Комплименты слева.

Jan 13, 2015 15:23

 Вчера я сообщал о встрече Александра Лукашенко с профессором Рэдфордского университета (книги).
А сегодня Григорий Иоффе подробно рассказал об этой встрече корреспонденту БЕЛТА.Григорий Иоффе: Мы также бегло обсудили возможный визит группы аналитиков из США. Конечно же, организация этого визита находится не в моих руках, но этот вопрос был также поднят



Интервью публициста и профессора Рэдфордского университета Григория Иоффе опубликовано сегодня под заголовком:
Масштаб Лукашенко как политика выходит даже за пределы возглавляемого государства.

- какие вопросы обсуждались во время дискуссии с белорусским лидером?


- Встреча продлилась почти час. Александр Григорьевич поприветствовал меня очень тепло, так как помнит о тех часах, которые мы провели три года назад во время интервью.
Нынешняя беседа была достаточно непринужденная, основных тем было две. Первая - события и кризис в Украине и чего следует ожидать, вторая тема касалась вынужденных экономических изменений и изменений внешнеэкономических связей в связи с непростым экономическим положением в России. Мы также бегло обсудили возможный визит группы аналитиков из США. Конечно же, организация этого визита находится не в моих руках, но этот вопрос был также поднят. Кстати, впервые я предстал перед главой белорусского государства в декабре 2010 года, тогда я как раз был в составе группы из восьми представителей ведущих аналитических центров США.

- На встрече с вами Президент отметил, что Беларуси для оценки ситуации событий в Восточной Европе важен взгляд объективного, заинтересованного и вместе с тем непредвзятого эксперта со стороны. Поделитесь вашим экспертным мнением по тем проблемным вопросам, которые вы обсудили с главой государства.

- Я не могу сказать, что выработал какую-то четкую точку зрения, тем более что члены различных русскоязычных групп, которые живут в разных странах мира, в том числе и в Америке, имеют противоречия по этому вопросу. Теперь между людьми, которые еще вчера дружили, возникают линии раскола в связи с этими событиями, потому что кто-то из них на одной стороне, кто-то - на другой, ну а кто-то, в том числе и я, пытается иметь сбалансированную точку зрения, кстати, таких очень мало.

То, что происходит сейчас в Украине, - это бедственное положение, которое я никогда бы не спрогнозировал, и его надо обязательно решать в самое ближайшее время. Безусловно, в конфликте присутствует борьба за какие-то сферы влияния. Но мне кажется, что проблема еще и в том, что Украина в отличие от Беларуси не состоялась как государство, чья правящая элита озабочена национальным интересом. Эта страна раздираема олигархическими интересами, и это в значительной мере усугубило культурный раскол, который давно имел место в украинском обществе и который выражался на всех электоральных картах. Однако этот раскол не должен был выражаться в братоубийственной войне. Это трагическая ситуация.

В Беларуси же нет олигархических групп, которые раздирали бы ее на части, в результате того, что в стране есть достаточно консолидированная политическая элита. Этой элите и действующему от ее лица Президенту Беларуси удалось сохранить нормальные отношения со сторонами конфликта. Благодаря этому Минск стал площадкой для единственных пока результативных переговоров. Хотя на них и не были представлены основные действующие лица, тем не менее, они привели к резкому снижению интенсивности военных действий, к чему пока не привел так называемый нормандский формат. Таким образом, минский формат до сих пор оказывается единственным форматом переговоров, которые дали хотя бы промежуточный результат. Поэтому можно лишь положительно оценивать эту миротворческую роль, взятую на себя Беларусью, хотя Президент всячески отказывается от миротворческих инициатив, которые на самом деле принадлежат ему. Благодаря положению, которое имеет Беларусь по уровню и качеству жизни, сохранению нормальных отношений, как с Украиной, так и с Россией, Минск стал настоящей площадкой для переговоров.

- Обычно заинтересованность той или иной страной можно объяснить какими-либо событиями. Вы занялись изучением и исследованием Беларуси, чем вам приглянулась наша страна?

