король Артур и Стальные Воины - 3

Aug 24, 2009 15:29

7. В поисках Ответа

Вскоре я понял, точнее - почувствовал всем существом, что Ответ, о поисках которого говорил Верк, не может сводиться к какой-то словесно-логической формулировке.
Ответом мощной силе гемармена, влекущей нас в пучину болезней и смерти, может стать только не менее могучая сила, способная ей противостоять.

- Да, - сказал Верк, когда я поделился своими выводами, - это именно так. Пробужденный Огонь Дракона и является такой Силой. Только важно помнить при этом, что Огонь Дракона может быть направлен как на выход из гемармена, так и на усиление этого зловещего водоворота. Направление Драконьей Силе мы задаем сами.
Если эта Сила у нас есть…


8. «Становление берсерка»

В середине прошлого века всемирно известный ученый Мирча Элиади опубликовал очень интересную для нашей темы работу - «Ритуалы и символы инициации». Особый интерес в этом смысле представляет 5 глава этой книги «Героические и шаманские инициации».
Обширные фрагменты этого текста, в переводе на русский язык, доступны сегодня в Интернете здесь:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eliade/Obrjad.php
Начало пятой главы посвящено, становлению, воспитанию и «разогреву» воинов-медведей - берсерков:

«… Боевое испытание обычно представляло собой отдельный бой, который строился таким образом, чтобы в инициируемом пробудилась "ярость берсерка". Здесь задействовалась не только воинская доблесть; обучение невоенным навыкам кандидаты проходили поодиночке. Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом магико-религиозного опыта, который радикально изменял сам способ существования человека.

Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился "разогретым" до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи. Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как "ярость"; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно - "гнев"), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев. Ж.Вендрие] и Мария-Луиза Сьёстедт] показали, что некоторые определения, употребляемые по отношению к Герою, в староирландском оказываются прямо связаны со значениями "страсть, возбуждение, набухание". Как пишет мисс Сьустедт, "Герой - человек в ярости, одержимый бурной и жгучей энергией…»
Стоит обратить внимание на два существенных момента:
- Одних только физических качеств и технических навыков для «становления берсерка» явно недостаточно. Необходимо радикальная трансформация «человеческой сущности».
- Для описания этой трансформации Элиади конструирует специальный термин «магико-религиозный опыт».
Некоторых современных читателей этот термин ставит в тупик. Ведь в супермаркетах теперешней цивилизации магия и религия продаются на разных полках.
Хотя не точнее ли назвать эти продукты в ярких упаковках обломками магии и религии, если мы говорим про сегодняшний день?!

(с) Алекс Грин, 2009

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Сила, кельты, титаны, скифы

Previous post Next post
Up