Возвращаясь к напечатанному о Биологе с Первого

Mar 12, 2011 17:07

Originally posted by antimonstrs at Возвращаясь к напечатанному Дмитрием Быковым о Биологе с Первого

Вот стал еще более актуальным замечательное эссе Дмитрия Быкова об Эрнсте - Кальтенбрунере Первого канала, штандартенфюрере $$.
Как человек с безусловными талантами психолога Быков с глубоким знанием своего дела "раскладывает" Эрнста по частям, а если точнее - по сериям.




Он спрашивает, что Эрнст, "собственно, сделал талантливого за последние десять лет"?   Почему "почти никто не обнаруживает признаков ума и вкуса в большинстве его проектов и смотреть Первый канал тоже мало кто из нас способен? Константин Эрнст - не только наиболее успешный, но и наименее, так сказать, определенно-личный, об Эрнсте можно сказать лишь, что этот человек на каждом этапе с наибольшей полнотой и старательностью выражает черты текущего момента. Все это  довольно бессодержательно, что и обеспечивает нашему герою место первого человека на Первом канале. Проблема в том, что Эрнст в какой-то момент оказался на совершенно другом пути, который, как ни парадоксально, был ближе к его основной профессии. Он биолог, генный инженер, кандидат наук. Экскурс в художественное (или документальное, или просветительское) творчество был для него скорее экспериментом над собой. А потом он вернулся к другим экспериментам, in vitro. Началась эра манипуляции - или, иначе говоря, продюсирования. Эрнст -  ставит свой грандиозный эксперимент над реальностью, ни на секунду не прекращая рефлексии; только рефлексия эта уже не артистическая, а именно что биологическая. Я даже думаю, что по итогам деятельности Эрнста в качестве продюсера Первого канала ему вполне можно присуждать докторскую степень по биологии, потому что вывести принципиально новую человеческую популяцию - не хухры-мухры. Такой взгляд на деятельность Эрнста снимает все противоречия.Эстетика Эрнста в самом деле скоро стала государственной - не то чтобы государство уловило это послание и оценило его, но просто Эрнст со своей феноменальной способностью быстро схватывать уловил носящиеся в воздухе тенденции.  Он пришел к бездуховности и кризису всех смыслов, а у нас их как не было, так и нет, - а стало быть, нет и кризиса. Следующий этап деятельности Константина Эрнста характеризовался уже не ироническим, а серьезным, истовым служением рейтингу: если продюсер хочет поспевать за эпохой… Забвение принципов стало залогом выживания. Нужно было обладать поистине гуттаперчевой гибкостью, феноменальным организаторским даром, чтобы удержаться на канале Березовского и Патаркацишвили - и не свалиться во время его превращения в канал Абрамовича, а затем в рупор государства.
Трудно допустить, что Эрнст сам способен просматривать передачи Первого канала без некоторого эстетического содрогания. Должно быть, и о собственной эволюции он думает без восторга.  Проделывать все это и сохранять самоуважение можно лишь при одном условии, - а именно в твердой уверенности, что ты ставишь глобальный эксперимент над существами другой породы.  Формируя принципиально нового потребителя, который уже не понимает, что такое пошлость, потому что не видит ничего другого, - биолог Эрнст выводит гомункулуса, востребованного отвердевающей российской государственностью. Себя он, понятно, мыслит отдельно".

Заканчивая свое эссе, Дмитрий Быков писал тогда:  " Неужели все дело только в деньгах? Но у Эрнста нет даже акций Первого канала; он постоянно подчеркивает свою скромную роль наемного менеджера. Власть? Но Эрнст сам признается, что не столько гоняет подчиненных, сколько эксплуатирует себя, ибо ему проще сделать самому, чем объяснить свои требования другому. Близость к Кремлю? Но Кремль отчетливо дал понять, что к представителям медиа всегда будет относиться лишь как к идеологической обслуге, и вся вилка - между уничтожением и снисходительным разрешением чирикать далее. Что же движет человеком, который по сто часов в неделю работает на деградацию отечественного социума, депрофессионализацию новостников и компрометацию собственной профессии? Перебрав все варианты, я могу предложить в качестве универсального объяснения лишь естественнонаучный интерес.
Биолог Эрнст занят не эстетической и не финансовой, а антропологической проблематикой. Он в самом деле пытается выяснить, в какой степени человек подвержен растлевающему влиянию стандарта. Насколько он способен в условиях ценностного вакуума этому стандарту противостоять. И каков резерв его внутренних сил в условиях предельной разобщенности, к которой мы пришли за десять лет идеологической болтанки.
Думаю, его выводы неутешительны".
Здесь полный текст эссе Дмитрия Быкова:   http://seance.ru/n/29-30/portret-konstantin-ernst/biolog



Не пил бы ты, Дима с Эрнстом - не писал бы про него.   А не писал бы - не вылетел бы с Пятого канала...
Я бы сказал, что Эрнсту, конечно же, деньги не нужны -- ему нужны ОГРОМНЫЕ деньги! И он их имеет -- за свое холуйство он получил от власть предержащих "карт бланш"  на любые свои антизаконные действия, на любые аморальные экзерсисы, на любые манипуляции людьми и их судьбами.
Получив от государства доверенность голосовать от имени государства на собраниях ООО "Первый телеканал" , он голосует за самого себя и свой бизнес на Первом.
Теперь мы знаем, за что государство платит ему!



Up