Свел воедино свои комментарии к посланию Самарского губернатора.
С 17 декабря, когда оно было прочитано, послание как следует отлежалось и готово к внимательному прочению. В прошлом году, послание губернатора на меня произвело впечатление, главным образом, отстутствием у Николая Ивановича антисоветской зашорености. Разбор на цитаты прошлого послания
здесь. Полный текст послания
здесьЦелью прочтения послания с карандашом в руках, как я сказал, является разбор на цитаты. А разбор на цитаты нужен для того, чтобы в течении года оперировать ими в дискуссиях. Ну, например, в прошлом послании Николай Иванович определил фундаментальную проблему породившую кризис - исчерпанность сложившейся модели развития. С чем нельзя не согласиться, кстати. Или вот: Два с лишним десятилетия мы в основном пользовались благами того огромного потенциала, который нам достался в наследство от советского периода,... И тоже, как бы, не в бровь, а в глаз.
Поэтому я с удовольствием приступаю к проработке послания 2014.
Против нашей страны введен режим санкций. Усложнилась ситуация на нефтяном и валютном рынках. Все это поставило нас в условия новой, более суровой реальности, требующей высочайшей ответственности и значительно большего напряжения сил.
Послание начинается с оценки новой реальности и мобилизационного призыва, по-моему, очень хорошо.
Как писал русский мыслитель Иван Ильин, настало время действий на основе "единого организованного воленаправления, связующего множество людей именно их отношением к общему делу, как к своему". Очень емкие слова - "в отношении к общему делу, как к своему". А мы 20-25 лет повторяли "богатый гражданин - богатая страна". Это не совсем так.
Прекрасный концептуальный посыл. Даже у антикоммуниста Ильина, при желании, можно найти вполне себе цитату, и особенно впечатлил комментарий - А мы 20-25 лет повторяли "богатый гражданин - богатая страна". Это не совсем так.
Кроме цитат, необходимых нам для определения генеральной линии, в тексте послания, разумеется, много интересных цифр и прочей конкретики. Что-то из сказанного так же необходимо взять на карандаш.
Относительно ОАО "Кузнецов"
Выигран важнейший конкурс на разработку и производство двигателей нового поколения для дальней авиации, и только на НИОКР заводу выделяется более 23 млрд рублей. Вы можете представить, что это за программа и сколько будет там работы.
Я себе представил, это приблизительно стоимость моста на остров Русский
впечатляет.
Насчет "Авиакора"
Благодаря прямой поддержке президента Российской Федерации у области появился реальный шанс возродить массовое производство самолетов. Для окончательного решения вопроса о размещении производства Ил-114 на "Авиакоре" нам предстоит решить ряд принципиальных вещей. В том числе вопрос возможного перехода завода в областную собственность.
Тренд на возвращение заводов, газет, пароходов в областную и, шире, в государственную собственность не может не радовать. Буду следить за сюжетом.
Читая следующий абзац послания, я, честно говоря, испытывал смешанные чувства:
Мы будем всем, чем можно, помогать нашим нефтяникам. Делать все, чтобы темпы добычи и переработки нефти и дальше росли, повышалась конкурентоспособность самарских месторождений. Но, к сожалению, у нас есть очень серьезные проблемы, которые препятствуют этому процессу. Область теряет миллиарды, а в будущем это выльется в десятки миллиардов потерь. И это из-за непомерных амбиций и алчности нескольких десятков человек, жителей области.
Как правило, это люди, занимающие немалые должности. Для примера, разница арендных платежей за землю, временно используемую для добычи нефти, которые платят нефтяники землепользователям в Самарской области и Татарстане, доходит до пяти тысяч раз. Если участок, условно, в 10 гектаров землепользователь в Татарстане отдает за 10 тыс. рублей аренды в год, то у нас некоторые с нефтяников за те же 10 гектаров требуют 50 млн рублей! Кто с нами в таких условиях будет работать? Мне уже не один раз говорили Игорь Иванович Сечин ("Роснефть"), Гани Гайсинович Гилаев ("Самаранефтегаз") и Вагит Юсуфович Алекперов ("Лукойл") говорил, когда подписывали соглашение, и Николай Михайлович Николаев ("Ритэк"), за который мы так боролись, чтобы он Самару сделал главной базой. Каждый из них мне не раз говорил: "Когда Вы наведете порядок? У вас там невозможно развиваться".
