случай в мировой практике. Мало кому удается создать оригинальную социальную форму, приемлемую для экспорта в другие страны. Это примерно столь же оригинально, как чайна-таун или «итальянский квартал». Очень любопытный феномен.

То, что было заявлено по сборочным заводам, тоже сделано. (МТЗ - 10 тыс. тракторов, в переспективе - 30 тыс. МАЗ - 500 машин, в дальнейшем до 5 тыс). Кроме того, Беларусь строит там очень крупные объемы жилья.
Кстати, тоже любопытно с культурологической точки зрения: белорусские индустриальные объекты и строящиеся микрорайоны в некоторых случаях сконцентрированы в одном месте. Если они будут развиваться, как предполагается, то мы получим в Венесуэле феномен уже белорусского индустриального города на чужой территории с привычными нам объектами социальной инфраструктуры, типом застройки и образом жизни. Экспорт образа жизни - привилегия обычно очень развитых культур. Как ни странно, Беларусь, этим занялась в Венесуэле вполне успешно. Кстати, парадоксально, но наши интеллектуалы в запарке борьбы с Режимом этот удивительный момент проморгали. Между тем в восточной Европе кроме Беларуси ни одна страна образ жизни не экспортирует, все потребляют в этом смысле чужие образы и социальные модели.

- Тема венесуэльской нефти

Идет добыча «белорусской» нефти, и объемы этой добычи увеличиваются. В этом году должны выйти на полтора миллиона тон нефти в год. В принципе, плановая задача была объявлена несколько лет тому назад: постепенно выйти на 10 млн. тонн нефти в год. Пока в этом плане все идет нормально. Даже газ, по-моему, уже добывается.
Что касается поставок венесуэльской нефти в Беларусь, в тот момент, когда нефть сюда шла, она себя оправдывала. У Беларуси тогда не было нынешних соглашений с Россией, которые сделали получение российской нефти выгодным, и в той ситуации венесуэльская нефть была спасительна, а проект в целом - очень успешным. По сути, именно он заставил Россию пойти на снятие таможенных пошлин на нефть в Беларуси.
Причем я не слышал, чтобы кто-то отменял контракт по получению венесуэльской нефти Беларусью по 10 млн. тонн в год в течение 3 лет. Журналистам стоит провести расследование - будет любопытно, если эта нефть просто поставляется на другие рынки.

- Что полезного в Кубе, Эквадоре?

У этих стран - Кубы, Эквадора, Никарагуа, Боливии - есть свои интересные темы. Скажем, на Кубе имеется очень много старой советской техники - тракторов, автомобилей и всего, что только возможно. Также там имеется большое количество людей, которые привыкли работать на этой технике, знают русский язык и благожелательно относятся к странам бывшего СССР. Это, в принципе, хороший стартовый капитал, чтобы попробовать войти в эту 10-миллионную страну и закрепиться там с какими-то своими поставками.
В Эквадоре есть нефть, нефтеперерабатывающее производство, и там также существует перспектива взаимодействия - не столько по добыче нефти, сколько по нефтепереработке. О возможности добычи Беларусью газа в Боливии переговоры велись несколько лет тому назад.
В целом, Латинская Америка является очень перспективным потребителем многих видов белорусской продукции. В частности, продовольствия - многие страны Латинской Америки не обладают продовольственной безопасностью, даже Венесуэла, если не ошибаюсь, около 80% продуктов ввозит.
В Венесуэле Беларусь уже переходит к огромным масштабам жилищного строительства - Лукашенко в Каракасе заявил об ориентире на строительство жилья в течение следующих 5 лет. Если это будет реализовано в Венесуэле, то речь может идти о строительстве современных жилых микрорайонов и в других странах этого региона.

- Если Уго Чавес уйдет, изменятся ли наши отношения с Венесуэлой?

Вообще-то у Беларуси очень правильно выстроена стратегия вхождения в Венесуэлу. Мы входим в их стратегические программы развития, жизненно важные для них, а не просто поставляем туда продовольствие или технику. Если, предположим, Чавес отойдет от политики или умрет, то там возникнет внутренний вопрос, как Венесуэле развиваться дальше - продолжать ли линию Чавеса или возвращаться назад к полуколониальному варианту развития. Скорей всего, влияние сторонников перекачки ресурсов из нефтяного сектора в индустриальный и в социальные программы в Венесуэле будет велико даже без Чавеса. А поскольку Беларусь вошла именно в общенациональные программы модернизации и индустриализации, есть вероятность, что мы в них и останемся.

- Играет ли роль в этой череде визитов идеологическая близость?

- Я бы сказал, эта роль не очень значительна. Беларусь, в отличие от Венесуэлы или ее стран-союзниц, не строит социализм. У нас социальное государство, но определение «социальное» понимается примерно как в Швеции: скажем, как набор определенных услуг со стороны государства в пользу основной части населения и поддержание относительно низкого уровня социального расслоения. Тем не менее, мы не выдвигаем социалистическую доктрину, как Венесуэла. Конечно, такая социально-демократическая модель в определенной степени сближает, но это не идеологическое единство.
Важный момент также: советская ностальгия, которая у нас сохраняется во многом в идеологии и культуре, помогает белорусам и венесуэльцам легче понимать друг друга. Венесуэльцы, бывает, говорят в частных беседах: «Когда мы встречаемся с представителями других постсоветских государств, мы видим, что это теперь, после распада СССР, те же самые колониалисты и империалисты по мышлению, что и хорошо знакомые нам американцы. А вы - люди другого склада». Но и это - не глубокая идеологическая близость. Просто между Беларусью и Венесуэлой есть некоторые точки соприкосновения в ценностях.

- Почему параллельно с такими визитами в белорусской прессе нагнетается антиамериканская риторика?

- Отношения Беларуси и США испорчены по причинам, не имеющим никакого отношения к Венесуэле.
Кстати, парадоксальная риторика используется венесуэльской оппозицией относительно Беларуси. Лукашенко называют колонизатором, человеком, который выкачал из Венесуэлы уже как минимум $3 млрд. и собирается выкачать еще больше. Мы, значит, являемся успешным колонизатором, против которого проамериканская венесуэльская оппозиция ведет национально-освободительную антиколониальную борьбу.

Оппозиция…

К нашей оппозиции я вообще отношусь скептически. Она сама по себе не способна ни к переворотам и революциям, ни к эффективным предвыборным кампаниям. Это сообщество диссидентов, часто людей из мира богемы... Как их ни учи совершать перевороты, будь то на примере Латинской Америки, будь то на каком-нибудь ином примере, переворота в Беларуси они не совершат.

Полностью здесь: guralyuk в Мое интервью "Белгазете" по итогам визита Л. в Латинскую Америку: "Богема проморгала этот феномен"

Беларусь, экономика, Венесуэла, геополитика

Previous post Next post
Up