Юрий Владимиров “В немецком плену”.

May 05, 2011 07:28



Читать про будни рядового солдата всегда интересно, ибо это и есть война, ибо это и есть жизнь, которой живёт каждый из нас.
Рядовой солдат - это не герой, это обыватель, который волей исторических обстоятельств оказался песчинкой кровавого месива, в котором решались судьба Европы и мира.
И главная задача этого солдата - выжить.

В конце концов, кому война, а кому мать родна, и легко говорить о самопожертвовании, о героизме, когда рассуждаешь об абстрактных понятиях, которые тебя коснуться не могут.
Поэтому экстраполировать на реальные судьбы какие-то идеологические императивы - бессмысленно, последние существуют только на страницах пропагандистских фельетонов, призванных объяснить обывателю, о котором мы сейчас говорим, за что собственно он умирает. Объясняют они плохо и объясняют скорее его потомкам, за что погиб на давней войне дедушка.

А обыватель действительно толком не знает за что. Это сегодня всё ясно, когда Война стала главным символом в российском национальном мифе, а национальный миф - это вещь такая.
Там строго определенно, что такое хорошо, а что такое плохо и каких-то двояких трактовок миф не допускает и режет человеческие судьбы и страдания как нож масло. Кому какая разница, какие у вас были обстоятельства, в глазах общности всё просто: в этих окопах - свои, а в тех - чужие.

К чему я это: что такое хорошо, а что такое плохо мы знаем, а вот что было на самом деле не догадываемся.
Это не особенно важно: какая разница что было, ведь мы такие какие есть и не изменимся от любых разоблачений. Более того, скорее всего за эти разоблачения дадим по морде.
Нам просто интересно, узнать, каким был быт обычного российского человека в таких экстремальных условиях, и что это был за российский человек.
Ведь сегодня за окном не только другая историческая и культурная реальность, но и за окном ходит другой гомосапиенс, у которого общего с тем, советским военного времени, только генетическое родство.
В таких книгах мне интересно в первую очередь это.

Судьба автора проста: попал в армию, попал в окружение, сдался в плен, попал в больницу, после больницы был вывезен в Германию, там работал до прихода советских войск, позже репатриация в СССР, где временное понижение в правах и обычный быт советского человека на остаток жизни.
Всё самое интересное в жизни г-на Владимирова произошло в молодости, когда он благодаря бурной эпохе был вырван из своей обычной жизни и вынужден был выживать в сложных условиях.

Я вот давно думаю: если бы не было войны, то о чём бы размышляли поколения войну заставшие, какой бы у них был смысл жизни, не в житейском плане, здесь смысл жизни понятен, а в плане общественном.
Не пришли бы немцы в июне 41-го, как бы эти люди смогли объяснить своё существование со всеми этими сталинизмом, беломорканалами, гулагами и серостью, беспросветной серостью быта в более спокойные годы.
А так война дала смысл к существованию трём поколениям людей и примирила пожалуй непримиримое.

В 80-е физического врага не оказалось и система рухнула, и мне не кажется, что в 80-е люди были хуже, даже наверное получше, но СССР отказался функционировать только потому, что был не в состоянии выпускать ширпотреб достойного уровня.
Не пришли бы немцы, почему бы такое не могло случиться с империей Сталина?
Но немцы пришли и благодаря давлению танковых траков из разнородного внутриконфликтного общества, которого связывал воедино разве что государственный институт, причем не настолько жёсткий как это принято сегодня говорить, скорее бессмысленно жестокий, образовалось новая общность, отправной точкой которой была травма нанесённая в этой войне.
Причём скорее не самой общности, а её символам.

Г-н Владимиров попал в немецкий плен и понял, что в Германии живут такие же люди. Не хватало многого, были страдания, унижения, дикость, но кого-кого, а не советского человека начала 40-х этим удивишь.
Удручало скорее другое. Немецкое государство не воспринимало советских граждан за людей и из-за этого последним в оккупации и в плену приходилось существовать за границей человеческого достоинства.
Выжить в немецком плену, если у тебя приличное здоровье и есть смекалка было можно, но само это выживание - вещь сугубо неприятная, но человек - это существо, которое привыкает ко всему, тем более человек советский, выросший впервые десятилетия советской власти, этот по природе своей может всё снести.

А так, что русские, что немцы, что чуваши как автор - люди как люди. Есть плохие, а есть и хорошие, а вся идеология пропадает как только нет возможности эту идеологию применить и она пропадает даже у её носителей.
Страх за свою тушку - это движитель этой жизни, о чём и повествует эта книга.

Забавно, что г-н Владимиров пишет, что русские - это единственная группа в плену вместе с русскими украинцами у которой не было землячества. У всех остальных было, а у русских не было. Пленным для самосознания не хватало представителей Движения против нелегальной эмиграции.
Ну и не могу отметить, что мышление даже у таких русифицированных людей как г-н Владимиров не совсем наше, как-то они всё иначе, со своей колокольни воспринимают, но это нормально и естественно.

Я веду ЖЖ уже восьмой год и поздравляю там только с тремя праздниками. С Рождеством. С Пасхой. С Днём победы.
Я нерелигиозный человек, зашёл тут давече в церковь свечку поставить, было стыдно, я не уверен, что умею правильно креститься и вообще соблюдать внешний этикет, но с праздниками этими поздравляю. Потому что это моя культура.
Тоже самое касается и Дня Победы, так уж получилось, что все мы из этой даты произошли и не изменит этого даже ежегодная вакханалия, когда самая последняя публичная сволочь не пропустит случая для самопиара.
Эта дата наполняет смыслом наше гражданство.
Previous post Next post
Up