Столкновение византизма и евангелизма на Руси (как это было)

Dec 28, 2012 09:30

Издавна интересуюсь этой темой, она близка мне с самого момента личного обращения к Богу...

Оригинал взят у baptisti_vl в Столкновение византизма и евангелизма на Руси

По мнению ряда историков события, происходившие на Руси 700-500 лет назад стали ключевыми для всей последующей истории  русского народа. Тогда в русской Церкви происходило столкновение таких явлений как византизм и евангелизм. Победивший византизм формировал менталитет русского человека. Менталитет, который в значительной мере определил дальнейшей ход событий в нашей стране. Процесс этого столкновения описала в своей статье известный евангельский историк, доктор исторического богословия Марина Сергеевна Каретникова


Казнь стригольников в Новгороде в 1375 году.
«Столько было утопленных, что Волхов не мог нести воды свои»…
Миниатюра Никоновской лицевой летописи, XVI век
НОВГОРОДЧИНА - РОДИНА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
.
Марина Каретникова
.
Во время татаро-монгольского нашествия состоялся массовый исход населения южных городов Киевской Руси на север, под защиту лесов, которые станут естественным барьером для наводящей ужас летучей конницы Золотой Орды. И новым центром Руси станет Москва: «Москва обязана своим величием ханам» , - скажет историк Карамзин.
.
Но прежде чем стать центром будущего Московского государства, Москва была просто перевалочным пунктом, молочной мызой, местом отдыха и подкрепления на пути в Великий Новгород. Само ее название тогда означало «коровья лужа». А центром притяжения был Новгород.
.
Исторически оба города возникли почти одновременно: 1136 год - Новгород и 1147 год - Москва. Но судьба их складывалась различно.
.
Новгородская земля расположилась привольно между Балтийским морем и Уральскими горами. Найдите хоть одну европейскую страну такой протяженности! Наш Петербург, таким образом, находится на территории Новгородской республики, унаследовав некоторые ее черты!
.


Новгородский торг. Художник А. М. Васнецов
.
В описываемое время - XIV-XV века - это была республика с самоуправлением через вече, близкая к Западу через Союз прибалтийских городов, Ганзу. Население ее было социально активно и грамотно. Независимо в своих суждениях: люб или не люб им князь, и если нет, то могли «показать ему путь», - на выход. Люди были любознательны; купец Афанасий Никитин, совершивший поход в Индию, был из них.
.
Поэтому неудивительно, что они оказались нетерпимыми к грубому нарушению евангельского церковного порядка в «поставлении пастырей на мзде», то есть торговле церковными должностями. Обнародовали это нарушение дьяконы Карп и Никита, которые начали свой миссионерский труд на улицах и площадях города, под открытым небом.
.
Они были людьми «книжными», то есть знавшими Писание, людьми нестяжательными и нравственными и еще - «учительными». Их проповедь привлекла большую аудиторию, к ним примкнули несколько «простецов», людей не церковного звания, но тоже хорошо знавших Писание и ревновавших о чистоте веры у тех людей, которые ее распространяют. Они обличали корыстолюбие, жадность и безнравственность священнослужителей.
.
Их прозвали «стригольники». Это слово неясной этимологии закрепилось за новыми проповедниками до самого появления в Пскове и Новгороде евангельских церквей уже в эпоху Грозного, в 1559 году.
.
На одной критике религиозные движения не растут. Стригольники призывали вернуться к простоте первохристианства, пересмотреть все установления православной церкви с точки зрения Евангелия. Они провозглашали господство духовности над обрядностью, отрицали идею умилостивления Бога за умерших, не признавали исповеди перед людьми, а только перед Богом. Склонялись к духовному толкованию причастия, проповедовали в качестве «духовных помощей» пост, воздержание и молитву, вообще - строгость к себе, а не к ближнему.
.
Стригольники вышли из своих церквей и собирались у «молельных» столбов или крестов. Все идеи стригольников, брошенные в мыслящие умы, приводили их в действие.
