May 08, 2017 13:18
Эта терминология -- "освобождение Европы от фашизма" -- была очень популярна и в советской пропаганде, и среди советских людей. Однако она, как мне кажется, весьма неадекватна и чересчур упрощающа.
Во-первых, хотела ли сама Европа освободиться от фашизма? Для нас -- советских людей -- фашизм является безусловным и инфернальным злом, но сама Европа -- и элиты, и народы Великобритании, Германии, Италии, Испании, Хорватии, Румынии, Болгарии, Прибалтики -- считали фашизм вполне желанным устройством общества. Конечно, маргинальные слои этих народов -- евреи, цыгане, гомосексуалисты -- страдали от фашизма, но подавляющее большинство дышало при нём полной грудью.
Впрочем, под "освобождением Европы от фашизма" обычно подразумевается освобождение европейских стран от германской оккупации, которая в советском сознании представляется как террор, голод, экономическая катастрофа. Но хотела ли, например, Франция, в которой не было ни террора, ни голода, ни даже дискомфорта, чтобы её освободил от германской оккупации Советский Союз? Вряд ли, потому что советское освобождение от германской оккупации привело бы если и не к советской оккупации, то к советскому доминированию, которое с течением времени стало весьма досаждать даже жителям стран Варшавского договора, да и самим гражданам СССР в такой степени, что многими германская оккупация стала считаться чуть ли не золотым веком. (Недавно попались на глаза чьи-то воспоминания о том, что в Одессе под румынской оккупацией во время ВОВ жилось лучше, чем накануне -- при Советской власти.)
В силу сказанного, неправильно рассчитывать на благодарность со стороны "освобожденных" народов, как и неправильно впадать в шок от их неблагодарности.
Давайте не будем кривить душой и отбросим ложный либеральный стыд по поводу вторжения Красной Армии в страны Европы и Азии в 1944-1945 годах: это вторжение было совершенно необходимо и для наказания, то есть, по существу, устрашения настоящих и потенциальных агрессоров, и для уничтожения их потенциала, и для обеспечения безопасности бесценной для всего человечества великой Советской державы. Считать же, что советские солдаты умирали ради спасения немецких девочек -- и глупо, и абсурдно. Такая идея плоха даже как пропагандистский ход в силу её явной фальши. Русский человек, приняв 200 граммов водки и расчувствовавшись, может в это поверить, а западный, кому эта пропаганда и адресована, лишь покрутит пальцем у виска: "It's crazy!"
Очевидно, сама эта идея "освобождения" несла в себе подспудный смысл сходства нашего советского мировоззрения с западным, пресловутой попытки втереться в дружную семью европейских народов в качестве равного и уважаемого члена, что, как показало время, было лишь очередной отрыжкой русского полоумного западничества, так никогда и не выросшего из коротких штанишек.
idiocy,
war,
nazism,
ussr,
propaganda,
europe,
fascism