- В данном случае это сочетание двух обстоятельств. Главное из них то, что часть моих корней белорусские: моя мама и бабушка родились в Мозыре, а дедушка - в Петрикове, несколько поколений моих предков жили в белорусском Полесье.
Я не занимался Беларусью профессионально до 2001-2002 года, но в тот момент меня стала тяготить та академическая тема, которой я занимался на протяжении почти 25 лет, и я искал, куда направить свои стопы. Тогда случайно я прочитал несколько англоязычных публикаций о Беларуси, которые поразили меня странными сочетаниями, а именно ясностью политических событий, с одной стороны, и очевидным незнанием базовых фактов - с другой. Будучи профессиональным экономико-географом, полагаясь на опыт своих приездов в Беларусь, мне показалось, что я лучше знаю какие-то базовые факты. В результате я решил написать статью под названием "Понимание Беларуси", но когда я приступил к ее написанию, понял, что не сумею все мысли вместить в один материал. И получился триптих - статья из трех частей под общим названием. Первая часть была посвящена языковой ситуации в Беларуси, вторая - идентичности или самосознанию, а третья - экономике и политике страны. Один британский журнал опубликовал все три статьи.

- А почему вы решили написать книгу об Александре Лукашенко?

- Масштаб Александра Григорьевича Лукашенко как политика выходит даже за пределы того государства, которое он возглавляет. Некоторые говорят, что он является единственным политиком в стране, возможно, такая точка зрения в какой-то степени имеет право на жизнь. Поэтому заниматься Беларусью и упустить из вида Лукашенко - это совершенно исключено.

К тому же есть иррациональные причины, по которым мы переоцениваем, недооцениваем или же адекватно оцениваем тех или иных политических лидеров. Например, в одной из последних статей доктора политических наук из Оксфорда Владимира Пастухова "Путин нефартовый" написано, что от этого Президента все время ожидают чего-то значительного, причем как доброжелатели, так и недруги. Это завышенные ожидания. Автор пишет, что Россия на протяжении 15 лет жила в условиях совершенно уникальной экономической конъюнктуры, цены на нефть были очень высокие, в связи с этим Владимир Владимирович Путин не управлял в ежедневном режиме, а перераспределял природную ренту. И только сейчас в условиях, когда цена на нефть обрушилась, глава российского государства как руководитель будет подвергнут настоящему тесту.

Что касается Александра Григорьевича Лукашенко, то, во-первых, он явно недооценен мировым сообществом пишущих о политике. Во-вторых, Россия - одна из самых богатых на ресурсы стран мира, Беларусь же территориально гораздо меньше и бедна на ресурсы, за исключением калийного сырья, весь цикл производства которого контролируется Беларусью. Все остальное, что имеет страна, - результат труда и ума людей, а не Богом данные природные ресурсы. Таким образом, в отличие от лидера соседней страны, который генерирует повышенное ожидание, Александр Григорьевич управляет Беларусью в ежедневном режиме и занимается геополитическим маневрированием не потому, что он такой хитрый, а потому что это жизненная необходимость для страны.

Поэтому и появилась необходимость набросать более адекватный или сбалансированный образ этого политического лидера, на которого навешено несколько клише. И мне кажется, что действительность намного многообразнее этих клише, существует разрыв между ними и реальной жизнью, и это совершенно не связано с тем, как кто-то оцениваете его фигуру, как положительную или отрицательную, а связано с его реальной деятельностью, которая не может быть сведена к этим клише.

- Так ваша книга направлена на то, чтобы избавляться от клише в отношении Беларуси и ее лидера?

- Она направлена на то, чтобы эти клише потеснить, об этом говорится и в введении к книге. Там говорится и о том, что в других изданиях о Беларуси наблюдаются определенные несоответствия. Речь идет о двух книгах, одна из них написана бывшим британским послом в Беларуси Брайаном Беннетом, вторая - британским исследователем Эндрю Уилсоном. Мне же захотелось показать, что не только политик воздействует на общество, которое он возглавляет, но и общество формирует политика, поэтому у книги есть подзаголовок "Беларусь в культурном и геополитическом контексте", и он не менее важен, чем сам заголовок.