Первое лицо губернии, член политсовета ЕР и, вообще, лицо из высшей страты государственного управления, не может убедить "несколько десятков человек, жителей области" творить добро? - Не то чтобы не верю. Это очевидная странность, скажем так. Предлагаю обратить на неё внимание.
Далее в развитие производственной темы:
Только в ближайшие годы 2,5 тыс. новых, во всех смыслах этого слова, сотрудников необходимы ОАО "Кузнецов". Более тысячи молодых работников нужны РКЦ "Прогресс". По каждому из этих будущих специалистов должно быть четкое понимание - кто эти люди? На каком курсе, в каком классе, в какой школе и в каком регионе они учатся сейчас. А главное - каждого из них надо вести все эти годы от школьной парты до конструкторского бюро. Я хочу сказать, ничего подобного у нас пока нет. А у некоторых других регионов уже есть.
Насчет ОАО "Кузнецов" ничего сказать не могу, а вот насчет Прогресса планы по набору специалистов противоречат сегодняшней практике - на заводе планируются наоборот сокращения. Или это ход конем - негодных сократить, годных набрать? В общем, по этому абзацу есть некоторые сложности.
Дальше идет довольно большой кусок, где Николай Иванович критикует качество строительных работ с одной стороны и вспоминает как неплохо с этим было в СССР. Кусок заканчивается замечательной фразой:
Вот и люди из первого ряда, бывшие партийно-хозяйственные работники, это понимают и поддерживают.
Я тут, конечно, вспомнил анекдот рассказанный Сергеем Ервандовичем Кургиняном в газете "Завтра"
в одной из публикаций серии "Медведев и Развитие", приведу его полностью:
Я не могу сказать, что непрерывно посещаю разного рода интеллектуальные форумы. Но тем не менее я посещаю их достаточно регулярно. И делаю в блокноте заметки. Какое-то время я не структурировал эти заметки. А потом обнаружил в них некое универсальное начало. И стал внимательнее его изучать.
90 процентов высказываний самых разных людей (вновь подчеркиваю, что речь идет о разных научных аудиториях) строится по общему принципу: "Тра-та-та-та-та... Но, как мы все понимаем..."
"Тра-та-та-та-та" могут быть разными. Ну, например (я не шучу), "тра-та-та-та-та" #115 в моем блокноте: "У нас в отрасли сейчас средний возраст квалифицированных рабочих - 52 года, а в СССР был 32". Дальше "тра-та-та" заканчивается. И начинается вторая часть заклятия: "...Но, как все мы понимаем, нельзя возвращаться назад".
"Тра-та-та-та-та" #118: "У нас средний возраст макроэкономиста - 62 года. Мы теряет школу, которая была". А дальше - то же самое: "...Но, как все мы понимаем..."
И так до бесконечности: мол, было несравненно лучше, чем сейчас, но, как все мы понимаем, возвращаться в прошлое нельзя, потому что оно было чудовищным.
А почему это в него нельзя возвращаться, если было несравненно лучше? Ну, хорошо, все умные, а я идиот. И я не понимаю, почему, если было лучше, то нельзя вернуться. Но главное даже не это. ГЛАВНОЕ - КАК ЖЕ ПЛОХО СЕЙЧАС, ЕСЛИ ДАЖЕ ТОГДА БЫЛО НАМНОГО ЛУЧШЕ? А ЕСЛИ ТОГДА БЫЛО ТАК УЖАСНО, ЧТО ВОЗВРАЩАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ, ТО СЕЙЧАС-ТО ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Справедливости ради, нужно отметить, что в послании сокраментальной фразы - "но, как мы все понимаем, нельзя возвращаться назад", нет. Может быть, не в последнюю очередь, оно интересно именно этим.