.
Карп и Никита поставили под вопрос дееспособность пастырей, «поставленных на мзде». Виновно в этом было само православное богословие, которое отдало вопросы спасения в руки пастырей, совершающих спасительные таинства. Евангельского понимания Благой вести в православии как не было, так и нет. Если же пастыри вели себя недостойно, то у прихожан могло быть «кораблекрушение в вере».
.
В трудах стригольников есть образ добрых пастырей: «учительны, строги к себе, благожелательны к прихожанам, гуманны, уважительны к женщинам, заботливы к социальным низам.» По признанию самих преследователей стригольников, это были люди «книжные, чистого жития, молебники и постники».
.
Это было время прекрасное, когда Божье Слово прорвалось сквозь обряды и традицию и вышло на перекрестки и площади Новгорода: «распутья и ширины градные». Прекрасное, но короткое время.
.
Зато, уничтоженное, оно через пятьдесят лет проявилось уже в массовом масштабе, о чем мы узнаём из бесстрастной строчки летописи: «Столько было утопленных, что Волхов не мог нести воды свои»…
.
Ужасное время, ужасная судьба наших братьев, я бы и не упоминала об этом и жить бы тогда не хотела, если бы от их свидетельства не родилось нечто такое прекрасное, что заслуживает названия «Великого момента».
.
Недаром академик Тихомиров назвал движение стригольников «первым евангельским движением на Руси». Оно фактически никогда не кончалось, потому что было вызвано стремлением не только переписывать и переводить Евангелие, чем занималась Киевская Русь, но и осваивать его содержание, жить по Писанию. А это тема - бездонная!
.
Разумное понимание истин Библии обязательно связано с социальным опытом, поэтому Бог дает нам исторически пережить большое разнообразие этого опыта. Это как общее правило, но трудно представить себе эпоху, более богатую историческими событиями, чем эпоха Ивана III.
.
В это время Русь освободилась и от византийского влияния в церкви (1453 год -падение Византийской империи), и от татарского ига: 1480 год - стояние на реке Угре, после которого татарское и русское войска разошлись в разные стороны и кончилось иго, продолжавшееся почти 250 лет.
.
Великий князь стал первым государем всей Руси, которая стала называться Россией. Герб Византии - двуглавый орел -  стал гербом России. А женой русского царя стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора.
.
Немудрено, что у русских от всех этих событий закружилась голова, и в ней начала прорастать идея Третьего Рима: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
.
Закружилась голова и у первого нашего царя Ивана III. Он пошtл походом против Новгорода со словами: «Вечевому колоколу не быть, посаднику не быть, а государство все нам держать».
.
В учебниках это событие называется «присоединение Новгорода к Москве», но на самом деле до присоединения было еще очень далеко. Зато Новгород сильно влиял на Москву идейно, а новгородцы смотрели на необразованную Москву свысока.
.
Москва издавна жила объединением русских земель в единое государство, готовясь противостать татарскому нашествию. Дмитрий Донской присоединил к Московскому княжеству Владимир, Галич, Тулу. Василий I - Нижний Новгород и Муром. Сын Александра Невского Данил, князь Москвы, отвоевал Коломну и получил в наследство Переяславль. Его сын Юрий отнял Можайск у смоленских князей.
.
Его брат, Иван Калита, был в хороших отношениях и с золотоордынским ханом (привозил ему подарки), и с церковью, поэтому получил важное поручение - собирать дань со всех княжеств. Власть Москвы росла. Летописец пишет: «Была тишина великая на всей русской земле, и перестали татары убивать христиан». Население России в то время составляло примерно 9 миллионов человек.
.
XV век со всеми этими событиями был веком повышенного интереса к книгам Библии, тем более, что в 1491 году ожидался конец света (7000-й год от сотворения)! Летописец свидетельствует: «Ныне же и в домах, и на путях и на торжищах иноки и мирские и вси сомняться, все о вере пытают, и не от пророков, но от еретиков».
.


