Житие сорокалетнего графа Амвросия фон Сиверса, епископа Готфского андреевской ветви «Катакомбной истинно православной церкви», напоминает то историю психического заболевания, то похождения религиозного афериста, но отнюдь не безобидного.
Сегодня его виртуально-оккультная организация является наиболее экстремистской псевдоправославной сектой на территории России. Причем с откровенно фашистской идеологией. На соборе 2005 года церковью Сиверса к лику святых были причислены военные преступники периода Второй мировой войны Константин Воскобойник и Бронеслав Каминский. А до того - не кто иной, как Адольф Гитлер. В канонах ИПЦ есть даже молитвы св. Атаульфу Хитлеру (Берлинскому). Откуда же взялся этот странный человек?
Рассказывает историк Алексей Безгодов, главный редактор газеты «Старообрядческие вести»: «Настоящее его имя Алексей Смирнов, 1966 года рождения. В начале 80-х он хипповал и носил кличку «Граф», так как уже тогда причислял себя к потомкам немецкого графского рода. В середине 80-х он, как и многие другие хиппи, обратился в православие и стал на некоторое время послушником Троице-Сергиевой Лавры. Затем Смирнов ушел из Лавры и объявился через пару лет уже как «инок Амвросий». В 1994 году он объявил, что в Сибири нашел очень старого епископа Амфилохия, последнего иерарха «Андреевского катакомбного единоверческого согласия», которого привез в Москву и который его поставил в сан «епископа Готфского». Пикантность ситуации заключается в том, что престарелый епископ якобы умер сразу после этого». Тем не менее фон Сиверс сумел втереться в доверие и получить деньги от Русской православной зарубежной церкви. Когда же иерархи РПЗЦ разобрались, что их надули, самозваный епископ нашел новую нишу - историческую.
Он осуществил масштабный проект по фальсификации истории русского православия. Фон Сиверс нашел «документы» из истории катакомбного движения начала ХХ века. Долго ему удавалось обманывать историков и даже снискать популярность и авторитет. Но экспертиза «уникальных документов» доказала подлог. Подписи, будто принадлежащие пяти или шести епископам старой ИПЦ, были сделаны одной рукой - Смирнова-Сиверса.
Это «Амвросия» не обескуражило. «Сиверс начал формировать свою собственную конфессию. Он стал «рукополагать» множество «епископов», «священников». Однако никто их никогда не видел». Параллельно «Амвросий» попытался легализовать свой сан через официальные контакты со старообрядцами.
С засланным "казачком"
Никитой Деминым. Авторитетнейший из старообрядческих епископ Киевский и всея Украины Савватий (Церковь белокриницкого согласия): «Было установлено, что его ставленая грамота не является старообрядческой ни по форме, ни по сути и противоречит ряду правил… никто из староверов Сибири никогда не слышал о епископе, который якобы поставил «Амвросия» в сан… в указанных «Амвросием» местах, где якобы проживают многочисленные «андреевцы», оных не обнаружено, и местные староверы ничего о них не слышали».
Но и это Смирнова-Сиверса не смутило, продолжает Алексей Безгодов: «Он стал, поливая грязью все конфессии, заниматься мифотворчеством. Главным его мифом является то, что к нему якобы массово присоединяются староверы. На поверку это оказалось ложью. К нему присоединились 20 человек, действительно бывших некоторое время в старообрядчестве, однако не имеющих старообрядческих корней и происходящих из разных праворадикальных партий вроде РНЕ».
Сам «фон Сиверс» утверждает, что в его церкви прихожан более миллиона. Это, очень мягко говоря, не так. Но и оценка Безгодова слишком оптимистична. По оценкам независимых наблюдателей, «церковь Сиверса» только в Москве насчитывает около 300 апологетов. Учитывая сетевую структуру «катакомбников», основанную на десятилетиях выживания в условиях конспирации, полной информацией о численности этой экстремистской организации может обладать только сам «Амвросий». Вступить в ИПЦ непросто.
Обсуждение феномена заметного деятеля молодежной контр-культуры Алексея Смирнова, называющего себя "архиепископом Готфским", "Амвросием", "графом Сиверсом" и пытающегося создать собственную старообрядческую юрисдикцию, состоялось 27 сентября в Москве, в прямом эфире авторской программы Андрея Езерова "Посолонь" на канале "ЕвразияТV".
Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", Андрей Езеров основное внимание уделил не истории конфессии, созданной "графом Сиверсом", а молодежной социальной среде, из которой рекрутируются адепты этой группы. Сиверс, по версии ведущего, принадлежит к типу "парня с окраины" большого города, "подобно ряду героев поэта Всеволода Емелина". "Действительно, из спальных районов или пригородных рабочих поселков крупных городов обычно и выходят Сиверсы и Копцевы и их поклонники", - констатировал Андрей Езеров. Но, по его мнению, таким амбициозным "кшатриям", "романтикам с большой дороги", "мачо" и "пассионариям", когда они начинают задаваться религиозными вопросами, не находится места в иерархическо-бюрократической среде РПЦ МП, Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) и других "официально признанных конфессий". Возникает соблазн основать свою конфессию с заведомо сомнительным, а то и прямо вымышленным "апостольским преемством".
Не снимая со Смирнова ответственности за ложь, за фабрикацию истории Катакомбной Церкви, Андрей Езеров попытался найти ответ на вопрос, почему такие амбициозные личности как Смирнов вынуждены вставать на путь обмана и подлогов.
Интересна характеристика социального состава "архиепископии Готфской", которую сделал Андрей Езеров. Он отнес к ней "повзрослевших скинов", бывших "дезориентированных РНЕшников", "психофашистов", футбольных фанатов с выраженным фашистским компонентом, "готов" (участников одной из молодёжных субкультур).
Автор программы оценивает нынешнюю численность прямых и косвенных адептов Сиверса от пятисот человек до тысячи. В Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Воронеже, Уфе и ряде других городов есть их ячейки. Часть сторонников Сиверса является "виртуальными верующими", проявляющими свою конфессиональную принадлежность и вообще религиозность только по Интернету.
Сам Сиверс определял численность своей группы в несколько миллионов.
Аутентичные "андреевцы" (последователи иерархии, восходящей к архиепископу Андрею (Ухтомскому), расстрелянному в 1930-е гг.) присоединились к Сиверсу в Санкт-Петербурге, но после "грязных домогательств Сиверса к девушке из их общины", сообщил Андрей Езеров, покинули его группу.
Больше всего, две-три тысячи аутентичных "андреевцев", проживает в Башкортостане, где они превратились в квазистарообрядческое согласие, по сути мало отличающееся от уральских часовенных. Значительную их часть составляют башкирские чуваши. Последний исторически достоверный епископ, имевший отношение к "андреевцам", Димитрий (Локоток, Локотков), умер в Тюменской области где-то на рубеже 1970-х гг.
Амфилохий (Шибанов), якобы поставивший Сиверса в архиереи, является, судя по всему, мифическим персонажем. Кстати, у этой организации есть свои "еретики":
В размещенном "Димитрием Анафематом" на своем сайте окружном послании, со ссылкой на "откровение Исуса Христа", сообщается, что Амвросий Сиверс "низложен и запрещен". Дмитрий Руцкий провозгласил себя "и.о. местоблюстителя Готфской архиепархии".
Среди оснований "низложения" Сиверса указываются учения последнего о том, что Вселенская Церковь впала в полуаринство со времени II Вселенского Собора, Никеоцареградский Символ Веры является еретическим, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст не являются святыми, нельзя молиться Богородице о спасении и т.п. По утверждению послания, Сиверс отождествляет Христа и Бога Отца - Яхве, проповедуя монофизитство и антитринитаризм. Лидер санкт-петербургской группы, долгое время являвшийся идеологом "сиверсовской" секты и издававший ее печатный орган - журнал "Русское православие" (где также печатался скандальноизвестный Георгий Кильчицкий), в настоящее время создал антитринитарную "Христианскую монотеистическую церковь". По мнению Дмитрия Руцкого, учение этой секты и лежит в основе нынешнего «богословия» Амвросия Сиверса.
Спустя некоторое время после раскола, в начале апреля, "Димитрий Анафемат" издал указ о роспуске "боевых ячеек" "Русского православного национал-социалистического движения" (РПНСД) на территории Чувашии. РПНСД, которое имеет свой официальный сайт в Интернете и печатный орган, издающийся в Перми, является радикальной фашистской организацией, созданной А. Смирновым. Смирнов-Сиверс считает Адольфа Гитлера "богоданным вождем", пропагандирует радикальный расизм и активно использует фашистскую символику. Эту идеологию отчасти унаследовали отделившиеся от него чебоксарские общины, которые, впрочем, признали своим "вождем" Дмитрия Руцкого.
Со своей стороны, Амвросий Сиверс издал 9 апреля анафему на "нового смутьяна Димку Рутского", обвиняемого в проповеди учения о чистилище, в котором пребывает "богоданный вождь Адольф Гитлер", и считает Богородицу "тварным спасителем". В тексте своей анафемы Сиверс косвенно признает обвинения, выдвинутые против него Дмитрием Руцким, утверждая, что учение о непогрешимости Вселенских Соборов - это "латинские басни". В общем, в этом мире очень много забавного.