О дорожном строительстве:
В наступающем году предстоит сделать серьезный шаг по решению дорожной проблемы в Самаре. Планируется беспрецедентная сумма - почти 5 млрд рублей (это почти в два раза больше, чем в этом году) на основные дороги города. Предстоит начать реконструкцию Московского шоссе от памятника Ил-2 до выезда из города с увеличением количества полос и с двумя многоуровневыми развязками на пересечении с проспектом Кирова и Ракитовским шоссе, а также построить современные подземные пешеходные переходы. Начнется ремонт Ново-Садовой с частичным ее расширением. Совместно с Газпромбанком предстоит начать работы по важнейшей для Самары магистрали "Центральная", хотя условия стали сложнее, но все равно нам надо начать.
О злоупотреблениях в дорожном строительстве:
У нас немало случаев, когда выигрывает тендер вообще не строительная организация. А потом нанимает из Саратовской, Астраханской области какую-то контору, которая начинает укладывать асфальт или другие работы делать. В этой конторе основная масса людей - гастарбайтеры. Отсюда и качество дорог, которые в итоге не принимаются. И эта цепочка, к сожалению, в какой-то мере до сих пор осталась. Я хочу сказать, чаще всего за этими случаями стоят люди, имеющие очень высокие должности. А времена сейчас настали другие.
Выделил место аналогичное абзацу про нефтянников и жадных жителей области с которыми нельзя справиться. И указание на другие времена. Действительно времена другие, и совсем скоро это станет совсем очевидно. Я хочу сказать что с людьми имеющими высокие должности и замыкающими на себе преступные цепочки, в условиях холодной войны нужно расставаться, иначе загремим, как говорится, под фанфары.
Когда-то раньше это называлось вредительством и очень строго каралось. И сейчас должны быть механизмы ответственности. И мы должны, Александр Петрович, я еще раз к Вам обращаюсь здесь, к руководителям городов, прежде всего Самары и Тольятти. Нам надо здесь все привести в порядок.
Вредительство оно и есть вредительство, хоть раньше хоть сейчас. Мое мнение.
Вот мне очень понравилось:
Либеральные подходы должны навсегда уйти из сферы лесного хозяйства. Александр Иванович Ларионов, разберитесь с лесным фондом. Надо пресечь незаконные рубки, уйти от позорных поборов и повысить объем платежей в бюджет на гектар лесных угодий, где мы снова значительно отстаем от соседей.
Не только из сферы лесного хозяйства, а еще из сферы:
-образования
-медицины
-ВПК
-Энергетики
-Транспорта
-Сельского хозяйства
-Нефтегазового комплекса
Но, в принципе, конечно, начать можно с лесного хозяйства, я не против.
Но еще раз: исходить надо не из того, что рынок - это что хочешь, то и твори.
А строгий учет и планирование, я бы добавил.
Насчет образования. Тема ЕГЭ затронута Николаем Ивановичем.
Нам нужно создать новые, дополнительные формы оценки качества обучения и связать это напрямую с дополнительной оплатой труда учителей. Привлечь к этой работе преподавателей вузов, работников Самарского института повышения квалификации работников образования, ведущих педагогов-предметников, которые наряду с ЕГЭ регулярно будут снимать "срез" качества знаний школьников по базовым предметам. Владимир Александрович (Пылев), мы с Вами говорили об этом. Время настало, когда мы должны к этому вернуться. И срочно совместно с творчески работающими педагогами определить, что, кроме ЕГЭ, постоянно приезжала на уроки в одну, другую школу компетентная комиссия и по итогам определила условный балл.
Логика говорит, что если с ЕГЭ все прекрасно, то зачем огород городить, если огород, тем не менее городится, то губительность ЕГЭ для образования, по-видимому, осознана руководством страны. О чем нам и говорит Николай Иванович. Не обязательно это так, конечно, просто я оптимист. У меня стакан наполовину полон.
Про Ваз, рукоплескаю.
И пора пересаживаться на машины вазовского производства, весь мир так делает. В течение первого квартала все органы исполнительной власти должны оценить свои расходы и внести предложения по их существенному сокращению с учетом ситуации в стране.