Новгородское вече. Художник А. М. Васнецов
.
Центром этого интереса был, конечно, Новгород. Иосиф Волоцкий, настоятель Волоколамского монастыря под Москвой, выступил против знания и независимого мышления новгородцев: «Всем страстям мати - мнение. Мнение - второе падение» Сам он был великим начетчиком: все его произведения были набором сотен цитат. Он негодовал: «Еретики столько прельстиша, яко не исчести можно».
.
Книги Библии стали предметом не только душеспасительного чтения, но и пристального разбора, ожесточенных споров. Постепенно кристаллизовались две центральные темы: что является авторитетом в вере и что делать с еретиками? Нужно собирать Собор! На Соборах 1490 и 1504 годов выявилось противостояние стяжателей и нестяжателей, центрами которых были Иосифо-Волоколамский и Кирилло-Белозерский монастыри.
.
Взгляды нестяжателей очень близки стригольническим: тот же идеал доброго, учительного пастыря, то же сердечное отношение к Писанию, размышление над ним, умение беседовать и с инакомыслящим, то же отвращение к мздоимству и тунеядству иерархов, то же желание восстановить нравственную чистоту первохристианской церкви.
.
Нил Сорский, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря, учил сосланного в его обитель Вассиана Патрикеева, знатного боярина, попавшего в немилость царя из-за отца: «Возлюби нищету и нестяжание и смирение, ищи внутреннего озарения, при котором не должно быть зримых образов». Нестяжатели были против поклонения иконам.
.
Вассиан Патрикеев, блестящий дипломат и воевода, должен был стать смиренным иноком, это было ему трудно, и он вопрошал Нила Сорского, что ему делать со своими «помыслами». И тот ему советовал взирать на «ничтожность и тленность мирской жизни, где слава и честь и богатство яко сень мимо идоша и яко дым исчезоша». Нил далее наставляет Вассиана в монашеских добродетелях, особенно в послушании Божественным Писаниям.
.
Проповедь Нила пала на благодарную почву: Вассиан только что пережил крутую ломку своей судьбы. Вассиан знакомится с богословской литературой, изучает Священное Писание и становится одним из сильнейших церковных публицистов своего времени. Он принимает участие в идеологической религиозной борьбе на стороне нестяжателей - против монастырского землевладения, за авторитет Библии и против физической расправы с еретиками, которых надо не убивать, а убеждать.
.
Нестяжатели фактически поддерживали царя в его желании конфисковать церковные земли, а Иосиф Волоцкий яростно защищался. Царь хотел дать власть нестяжателям, но они не брали ее, они хотели уединения!
.
При дворе самого царя образовался кружок религиозных вольнодумцев под руководством дьяка царя Федора Курицына. Не путать дьяка с дьяконом! Кружок был авторитетный, в него входила, например, сноха царя Елена Волошанка, мать предполагаемого наследника - Дмитрия.
.
Федор Курицын был образованным человеком со знанием языков, он принимал иностранные делегации и доводил до народа царские указы, то есть был дипломатом и администратором. От Федора Курицына осталось одно и то сильно зашифрованное «Лаодикийское послание».
.
Но его мысли идут в том же русле, что и стригольников: он - сторонник образованности, знаний и свободы воли, авторитетом в делах веры признает только Писание, а не предание. Не признает никаких посредников, видит силу человека в его мудрости, а внешнее жительство считает фарисейским, так же, как и церковное покаяние, не сопровождающееся отказом от дурных дел. Церковь он видит как союз единоверцев, где важна любовь к ближнему.
.
Все эти идеи они черпали из Библии, которую прилежно изучали. Царь даже выписал в Москву двух знающих священников из Новгорода, Дениса и Алексея, они при нем были высшим кремлевским духовенством, и царь услаждался беседами с ними и был согласен с их религиозными суждениями. Это тоже было прекрасное время и тоже короткое. И я бы тоже хотела там быть.
.
В это же время в Пскове настоятель Немчинова монастыря чернец Захарий в течение трех лет вел диспут с архиепископом Геннадием, присланным из Москвы для борьбы с продолжающейся новгородской ересью. Он называл Захария «стригольником» за то, что тот постриг монахов, а причастия им не давал, говоря: «А у кого причащаться? Попы на мзде поставлены».
.
Обвиненный в ереси, Захарий назвал самого Геннадия еретиком. Новгородцы смотрели на московских иерархов свысока, те уступали им в образованности и в знании Библии, не имели религиозных корней и богатых библиотек. У новгородцев были книги Библии, которых не было в распоряжении Геннадия, поэтому в диспутах с Захарией он проигрывал и, требуя Собора, говорил: «О вере никаких речей с ними не плодити, только для того учинити Собор, что их казнити - жечи да вешати».
.
Но это уже не наша тема, это неинтересно. Зато интересно другое: преследуемые вольнодумцы искали и находили защиту у нестяжателей, и те переправляли их в Литву, где они основывали молитвенные дома! Нам известно имя талантливого проповедника Фомы Косого и его брата, богослова из народа Феодосия Косого.
.
Московско-новгородское движение, осмысливающее Библию в новых условиях, охватившее широкие слои населения - купцы, ремесленники, низшее духовенство, крестьянство и даже боярско-княжеские круги, - представляло собой самую энергичную и серьезную попытку и духовного, и материального претворения Писаний в жизнь. Человеческую попытку. Но есть и действие Духа Святого, когда причина и следствие могут быть разделены одним-двумя поколениями. Киевская Русь прирастала церквами, Московская и Новгородская - монастырями.
.
Максимум подвижничества - в XV-XVI веках. Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву Лавру, его друг Кирилл ушел к Белому морю, выкопал там пещерку и на том месте образовалась обширная Белозерская обитель. Нил Сорский, подвижник, ученый, переводчик, толкователь Отцов церкви (его идеи - умное делание (молитвенное) и исихазм), основал обитель на реке Сорке, севернее Вологды. Наши молитвы, наше исследование Писаний, наш ежедневный миссионерский труд - все ид5т к Богу, а от Него - к людям, к нашей же земле.
.
За стригольниками идут нестяжатели, а за ними - уже евангельские церкви. Иван Грозный во время Ливонских войн велит утопить перед его глазами Фому Косого, однако тогда же возьмет в плен в Эстонии лютеранского пастора, которого в Пскове посетят русские евангельские верующие тайной, подпольной евангельской церкви! А потом этот пастор станет основателем евангелических церквей в Москве при поддержке все того же русского царя! Дивны пути Твои, Господи!
.
.
.
Для интересующихся этим периодом русской истории я рекомендую следующие книги:
.
«Русское богоискательство», М.С. Каретникова, Альманах по истории русского баптизма, Библия для всех, 2006,
«Византизм и евангелизм», В.А. Бачинин,  СПбХУ, 2003.
.
Взято из газеты "Мирт"
Previous post Next post
Up