Король Лир. Не претендуя на обобщение всех суждений, высказанных членами клуба, все же попытаюсь изложить некие идеи, которые привлекли мое внимание при обсуждение бессмертной трагедии Шекспира на девятом заседании общества. Идеи высказаны разными людьми, а синтез мой. В его качестве прошу никого не винить). Итак, что же делает трагедии Шекспира бессмертными?
А всякий, кто возьмет в руки эту книгу вне зависимости от наличия той или иной интеллектуальной оптики, понимает, что здесь что-то есть, что-то, что выходит за рамки трагедии и литературы вообще.
Король Лир - это не просто книжка, взял - прочитал... Это живое. После того, как читатель впустил в себя это мир, дальше ему придется жить с королем и его свитой до конца дней. Конечно, можно поселить их где-то на задворках и никогда с ним больше не видеться, но безумный старик король, верный слепец Глостер, благородный Кент и нежная Корделия теперь всегда будут рядом. И это уже не изменишь.
Кто-то может спросить, зачем они вообще нужны, эти ребята из эпохи до царя Гороха, которые, похоже, не смогли устроится в своей реальности? Чем они помогут мне сегодня? По-моему, ответ прост. Мир может рухнуть, а Д'Артаньяны никогда не предают. Литературные герои - это не просто персонажи, это жители того или иного духовного дома. Если он у человека есть, то человек может почти все, если его нет, то не может почти ничего.
Но недостаточно просто познакомиться с ними. Их нужно понять. Это мы и пытаемся сделать, вместе обсуждая эти замечательные книги на встречах Самарского литературного общества «Восхождение».
Пьеса начинается с монолога короля, в котором он сообщает о своем намерении удалиться от дел на покой, разделив между дочерьми королевство.
А мы вас посвятим
В заветные решенья наши глубже.
Подайте карту мне. Узнайте все:
Мы разделили край наш на три части.
Ярмо забот мы с наших дряхлых плеч
Хотим переложить на молодые
И доплестись до гроба налегке.
Сын Корнуэл наш, и ты, любимый столь же
Сын Альбани, сейчас мы огласим,
Что мы даем за дочерьми, чтоб ныне
Предупредить об этом всякий спор.
Король Французский и Бургундский герцог,
Два знатных соискателя руки
Меньшой из дочек, тоже ждут ответа.
И так как мы с себя слагаем власть,
Права на землю и правленье краем,
Скажите, дочери, мне, кто из вас
Нас любит больше, чтобы при разделе
Могли мы нашу щедрость проявить
В прямом согласьи с вашею заслугой.
Ты, Гонерилья, первой говори.
Эта завязка или, если говорить другими словами, первый камень, который покатившись с горы, спустя мгновение, увлечет за собой лавину Шекспировского сюжета. Лавина одних раздавит, а в других обнаружит настоящего живого человека. «Не все мы умрем, но все изменимся» можно сказать о героях словами Евангелиста. В этом центральная коллизия трагедии Шекспира.
Решение Лира ставит каждого из героев перед выбором своей судьбы и, в конечном итоге, перед вопросом - быть или не быть человеком, ведь хищным зверем, кажется, быть гораздо выгоднее.
С этой точки зрения участниками обсуждения были разобраны основные действующие лица пьесы и, особенно, король Лир. Что толкнуло его на поступок, ставший прологом к трагедии? Безмерная гордыня и самомнение, ослепление своей властью, которой не находится пределов? И даже пределов естественных, которые ставит одна душа другой в праве распоряжаться чувствами.
Король задает дочерям вопрос, который Христос перед Голгофой задает апостолу Петру. Любите ли вы меня? Но Иисус отправляется на крестную муку, а король собрался на персональную пенсию. Результат вопрошания оказался отчасти неожиданным. Старшие дочери подтвердили свои чувства (потом они поиздеваются на стариком вполне), а младшая и до того, любимая дочь, говорит, что любит отца, как велит долг, не выказывая при этом экзальтации, которой требует престарелый сумасброд. Младшая дочь лишена наследства и изгнана. Однако, главное здесь то, что в исходном состоянии Лира нет, а есть личина - клубок страстей, привычек и чего-то еще, под чем, то ли есть человек, который любит и может быть любим, то ли его там нет и не было. Впоследствии старшие дочери, оказавшиеся на поверку доминантными хищницами, создадут престарелому отцу условия для выявления его человеческой сущности. Она (сущность) окажется очень человечной, благородной и ранимой. К сожалению, полная верификация закончится тогда, когда почти все действующие лица умерли, что несколько умаляет практическую ценность результата.
Совершил ли Лир обмен своего королевского первородства на чечевичную похлебку персональной пенсии, что и стало спусковой пружиной трагедии? Или он просто слишком сильно любил своих дочерей, что сделало его слепым? Мнения участников обсуждения разошлись. Но итогом трагедии стало соединение короля со своей человеческой сущностью. Именно таким Король Лир останется жить в нашем духовном доме.