Правда, это теперь концерн Рено-Ниссан, рукоплескаю тенденции.
О расточителях и расхитителях
1)На содержание нашей губернской думы уходит почти в 2 раза больше денег, чем на Госсовет Республики Татарстан, и в 3 раза больше, чем на аналогичные расходы в Башкирии или Нижнем Новгороде.
А по расходам на мировых судей и на уполномоченного по правам человека мы вообще абсолютные лидеры в стране
Как раз, случайно, счетная палата проверила аппарат упономоченного, по её просьбе.
И нашла 20 млн. нецелевого расходования средств. 2)В этом году в суд передано вдвое больше уголовных дел по фактам коррупции, чем в 2012 году. И это плюс. Более того, есть уже реальные решения суда. Некоторые из них получили широкий общественный резонанс. Вадим Кужилин, причинивший Самаре ущерб на 95 млн рублей на сделках с ветхим и муниципальным жильем, получил срок 8 лет. Все его сообщники (четыре человека) тоже получили реальные сроки: от 2 до 5 с половиной лет лишения свободы. За взятку в полмиллиона 7,5 года в колонии строгого режима и штраф на 30 млн рублей получил бывший заместитель Куйбышевского транспортного прокурора Максим Литвин. На 7 млн рублей оштрафован сотрудник Госинспекции строительного надзора Вячеслав Курносенков за взятку 200 тыс. рублей. Я уже говорил о ворах и взяточниках в системе ЖКХ.
Но это лишь верхушка айсберга. Мы и дальше будем каленым железом выжигать это зло. Общество должно знать - неприкасаемых здесь нет и не будет.
Про Литвина писал
небольшую заметку. О коррупции, концептуально:
Я тоже работал в советское время. Это явление было в десятки тысяч раз на более низком уровне. И ссылаться на то, что это в культуре народа, что советская власть воспитала такие качества… Нет!
То есть, высокий уровень коррупции - порождение существующей общественно-экономической системы. В терминологии СВ - зоны Ч. Согласен, конечно.
Заключительную часть приведу полностью, там несколько посылов, но смысл один - необходима консолидация общества на основе русского культурного ядра.
Наше государство, наша страна на протяжении веков строились на идее "свободного единения людей, лишенного частного и группового эгоизма и принуждения", или, как раньше говорили, соборности. Это слова Константина Сергеевича Аксакова. Термин "соборность" не переводится на другие языки. Соборность нашей национальной идеи - это тот культурный генотип, благодаря которому Россия прошла через все испытания на протяжении всей своей тысячелетней истории. И сегодня эти ценности должны стать приоритетом образования, воспитания и информирования людей. И здесь чрезвычайно велика роль и ответственность СМИ, общественных организаций, конфессий, других институтов гражданского общества.
Мы должны сегодня пересмотреть свое отношение ко многим вещам. Я два года назад нашей прессе говорил: "Почему мы в Самарской области нашего президента, так уважаемого людьми (87% самарцев оценивают работу президента положительно), называем "Владимир Путин"? У нас же в России всегда было так: если тебя не уважают - у тебя прозвище; если тебя более или менее уважают - тебя называют по имени; если ты высокоуважаемый человек - тебя всегда называют по имени-отчеству. А мы по-прежнему подражаем чужой культуре. Я уверен, 70% населения этого не понимают и не одобряют.
Мы все должны понимать, в какое время и в какой ситуации живем. И нужно разбираться, на чью мельницу льем воду, кому мы подражаем.
Я уже говорил - мы все в одной лодке: хоть с рублем, хоть с миллиардом. Раскачав эту лодку, тонуть будем одинаково.
Осознание того, что мы в одной лодке - это первый и чрезвычайно важный шаг к консолидации. Согласитесь, это звучит совсем не так как знаменитое:
у кого нет миллиарда - могут идти в Ж... . Второй же важный шаг, из нашего культурного ядра на этот случай извлекаем пословицу - сытый голодному не товарищ, состоит в том, что тот кто с миллиардом должен взять на себя ответственность за того кто с рублем.