Развлекательная поездка по Сахаре должна была закончиться посещением соборной мечети в Кайруане. По некоторым причинам посещение не состоялось, я лишь прошёлся рядом по тесной улочке между полуразобранной стеной Медины и мечети. Жители Туниса, и в некоторой степени Магриба в целом, утверждают, что благодаря этому культовому заведению Кайруан занимает в мире ислама четвёртое место святых городов (после Мекки, Медины и Аль-Кудс). Я понимаю присутствие местнячкового патриотизма, но сильно заинтересовало с чего же это такое значение придаётся
Итак, Кайруан - «военный лагерь» или «караван», вероятно, что были
времена, когда караван-сарай и военная база были синонимами. Согласно историкам был первой столицей Туниса (ну согласно тем же историкам первой столицей был Карфаген, ну да ладно), а потом столица переехала в Махдию (и тут Махди, без них никак).
Смущает географическое положение Кайруана находится в доброй сотне километров от моря, а Тунис как известно, «ключевое место» или перекрёсток дорог, в первую очередь морских путей, так что его столица просто была обязана быть на побережье. Так что политическая, торговая и прочая столица там в Махдии и была (сегодня это один из второстепенных центров конурбации Сус-Монастир, экономической и культурной столицы современного Туниса) удобно расположенная в современной курортной зоне в отличии от Карфагена, который должен быть разрушен.
Ну а что же тогда Кайруан? А это и была военная база- отправная точка арабизации и исламизации Магриба (на тот момент это не было одно и то же, поясню: первое- цель, второе- средство). Кайруан запирал путь кочевникам берберам (варварам, разрушившим Карфаген) к побережью и позволил осуществить экспансию, целью которой был контроль над трнссахарской торговлей. Пустыня не была бесхозной: у торговых магистралей был хозяин, чьё затёрто имя, но мы можем догадаться кто это, по вероисповеданию различных Абакидая в Уганде, «Дома Израиля» в Гане, Игбо в Нигерии и многих прочих, россыпи еврейских колоний по всему африканскому побережью Средиземноморья (так бесцеремонно выдворенных из своих домов в современных Алжире и Ливии) и присутствию загадочных андалузцев, оставивших кучу следов кроме лингвистических.
покинутая деревня бербер, недалеко от Кайруана
Главной достопримечательностью Кайруана (а по некоторым мнениям и всего Магриба) является Соборная Мечеть, сыгравшая по мнению одного из основных идеологов истории современного Магрибы Мухаммеда Тальби «главную роль в исламизации всего мусульманского Запада, в том числе Испании, и распространении маликитства». То есть вот отсюда «пошла и есть земля Магрибская».
Очень часто называют мечетью Укбы, в честь инициатора её постройки вали (напомню независимый правитель) Ифрикии, то есть Африки Укба ибн Нафи
Пересказывать его биографию великого смысла не вижу, доступна в той же педивикии, отмечу только, что приходился он то ли кузеном. то ли племянником Амра ибн аль-Аса- известного так же как покорителя Египта.
Итак Укба основал военную базу для захвата Магриба и «распространения маликитства« очень интересно когда, я уже выдвигал предположение, что Малик ибн-Анас (основоположник маликитского масхаба) должен быть современником Мухаммеда Ковали, но в этой истории есть ещё одна фигура за которую можно зацепиться: об Амре упомянуть хотел ещё в главе про Мухаммеда Египетского, но всё как-то руки не доходили.
Я с большим удовольствием несколько лет назад прочитал роман Андрея Степаненко «Еретик» , с датировкой событий примерно согласен, но думаю, что роль покорителя очень преувеличена.
Моё мнение Амр очень хорошо умещается в начало 19 в. И был одним из полевых командиров, контролирующих Путь благовоний. Когда под давлением соседей, население Аравийского полуострова подняло так называемое восстание ваххабитов, он действительно воевал против Мухаммеда, только Ковали (даже если он на самом деле был Мохаммед Каджар), ну не непосредственно против него, больше против его «сыновей» Тусуна и Ибрагима. Затем уверовал и принял сторону Мухаммеда и перешёл к нему, на правах того же полевого командира (сотника, ротного атамана, напомню в те времена в тех местах ватага в 200 человек считалась огромной армией). И уже по делам египетским он воевал в Омане, Сирии и Эфиопии. Его поход на Египет и взятие Александрии? Всего лишь переброска сил и занятие оставленной англичанами Александрии в ходе клубка военных конфликтов с участием Османской империи и европейских держав, нашедших отражение в истории под ярлыком «турецко-египетских войн».
Напомню, что на карте военных походов Мухаммеда Али Египетского и его соратников подозрительно отсутствует Магриб, что может быть объяснимо, если там действовал союзный вали, отнесённый в прошлое.
Но, повторюсь, это лишь моё скромное мнение