Эта книга не полностью о белорусском лидере. Первые главы посвящены экономике, белорусскому обществу и отношениям с Западом, с четвертой же главы фигура Президента Беларуси встает в полный рост. Далее в книге идут выдержки из интервью, 12 рефренов, кстати, далеко не со всеми из них я солидарен. Это отнюдь не гимн белорусскому лидеру и не стремление изобразить его как ангела во плоти, это было бы довольно странно, ведь Александр Лукашенко достаточно искренен и ему этого не надо, он живой и естественный и в этом вся суть. Далее следует приложение, оно занимает четверть книги, а также транскрипты интервью. И те, кто прочтет эти транскрипты, смогут составить о белорусском лидере собственное мнение и представление, ведь таким образом я не просто излагаю свою оценку, а предоставляю первичные данные.

- В названии вашей книги есть слово reassessing (Григорий Иоффе презентует свою вторую книгу о Беларуси под названием "Reassessing Lukashenka", что в переводе на русский означает переоценка Лукашенко), а в чем должна заключаться эта переоценка? И вообще считаете ли вы возможным переоценку со стороны Запада взглядов на Александра Лукашенко и Беларусь, учитывая независимую политику страны и ориентацию на евразийскую интеграцию, в том числе на сотрудничество с Россией?

- Не думаю, что эта книга произведет революцию в умах, таких вещей не бывает. Вполне возможно, что те, кто интересуются Беларусью и Восточной Европой, прочтут ее и их впечатление от книги совпадет с другими основаниями для изменения оценок, тогда что-то поменяется. Тем более мы уже наблюдаем определенное движение в этом направлении. Резко активизировались контакты Беларуси с Европейским союзом по всем линиям, активизировались контакты на разных уровнях и с США. Например, я присутствовал на Белорусско-американском инвестиционном форуме, который прошел в Нью-Йорке 22 сентября прошлого года, и там выступал официальный представитель Государственного департамента США. Осуществляется обмен делегациями, а в консульской службе американского посольства в Минске добавился один сотрудник. То есть происходят миротворческие подвижки, эмиссия осознания того, что Беларусь на самом деле более открытое государство, чем это вытекало из клише о последней диктатуре Европы. И открыта она не только потому, что продает около 70% того, что производит. Это страна, где есть Парк высоких технологий, компания Wargaming, разработан Viber, а Минск характеризуется как эффективно работающий метрополис.

- О главе нашего государства говорят многое, его называют как миротворцем в украинском конфликте, так и последним диктатором. Вам неоднократно довелось пообщаться с Александром Лукашенко, какое мнение о белорусском лидере сложилось лично у вас?

- Сказать, что это яркая личность, это ничего не сказать. Правы те, кто говорит, что он - сгусток энергии, так как Александр Григорьевич излучает энергию, он невероятно динамичен, гибок и обучаем, пытлив и в хорошем смысле непотопляем, то есть даже в условиях кризиса и крайне негативной реакции он сохраняет самообладание. Этот человек сделал себя сам, и это видно, и в этом смысле он достоин огромного уважения, ведь никто из серебряной ложечки его не кормил.

- Книга в настоящее время издана на английском языке, значит ли это, что она не рассчитана на массового белорусского читателя? Или же планируется ее перевод на белорусский или русский?

- Да, она издана только на английском языке, к тому же она достаточно дорогая, ее стоимость $105. С такой ценой она, скорее всего, попадет в библиотеки, во многие университетские библиотеки, ну а что касается индивидуального покупателя, то не каждый приобретает книги по такой цене, тем более в век интернета, где можно скачать все.
Должен отметить, что писалась она специально для англоязычной аудитории, у которой несколько другое восприятие, поэтому я не уверен, что эту книгу следует переводить, тогда придется и переработать ее, а на это нужно время. Если кто-то выступит с инициативой перевести ее, я буду только признателен, самому мне это не под силу.

- Для вас это вторая книга о Беларуси, планируете ли продолжить данную работу?
- У меня пока нет планов. Но мне хотелось бы заниматься еще каким-нибудь проектом, связанным с Беларусью, и чтобы эта страна оставалась в центре моей научной работы.

Беларусь, Лукашенко, ложь и правда, Запад

Previous post Next post
Up