совынеточемоникажутся. ДЬЯВОЛЬСКИЙ ЗООПАРК ПОД ПОДУШКОЙ

Mar 24, 2012 14:23




14 марта в нижегородском ТЮЗе театр одновременной игры «Zоопарк» представил премьеру страшной сказки для взрослых «Человек-подушка» по пьесе культового ирландского драматурга и режиссёра Мартина Макдонаха. Билеты раскупили задолго до премьеры, в малом зале ТЮЗа было яблоку негде упасть. И это неудивительно: в таком большом городе, как Нижний Новгород, катастрофически мало современных постановок, занимаются ими единицы, и большинство неклассических спектаклей носят сугубо коммерческий характер. В такой обстановке миссия театра «Зоопарк» не только художественная, но и просветительская, это одни из немногих людей, которые знакомят нижегородцев с современной, актуальной драмой.

Макдонах - один из самых значимых драматургов нашего времени, знаменит также своим фильмом «Залечь на дно в Брюгге», а «Человек-подушка» - одна из самых важных его пьес. Эта «страшная сказка для взрослых» сложна и многогранна, но смотрится на одном дыхании. Представьте себе, что Фон Триер (в роли Фон Триера режиссёр Ирина Зубжицкая) решил экранизировать Кафку и Братьев Гримм одновременно, добавив туда львиную долю тарантиновского чёрного юмора - по крайней мере, так это смотрелось у театра Зоопарк. Зрелище нервное, болезненное, но эстетический оргазм обеспечен.

С первых минут зрителя погружают в напряженную и непредсказуемую атмосферу самого, пожалуй, жуткого места, которое он может себе представить. Это не пустынный город, населённый зомби и не зловещее кладбище с вампирами - оставим такие невинные шалости для детских сказок. Это полицейские застенки воображаемого тоталитарного государства (страшные застенки делал художник Александр Лавров) с типичным хорошим и плохим полицейским (прекрасный дуэт Александра Сучкова и Валентина Омётова), однако не так просто разобраться, кто из них кто. Причём в их цепких лапах оказываются самые уязвимые в тоталитарном обществе жертвы - творческий человек, писатель, и его умственно неполноценный брат (ещё один прекрасный дуэт Льва Харламова и Сергея Блохина).




Репрессивная машина изображена в зоопарковской постановке с особым эмоциональным размахом - невольно сказывается и советская история, и события в современной России (кстати, по какому-то зловещему совпадению имена жителей воображаемой тоталитарной страны подозрительно похожи на восточноевропейские). Но государственная машина подавления - не самый страшный демон, даже если он придёт за всеми, кто осмелится высказать собственное мнение. Самые страшные демоны, как водится, живут в нас самих, причём с самого детства. Неудивительно, что все рассказы, порождённые больным сознанием писателя, происходят в мире детей, не столь невинном и безоблачном, как принято считать. Вымышленные ужасы «сказок в сказке» высвобождают в героях драмы их собственных чудовищ, заставляют их постоянно раскрываться с самых непредсказуемых сторон. В такой атмосфере сама смерть порой выглядит желанным избавлением от страданий и ответственности - вот почему в пьесе так много фантазий на вокруг неё.

Затрагивая столь жуткие темы, зоопарковская постановка совершенно не скатывается в мизантропию и нигилизм, свойственный современному искусству. Вся пьеса пропитана парадоксальным ирландским юмором, иногда грубым и циничным, иногда тонким и на поверку намного более чёрным, чем английский. Театру «Zоопарк» этот юмор удаётся передать досконально. Восхитительная игра актёров и блестящие диалоги, если копнуть глубже, пропитаны любовью не только к самой пьесе и её автору, но и к жизни, людям, а главное - творчеству.




Любое творчество имеет право на существование. Даже если у автора совершенно больное воображение и абсолютно провальная литературная карьера. Даже если ради него приходится проходить сквозь нечеловеческие страдания. И любая жизнь достойна того, чтобы её прожить. Даже если боли в ней намного больше, чем радости. И, раз уж автору, режиссёру, актёрам и художникам удаётся передавать такими жутковатыми постмодернистскими средствами столь мощный и редкий в наши дни гуманистический месэдж - смотреть нужно однозначно. Каждый нижегородец, считающий себя мало-мальски культурным, должен сходить, я считаю.

Ближайшие спектакли, на которые у вас есть возможность попасть, состоятся 1 и 12 апреля. Не откладывайте покупку билетов в долгий ящик, их быстро расхватывают.

совынеточемоникажутся, Zоопарк, Человек-подушка

Previous post Next post
Up