Послесталинское советское понимание коммунизма было до дикости материалистическим: оно всё сводилось к мечте о ХАЛЯВЕ. (
Здесь -- несколько (с учетом ссылок) отличных текстов на эту тему.) По этой причине коммунизм считался несбыточной утопией.
На самом деле, коммунизм легко представить себе осуществившимся; более того, большинство из нас значительную часть своей жизни проводят в коммунистических обществах!
Невозможно поверить? Между тем подсказка к пониманию этого лежит в затасканной набившей оскомину советской фразе "Семья -- ячейка общества". Это, конечно, верно, но семья сама по себе является обществом, и обществом коммунистическим, как бы бедно она ни жила!
Таким образом, коммунизм -- это не более чем превращение всего общества или даже всего человечества в семью, то есть в общество, в котором отношения между людьми основаны на взаимной любви и бескорыстии при полном отсутствии отношений борьбы, конкуренции и купли-продажи вещей и людей. Не вижу в этом ничего невозможного: если существуют семьи из двух, пяти, двенадцати, пятнадцати человек, почему бы не могла существовать семья из 150 миллионов человек, а то и нескольких миллиардов?
В этом нам подают поучительный пример
евреи, хотя, кажется, их национальная семья может существовать только по принципу "Большое видится на расстояньи" -- концентрация евреев в каждой точке пространства не должна превышать определенного порога.
Следует отметить, что приведенное понимание коммунизма как семьи никак не связано с марксизмом -- механистической теории, которой, кажется, было чуждо всё человеческое, и для которой двуногих тварей миллионы были одним лишь орудием.